Сущность и классификация условий труда, влияющих на эффективность деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является улучшение условий труда на предприятии Крестьянское хозяйство «Тонус». КХ «Тонус» преобразовано в 2000 году из цеха по производству кисломолочной продукции, на базе бывшей столовой, после реконструкции, находится по адресу: Карагандинская область, Осакаровский район, с. Мирное.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
определение понятий условий труда на предприятии;
изучить факторы, определяющие условия труда;
рассмотреть основные направления оценки условий труда;
изучить улучшение условий труда и их социально-экономическую эффективность для предприятия;
рассмотреть основные направления улучшения условий труда;
разработать предложения и мероприятия по улучшению условий труда для повышения уровня производительности на предприятия КХ «Тонус».

Работа содержит 1 файл

Экономика и социология труда.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

      Социально-психологические  факторы, характеризуют взаимоотношения  в трудовом коллективе и создают у работников соответствующий психологический настрой.

      Поскольку производственные условия труда  рассматриваются с точки зрения их влияния на организм работающего, оценка их фактического состояния должна основываться на учете последствий  такого влияния на здоровье человека. При этом очень важно учесть все многообразие факторов, формирующих условия труда. Под влиянием конкретных условий труда формируются три качественно определенных основных функциональных состояния организма:

- нормальное;

- пограничное  (между нормой и патологией);

- патологическое.

      Каждое  из них имеет свои отличительные  признаки. Степень воздействия условий  труда на организм характеризуют  категории тяжести труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Влияние условий  труда предприятия  КХ «Тонус» на показатели эффективности его работы в динамике. 

      Создание  благоприятных условий труда, его  дальнейшее облегчение способствуют, с одной стороны, сохранению здоровья трудящихся, совершенствованию их трудовых навыков, а, с другой – повышению работоспособности и производительности труда, снижению текучести кадров и улучшению дисциплины на производстве.

      Основными общими показателями экономической эффективности мероприятий по НОТ, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост экономической эффективности и годовой экономический эффект, т.е. экономия приведенных затрат.

      Наряду  с этими показателями, используются и другие (частные) показатели: снижение трудоемкости продукции, относительная экономия (высвобождение) численности работников, прирост объема производства, экономия рабочего времени, экономия по элементам себестоимости продукции, прирост дохода (прибыли) на рубль затрат и срок окупаемости единовременных затрат.

      Произведем расчет экономической эффективности нескольких мероприятий по улучшению условий труда. Рассмотрим такие направления как проведение противошумовых мероприятий, повышение освещенности на рабочих местах, улучшение работы вентиляционных установок, применение рациональной окраски помещений и использование функциональной музыки. Исходные данные отражают опыт конкретного предприятия, а именно КХ «Тонус», они основаны на изучении статистическими службами опыта предприятия, где проводились работы по улучшению условий труда.

      Молочный  цех КХ «Тонус» включает основные и вспомогательные участки: лабораторию  контроля сырья итоговой продукции; микробиологическую лабораторию; приемки молока; изготовления масла, творога; участок производства кисломолочной продукции; участок разлива.

      Пример 1.

      В результате проведения противошумовых мероприятий (установка шумоглушителей), позволивших снизить шум с 94 – 108 дБ до 70 – 71 дБ, повысился удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени (в среднем по участку).

      Таким образом, удельный вес продолжительности  фазы повышенной работоспособности  в общем фонде рабочего времени  до внедрения мероприятия составил 0,47%, после – 0,62%. Годовой выпуск продукции предприятия до внедрения мероприятия составил 800000 тенге, после – 821200 тенге. При этом удельный вес рабочих данного участка в общей численности промышленно-производственного персонала составляет 5%, условно-постоянные расходы в с/с годового выпуска продукции – 160000 тенге, а стоимость технологического оборудования - 100000 тенге.

      Пример 2.

      Повышение освещенности на рабочих местах с 65 до 350 лк (замена ламп накаливания люминесцентными), улучшение работы вентиляционных установок, применение рациональной окраски стен и оборудования в цехе металлоконструкций позволило сократить потери рабочего времени и непроизводительные затраты труда.

      Таким образом, годовой выпуск продукции  молочным цехом до внедрения мероприятия  составил 2748900 тенге, после – 2871700 тенге, годовой фонд времени одного рабочего до внедрения мероприятия – 219 дней, после – 230 дней. При этом среднесписочная численность рабочих в цехе – 45 человек, удельный вес цеховой продукции в общем объеме производства предприятия – 7,1%, годовая выработка одного рабочего в базисном периоде – 13000 тенге, условно-постоянные расходы в с/с продукции – 238400 тенге, стоимость технологического оборудования – 150000, а единовременные затраты на проведение мероприятий – 31,0 тенге.

      Очень важный элемент системы управления трудовыми ресурсами и повышения производительности труда на предприятии КХ «Тонус» – это управление инвестициями в человеческий капитал. Он включает в себя обучение кадров в учебных заведениях, обучение управленческого персонала за рубежом, связь с учебными заведениями по схеме «Ярмарка специалистов», предоставление мест на предприятиях для практики с дальнейшим трудоустройством. Этому элементу в современных предприятиях уделяется мало внимания, и он не оценивается руководством предприятий должным образом.

      Необходимость стратегического управления в реальных условиях объясняется следующими причинами. Во-первых, за последние десять лет радикально изменилась среда, в которой действуют отечественные организации. Неустойчивое экономическое положение многих организаций связано с отсутствием у большинства руководителей глубоких экономических знаний, управленческих навыков и опыта работы в условиях конкуренции, необходимостью приспособления организаций к изменяющимся условиям внешней среды.

      Во-вторых, уход от централизованного планирования, приватизация и весь ход экономических преобразований в РК требуют от руководителей умения предвидения, формулирования стратегии, определения достоинств и конкурентных преимуществ, ликвидации стратегических угроз и опасностей, т.е. использования всех инструментов стратегического управления.

      В-третьих, применение идей и принципов стратегического  управления, необходимость изменений  в системе управления актуальны  не только для крупных компаний, с которыми было связано появление  стратегического управления, но и для средних и даже малых по размеру предприятий.

      Основными принципами стратегического управления как вида управленческой деятельности являются: долгосрочность оцениваемых  перспектив и принимаемых решений; направленность управленческих воздействий на изменение потенциала объекта управления (производства продукции, услуг, технологии, персонала и др.) и создание возможностей более эффективной реализации данного потенциала; первоочередной учет при разработке и принятии управленческих решений состояния и возможных изменений внешней для организации среды; альтернативность выбора управленческих решений в зависимости от состояния внутренней и внешней среды организации.

      Процесс стратегического управления в условиях КХ «Тонус» включает пять взаимосвязанных этапов, логически вытекают один из другого. Существует устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого этапа на все остальные.

      Анализ  внешней и внутренней среды считают  обычно исходным этапом стратегического  управления, так как он служит базой  как для определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии поведения в окружающей конкурентной среде, позволяющей осуществить миссию и достичь целей. Задача анализа среды состоит в том, чтобы дать ее руководству, полное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития и о внешней среде, направлениях ее развития и о месте, занимаемом в ней данной организацией. Внешняя среда организации включает макроокружение и непосредственное окружение. Анализ макроокружения проводится на основе изучения влияния на организацию таких факторов, как состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная, и культурная составляющие общества, научно-технический и технологический уровень развития общества и т.п.

      Анализ  непосредственного окружения КХ «Тонус» связан с изучением тех  составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственном взаимодействии. Это поставщики, покупатели, конкуренты, рынок рабочей силы. Организация может существенно влиять на характер и содержание взаимодействия с непосредственным окружением, активно формировать дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее дальнейшему существованию.

