Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:23, доклад
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». В ст. 18 ГК РФ тоже предусматривается возможность для граждан заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.
Сущность и значение малого предпринимательства
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». В ст. 18 ГК РФ тоже предусматривается возможность для граждан заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Согласно ГК РФ (ст. 23,50) каждый человек может заниматься предпринимательской деятельностью путем создания юридического лица или без образования такового с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Вне зависимости от формы собственности в случае удовлетворения соответствующим законодательно установленным критериям численности занятых работников, оборота хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в РФ осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, внесенные в Единый государственный реестр и соответствующие следующим условиям:
1. в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических или физических лиц, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
2. в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% процентов;
3. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
средние предприятия — от 100 до 250 человек включительно;
малые предприят ия — до 100 человек включительно;
микропредприятия — до 15 человек (выделяются в составе малых).
4. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий год для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства не должна быть больше:
средних предприятий — 1000 млн руб.;
малых предприятий — 400 млн руб.;
микропредприятий — 60 млн руб.
При этом принимается наибольшее значение указанных условий для отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимательству.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значения выручки от реализации (без НДС) или балансовой стоимости активов выше или ниже предельных в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Малое предпринимательство играет существенную роль в экономике разных стран. Оно оказывает большое влияние на ее развитие в силу следующих основных преимуществ:
-массовости явления, вызванной стремлением людей улучшить свое материальное положение;
-возможности полного проявления своих индивидуальных способностей, реализации идей и стремлений;
-определенной независимости действий субъектов малого предпринимательства;
-низкой потребности в первоначальных и последующих капиталовложениях;
-высокой способности реагировать на постоянное качественное изменение спроса, развитие технологий, науки и техники;
-высокого уровня адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования;
-гибкости и оперативности принятия и выполнения принимаемых решений;
-возможности создания условий для увеличения числа рабочих мест.
Развитие малого предпринимательства происходит под воздействием перечисленных факторов, действующих иногда противоречиво. Например, развитие технологий, науки, с одной стороны, предполагает наличие крупных предприятий, поскольку требуются большие капиталовложения, с другой стороны, ведет к сокращению числа рабочих мест на этих крупных предприятиях, поскольку большая часть технологических процессов производства автоматизируется. Увеличивающееся число безработных порождает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
Предприниматели как собственники малых предприятий всегда стремятся к экономии ресурсов и инвестированию. Представители малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, постоянно меняющийся вследствие развития технологий, науки и техники. Крупные же предприятия не могут оперативно реагировать на быстрое изменение спроса в силу инертности производства из-за его громоздкости. Высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, гибкость и быстрота принятия решений всегда положительно сказываются на деятельности предприятия.
Малое предпринимательство как продукт перехода экономики в новое качество имеет и недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
-зависимость от крупных компаний, создание субъектов малого предпринимательства зачастую по инициативе крупных, которые поручают им заниматься отдельными видами производства или устанавливать тесные связи с рынком;
-высокий уровень риска и финансовой неустойчивости на рынке;
-недостатки управления малым бизнесом прежде всего из-за недостаточных знаний, опыта и квалификации руководителей- предпринимателей;
-трудности в получении дополнительных финансовых средств;
-повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
-негативное отношение определенной части населения, напрямую связывающей предпринимательство только с посредничеством, куплей-продажей и т. п.
Малые предприятия, являясь важной частью хозяйственной структуры, позволяют повысить гибкость и адаптивность экономики, способствуют развитию конкуренции, создают особую инновационную среду, укрепляют социальную стабильность, дают возможность перехода к ресурсосберегающему типу экономического роста и др. Сегодня в секторе малого предпринимательства производится основная часть ВВП во многих промышленно развитых странах (от 40% в США до 70% в среднем по странам ЕС), обеспечивается работой большая часть трудоспособного населения (от 50% в США до 70% в среднем по странам ЕС), осуществляется большая часть всех инноваций (из 60 крупных открытий XX в. почти 50 были сделаны на малых и средних предприятиях).
По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже тогда, когда 20—30% граждан страны имеют собственное дело. В развитых странах малый бизнес составляет основу среднего класса — влиятельной общественной страты, объединяющей 60—80% населения. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке, что особенно значимо в условиях кризиса.
Государственная политика в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РФ предусматривает следующие меры:
-специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
-упрощенную систему составления бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
-упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
-льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
-обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
-обеспечение прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
-обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-иные меры, направленные на обеспечение достижения целей и принципов Закона № 209-ФЗ
Субъекты малого предпринимательства
Коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица , занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
3. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
Информация о работе Сущность и значение малого предпринимательства