Структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

Структура и инфраструктура рынка. Несмотря на различия между рынками все они имеют общие черты, что позволяет говорить о том, что рынок имеет структуру. То, что рынок имеет структуру очень хорошо для нас, потому что наличие структуры делает рынок управляемым. В свою очередь управление рынком позволяет достигать поставленных на нем целей. Однако для того, чтобы иметь возможность управлять рынком, необходимо знать, что какова его структура.

Работа содержит 1 файл

Структура и инфраструктура рынка.docx

— 20.77 Кб (Скачать)

Структура и инфраструктура рынка. Несмотря на различия между рынками  все они имеют общие черты, что позволяет говорить о том, что рынок имеет структуру. То, что рынок имеет структуру  очень хорошо для нас, потому что  наличие структуры делает рынок  управляемым. В свою очередь управление рынком позволяет достигать поставленных на нем целей. Однако для того, чтобы  иметь возможность управлять  рынком, необходимо знать, что какова его структура. С другой стороны, есть внешние по отношению к рынку  факторы, которые влияют на него, что  позволяет говорить о том, что  у рынка есть инфраструктура. То, что рынок имеет инфраструктуру тоже хорошо для нас, ибо, выстраивая инфраструктуру определенной конфигурации, мы получаем дополнительные возможности  для управления рынком. Именно о  структуре и инфраструктуре рынка  и пойдет речь в этом выпуске рассылки. 

Что касается структуры  рынка, то она довольно таки простая  и включает в себя следующие составляющие: идея, элементы, связи между элементами и гомеостатический регулятор. Разные рынки могут состоять из разных идей, разных элементов, между которыми могут  быть разные связи, но любой рынок  их имеет. При этом каждая из составляющих рынка играет на нем вполне определенную роль, которую может выполнять  только она. Сами по себе эти составляющие значения не имеют, но вместе они образуют то, что мы называем рынком. 

Самая главная составляющая, которая является базой для рынка  – это некая идея. Именно с  идеи начинается любой рынок. Например, авторынок, рынок мотоциклов, рынок  самолетов, вертолетов, в общем, всех транспортных средств начинается с  идеи о том, что передвигаться  можно не только посредством ног. Эта идея будоражила умы представителей человечества с давних времен, но только в 20 веке она смогла воплотиться  и развиваться. В свою очередь  в основе рынка мобильных телефонов  лежит идея о том, что общаться можно не только с глазу на глаз, но и находясь, на значительном расстоянии друг от друга. Точно также любой, абсолютно любой рынок имеет  в своей основе идею, которая является его двигателем. Именно идея задает динамику любому рынку и является его связующим звеном. 

Следующей составляющей, без которой рынок просто немыслим, являются элементы рынка. Они представляют собой его наполнение, являются фактически частицами, из которых он состоит. Любой  элемент рынка – это носитель идеи, которая олицетворяет этот рынок. Благодаря этому элементы не только наполняют рынок, но также и позволяют  разворачиваться идее, которая лежит  в его основе. Это происходит потому, что идее для разворачивания нужна  форма, которую и создают элементы. Они соединяются между собой, образуя ту или иную форму, и тем  самым позволяют разворачиваться  идее. Кроме того, элементы рынка  выполняют также роль распространителя неоднородности. Они, становясь неоднородными, могут уже влиять на другие системы  и делать их тоже неоднородными. Фактически в данном случае они выступают  катализаторами, которые ускоряют формирование и развитие рынка. 

Сам по себе элемент  рынка – это тоже система, но более  низкого порядка. По степени втянутости в идею рынок может состоять из следующих типов систем: нуждающаяся, субпотребляющая, система потребитель и система постпотребитель. По своим качественным характеристикам системы подразделяются на следующие типы: моносистемы, микросистемы и макросистемы. Перечисленные типы систем и образуют наблюдаемое многообразие элементов рынка.  

Следующая составляющая рынка – это связи между  элементами. Связи между элементами очень важная составляющая рынка, зачастую даже важнейшая чем сами элементы. Посредством связей между элементами на рынке осуществляются многие процессы. Без них невозможно себе представить  перенос энергии, ресурсов, неоднородности и самое главное образование  самого рынка как системы, ибо  без связей будет просто хаотическая  совокупность систем, но не сам рынок.  