      Анализ  внутренней среды проводится по следующим направлениям: персонал организации, его потенциал, квалификация, интересы и др.; организация управления; производство, включая все этапы его общего цикла - от исследований и разработок до оперативного планирования; либо другая основная деятельность организации; финансы организации; маркетинг; организационная культура и др.

      Изучение  среды, проводимое в условиях стратегического  управления, позволяет: при анализе  внешней среды – выявить возможности, которые открываются и которые следует использовать для укрепления своих позиций на рынке, или угрозы для ее деятельности, т.е. вскрыть нежелательные обстоятельства, которые могут ухудшить рыночную ситуацию; при анализе внутренней среды – определить сильные стороны, его преимущества, которые необходимо использовать для реализации возможностей. Для анализа среды в стратегическом управлении используются различные методы: SWOT - анализ, матрица возможностей, матрица угроз, анализ цепочки ценностей, анализ издержек, составление профиля среды и др.

      Определение миссии и стратегических целей КХ «Тонус», для ее выполнения является вторым этапом процесса стратегического управления. Миссия – это четкая формулировка предназначения, утверждение того, для чего и но какой причине оно существует.

      В миссии должны быть отражены следующие аспекты: сфера деятельности организации, т.е. какой продукт предлагается потребителям, на каком рынке оно работает и реализует свой продукт; целевые ориентиры.

      Стратегические  цели конкретизируют миссию, представляя  ее в форме, доступной для управления процессом их реализации. Формулирование и выбор стратегии – следующий этап процесса стратегического управления. Он представляет собой определение основного направления, характера движения, путь, следуя которым организация сможет достичь поставленных целей.

      Выбор стратегии из нескольких стратегических альтернатив означает ориентацию на такую стратегию, которая обладает преимуществами перед другими, является наиболее пригодной для достижения целей организации.

      На  следующем этапе процесса стратегического управления – реализации стратегии – осуществляется комплекс действий, направленных на повышение деловой активности в финансовой, организационной и. других сферах, на усиление мотивации персонала, развитие корпоративной культуры и внутренней структуры предприятия, в целях достижения намеченных результатов.

      Этап  оценки и контроля реализуемой стратегии  связан с постоянным появлением новых  обстоятельств, изменением факторов внешней  и внутренней среды, воздействующих на организацию, что приводит к необходимости корректировки выбранной стратегии. При этом могут быть уточнены цели, переориентирована деятельность, изменена его политика, бюджет, структура, технология производства и управления, направления, работы с персоналом, пересмотрены системы оплаты труда и т.п. Управленческие решения, принятые по этим и другим вопросам, должны улучшить стратегию КХ «Тонус», обеспечить его конкурентоспособность. 
 

Заключение 

      Создание  нормальных условий труда заключается  в обеспечении благоприятной  обстановки на рабочем месте – устранение тяжелых физических работ, труда во вредных и аварийных условиях, снижении его монотонности, нервной напряженности и т.д.

      На  работника в производственной среде  воздействует большое количество внешних  факторов, которые по своему происхождению  могут быть разделены на две группы.

      Первая  включает в себя факторы, не зависящие  от особенностей производства, среди  них географо-климатические, (географический район и климатическая зона размещения предприятия), и социально-экономические (социально-экономический строй общества, положение трудящегося в обществе в целом). Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий.

      Вторая  группа включает в себя факторы, зависящие  от особенностей производства и его  коллектива, которые определяют условия труда на конкретном рабочем месте.

      Условия труда необходимо понимать как результат  действия множества взаимосвязанных  факторов производственного и социально-психологического характера. Потому, проводя мероприятия  по улучшению условий труда на предприятии, высшему руководству и инженерным службам надо учитывать все факторы условий труда. От этого зависит эффективность проводимых мероприятий. Конечно, при этом надо учитывать специфику конкретного производства. Например, использование функциональной музыки в шумных цехах машиностроительных предприятий даст отрицательный эффект.

Информация о работе Сущность и классификация условий труда, влияющих на эффективность деятельности предприятия