Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:34, реферат
Строительный комплекс России в настоящее время объединяет более 112 тысяч подрядных строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, предприятий механизации и транспорта, осуществляющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту зданий, сооружений и предприятий во всех отраслях экономики. В строительном комплексе занято около 4 млн. человек.
Введение
Устаревшая нормативная база строительства и производства стройматериалов
Ответственность государства
Высокая себестоимость строительства
Устаревшая технологическая база стройиндустрии
Проблема кадров
Оценка финансово-экономического состояния отрасли
Заключение
Список источников и литературы
Строительный рынок в России и его проблемы.
Введение
Заключение
Список источников
и литературы
Введение
Строительный комплекс
России в настоящее время объединяет
более 112 тысяч подрядных строительных
организаций, предприятий стройиндустрии
и промышленности строительных материалов,
проектных и научно-
Строительная отрасль в России играет более значимую роль в создании ВВП, чем в промышленно развитых странах. В Европе доля строительства в общем объеме валовой добавленной стоимости (ВДС) – около 4,5%, тогда как в России этот показатель равен 7,2% с тенденцией увеличения. Объем мирового строительного рынка – около 3,2 трлн. долл., в развитых странах он обеспечивает 5-7% ВВП против 2-3% в развивающихся. При этом строительный рынок России отстает от развитых стран. В России ежегодный прирост жилищного фонда должен составлять 145 млн. м², на деле, эти показатели в 2,5 раза ниже. Среднее количество жилплощади на душу россиянина составляет не более 20 м², в то время как по минимальным стандартам должно быть в 1,5 раза больше. По оценкам экспертов, для планомерного обновления жилого фонда и удовлетворения потребностей населения ежегодно в нашей стране должно вводиться в строй не менее 1 м² нового жилья на человека. В 2007-2008 гг. в среднем по России эта цифра составила 0,42-0,43 м², что свидетельствует о том, что темпы жилищного строительства в России отстают от существующего спроса.
В чём же причина? Попробую разобраться.
Сегодня в России отсутствует единая, грамотно выстроенная и согласованная нормативная база для регулирования деятельности в основных отраслях промышленности. Как показывает практика, современная нормативная база, регулирующая сферу строительства, во многом ограничивает возможности производителей и проектировщиков. 90% строительных норм датируется 1980 и 1982 годами выпуска.
Например, изготовители кровли до сих пор работают по старому СНиПу, утвержденному еще в 1976 году. Огромное количество дополнений, изменений, описаний новых материалов и технологических карт только вносит путаницу в сложный процесс выпуска и применения кровельной продукции. В СНиПе по скатным кровлям описаны нормативы по рулонной кровле и асбоцементному листу. Уточнявшиеся в последний раз лишь в 1980 году, они не имеют ни малейшего отношения к современным кровельным материалам, применяемым в загородном домостроении.
А тем временем на
рынок приходит все больше и больше
новых стройматериалов и
Некоторые недобросовестные компании, пользуясь устаревшими ГОСТами и СНиПами, выпускают продукцию, использовать которую при строительстве просто опасно. Принятие новых стандартов позволит вытеснить такие фирмы с рынка.
Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, который вступил в силу 27.12.2002, года регламентировал отказ от применения около ста тысяч ГОСТов, СНИПов и других отраслевых стандартов. Эти нормы должны быть заменены несколькими сотнями технических регламентов, регулирующих исключительно вопросы безопасности использования продукции и процессов ее производства.
Разделение нормативных документов на обязательные (технические регламенты) и добровольные (национальные стандарты и своды правил) создало сложную правовую конструкцию. Она отличается от прежней, когда все нормативные технические документы являлись обязательными. В результате возникла необходимость создания специального административного механизма, который обеспечивал бы организационную и правовую связь между документами разного нормативного статуса.
Непосредственное
применение положений законодательства
к сложившейся системе
Анализ иностранного
законодательства показывает, что во
многих странах с гибкой системой
регулирования, например, в Германии
и Японии, стандарты, по общему правилу,
являются документами добровольного
применения. Однако для наиболее опасных
сфер промышленности сделано исключение
из общего правила – стандарты
в данных отраслях наделены статусом
обязательных для применения. В ряде
европейских стран такой подход
применяется и для столь
Необходимо существенно активизировать деятельность по кардинальному обновлению национального фонда российских стандартов и их гармонизации с международными нормами.
Лучший вариант
того, что можно сделать, – это
вывести строительство из сферы
действия закона «О техническом регулировании»,
внести соответствующие изменения
в Градостроительный кодекс, утвердить
систему нормативных документов
и в срочном порядке
Многие строители смотрят на перспективы рынка весьма пессимистично. Так, почетный президент Российского союза строителей (РСС) Виктор Забелин заявил о том, что выполнение нацпроекта «Доступное жилье» в сегодняшних условиях невозможно, и «необходимо констатировать, что мы не можем начать строить по 1 квадратному метру на жителя России в год к 2020 году».
По его мнению, строительная отрасль находится сегодня в тяжелейшем положении, а строительные компании не имеют возможности брать кредиты под 20% и более процентов годовых. Недостроенную недвижимость (как жилую, так и коммерческую) не покупают, так как люди боятся, что строители не выполнят свои обязательства. В связи с тем, что встали продажи, банки перестали кредитовать. Перестали кредитовать банки - у строителей не стало оборотных средств. Не стало оборотных средств - встали стройки, и круг замкнулся.
Этот круг может разорвать только государство, и специально созданный Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (фонд РЖС) должен занять в этом активную позицию, ведь у него есть право выкупа участков с недостроенными зданиями.
Государство в настоящий момент недостаточно уделяет внимания строительному сектору. Государство очень мало консультируется с общественными организациями, со строительными компаниями, с участниками рынка. Они-то знают о состоянии на рынке, тогда как государство реального анализа и вообще подобной работы не ведет. Именно поэтому органы власти оказались не готовы к сложившейся ситуации на строительном рынке России, а громкие фразы про то, что строительство - это локомотив, который выведет страну из кризиса - это лишь слова, а говорить - не мешки ворочать. Государству нельзя допустить, чтобы в сегодняшних условиях стройсектор остановился, ведь на нем завязано множество других отраслей.
Строительство - это действительно локомотив, который может вытянуть из кризиса и другие отрасли. Нужна целевая государственная программа по поддержке стройотрасли.
В России складское строительство дороже в 1,5 раза, чем во Франции, и в 2,5 раза, чем в США. Производительность труда в строительстве в 6 раз ниже, чем в Соединенных Штатах. Дальше развиваться в таком ключе невозможно. Необходимо увеличить объемы жилищного строительства как минимум в два раза. Для этого требуется ликвидировать отставание в системе технического регулирования и обеспечить цикл внедрения инновации в пределах срока реализации проекта.
Важной проблемой,
или ограничением увеличения темпов
строительства, является слабая развитость
коммунальной инфраструктуры, то есть
нехватка мощностей по воде, канализации,
электричеству и т. д. Кроме того,
большая проблема состоит в наличии
крупных бюрократических
Например, в ряде городов, при комитетах по строительству создаются специальные подразделения по подготовке технических заданий на проектирование, содержащих требования к использованию новых технологий и материалов, которые будут сопровождаться техническими регламентами по их применению и сметными расценками.
Увеличение объемов
строительства потребует
Региональное размещение производств материалов строительной индустрии не сбалансировано, что приводит к локальному дефициту строительных материалов и, вдруг следствие, росту цен из-за больших транспортных издержек. Производством всех основных строительных материалов обеспечены только три региона Центрального Федерального округа – Московская, Липецкая и Тульская области. В целом по России, ни один Федеральный округ не обеспечен в полном объеме производством основных строительных материалов. Дефицит отечественных стройматериалов позволил зарубежным компаниям обосноваться на российском рынке этой отрасли, обеспечив высокий уровень конкуренции, сохранившийся до настоящего момента на многих сегментах рынка, например, в области лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей и т.д. Следует признать, что значительная часть отечественных строительных материалов уступает по качеству лучшим зарубежным образцам.
Степень износа основных
фондов в отрасли достигает 54%, а
технический уровень
Продолжающийся рост цен на товары и услуги в базовых отраслях экономики, в первую очередь, в естественных монополиях, приводит к росту цен в промышленности строительных материалов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных материалов.
Перед отраслью стоит серьезная задача укреплению своих позиций на отечественном рынке и выходу на внешние рынки.
В этой связи в
сфере производства строительных материалов,
конструкций и изделий стоит
задача обеспечения отечественного
строительного рынка в
Эта задача базируется
на требованиях строительного
Информация о работе Строительный рынок в России и его проблемы