Еще одна составляющая рынка – это гомеостатический регулятор. Наличие у рынка гомеостатического  регулятора связано с тем, что  он в какой-то мере есть живая система. Признать рынок живой системой позволяет  тот факт, что в основе его лежит  идея. Там, где есть идея, есть жизнь. Как и любой другой живой системе, рынку характерны инстинкты. Среди  них: инстинкт самосохранения, власти и взаимодействия (аналог сексуального инстинкта у людей). Каждый из инстинктов играет определенную роль. Так, инстинкт самосохранения мотивирует рынок на избавление от неоднородных элементов оказавшихся в его рамках, либо мотивирует неоднородные элементы становиться однородными. Инстинкт власти ответственен за экспансию рынка, за его расширение. В свою очередь инстинкт взаимодействия мотивирует элементы рынка на максимальное взаимодействие между собой, ведь только в случае организации максимального взаимодействия можно добиться максимального разворота идеи, а значит и максимального развития рынка. 

Гомеостатический  регулятор – это инструмент, через  который идея управляет формой рынка  и процессами на нем. Без гомеостатического  регулятора совокупность противоречий, которые неизбежны в любой  системе, очень быстро приведет к  тому, что эта система погибнет. Погибель системы означает и погибель идеи, которая тем самым лишается формы, но идея допустить такого не может и в результате «снабжает» систему гомеостатическим регулятором. Любой рынок имеет гомеостатический регулятор, который сохраняет его, участвует в управлении им. Однако сила гомеостатического регулятора может быть разной у разных рынков. По этой причине одни рынки развиваются  более динамично, другие менее, одни рынки существуют долго, другие быстро исчезают. 

Помимо структуры  у рынка есть также и инфраструктура. К ней относятся все факторы, все внешние системы, которое  способны влиять на него. Роль инфраструктуры огромна. Если принять, что общее  количество энергии, которое генерируется рынком и его инфраструктурой  и задает его динамику равно 100 единицам, то зачастую на долю самого рынка приходится не более 10 единиц, в то время как  на инфраструктуру приходится 90 единиц. Это означает, что почти вся  энергия, которая задает динамику рынку, генерируется за его пределами. Инфраструктура рынка включает в себя совокупность разных рейтингов, индикаторов рынка, экспертов, законодательную базу, систему  образования и еще много чего. Чем лучше выстроена инфраструктура, тем быстрее развивается рынок  и тем больших размеров он достигает. В развитых странах, скорее всего, знают  про то, что инфраструктура рынка намного важнее его самого и очень много ресурсов в нее вкладывают. В странах бывшего СССР очень мало людей об этом знает и как следствие инфраструктура у рынков этих стран очень слабая, в результате чего рынки имеет малую емкость. Очевидно, что если кто-то хочет серьезно увеличить емкость какого-то рынка, ему надо позаботиться о создании надлежащей инфраструктуры для него. 
 

Либо

В рыночной структуре  особо выделяют также следующие  виды рынков:

Рынки товаров и  услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки  недвижимости, орудий труда, сырья и  материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального  продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая  форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).  

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка –  это разделение потребителей данного  товара на отдельные группы, предъявляющие  к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.  

Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному  делению, плотности населения, климатическим  условиям.  

Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно  сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.  

В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит  случайный характер; б) поиск выгод  при покупке товаров; в) статус постоянного  клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение  к товару.  

В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной  степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные). 

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны  и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в определенных соотношениях друг с  другом. Роль этих соотношений, пропорций  исключительно велика.  

Цивилизованный рынок  предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное  функционирование. 

Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом  анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой  стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. 

Для нормального  функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных  специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система  таких учреждений, предприятий, организаций  и служб, обеспечивающих движение товаров  и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру. 

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические  условия для функционирования рынка;

как совокупность учреждений, организаций, государственных и  коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и  обеспечивают движение товаров и  услуг, капиталов и рабочей силы. 

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий  и организаций, обслуживающих рынок  и выполняющих определенные функции  по обеспечению нормального режима его функционирования. 

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных  условиях являются:

биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

аукционы, ярмарки  и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

кредитная система, коммерческие банки

эмиссионная система, эмиссионные банки

система регулирования  занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

информационные технологии и средства деловой коммуникации;

налоговая система  и налоговая инспекция;

система страхования  различных рисков и страховые  компании;

специальные рекламные  агентства, информационные центры и  агентства средств массовой информации;

торговые палаты, другие общественные, добровольные и  государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

таможенная система;

профсоюзы работающих по найму;

коммерческо-выставочные  комплексы;

система высшего  и среднего экономического образования;

аудиторские компании;

консультативные (консалтинговые) компании;

общественные и  государственные фонды, предназначенные  для стимулирования деловой активности;

специальные зоны свободного предпринимательства. 

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены  самими рыночными отношениями. 

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

повышение оперативности  и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации  отдельных субъектов экономики  и видов деятельности;

организационное оформление рыночных отношений;

облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования  хозяйственной деятельности.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка