Становление частной собственности в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории история экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика Казахстана и служит подтверждением этой исторической традиции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Характеристика форм собственности …………………………………5

Глава 2. Анализ частной собственности ……………………………………...12

2.1Сущность частной собственности …………………………………...12

2.2Виды частной собственности ………………………………………...17

2.3Частная собственность, её место и роль в экономике ……………...21

Глава 3. Становление частной собственности в Республике Казахстан…… 25

Заключение…………………………………………………………………….. 30

Список используемой литературы …………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая2008.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

    Но  если общество недостаточно четко устанавливает  права собственности и не обращает внимания на создание (или препятствует созданию) механизма, схожего с аукционом, посредством которого имущество может быть перераспределено и использовано теми, кто предлагает самую высокую цену, то ресурсы будут использованы неэффективно и общество не получит максимальной выгоды. 
 
 
 
 

 

     Глава 3. Становление частной собственности в Республике Казахстан.

    Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации предприятий.

          В мировой практике выделяют 3 общие группы предприятий:

          -Государственные  предприятия, функционирующие в рамках публичного права (т.е. некоммерческие предприятия ).

          - государственные  предприятия, функционирующие на основе частного права (т.е. коммерческие предприятия).

          -основанные на  частной собственности и предприятия, функционирующие на основе частного права.

          Появление частных  юридических лиц может происходить  двумя обобщенными способами  – путем образования новых  предприятий и приватизации действующих  предприятий. В нашем государстве  выбран второй путь, из-за преобладания государственной собственности, недостаточности средств населения для инвестирования как в единоличной, так и в ассоциированной форме неразвитой инфраструктуры фондового рынка, слабой правовой защиты частной собственности, отсутствие опыта, и как следствие психологической неподготовленности населения в области частного инвестирования.

          В качестве основных признаков приватизации используются следующие:

          - переход прав  собственности государства в  пользу частных лиц (частного  сектора ) или смена государственной  собственности на частную.

          -Делегирование госпредприятию  права распоряжения имуществом.

          -Полная продажа  госпредприятия частным лицам.

          -Продажа части  активов

    В целом зарубежная практика использования  денежных доходов от приватизации показывает, что имеется возможность с их помощью решить ряд финансовых проблем. Государственная собственность является достаточно емким источником финансирования тех или иных программ, погашения бюджетного дефицита, предотвращающим негативные последствия эмиссии, увеличения государственного долга. Помимо этого, в результате приватизации предприятий и последующего повышения их эффективности может быть, увеличена налоговая база, увеличены поступления в виде дивидендов. Приватизация убыточных предприятий напрямую сказывается на сокращении бюджетных расходов. Увеличение доходов государственного бюджета ведет в свою очередь к снижению давления финансовых ограничений на производство. В период получения доходов от приватизации возникает возможность маневрирования инструментами макроэкономической политики.

    В Казахстане, в законодательных  и номативно-методических документах по проблемам  рыночной экономики, рассматриваются  термины «Разгосударствление» и «Приватизация».

    Разгосударствление-преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.

    Приватизация- приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности или акций государственных акционерных обществ.

    Приватизация в Казахстане

    В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и  организаций с преобразованием  их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.

    Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

    Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

    При этом полностью частным стало  лишь каждое пятое предприятие, прошедшее  через разгосударствление, преимущественно  в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания  и бытового обслуживания.

    Второй  этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.

    Направления приватизации:

          -продажа мелких  предприятий через местные аукционы

          -массовая приватизация  средних и крупных предприятий

          -приватизация очень  крупных предприятий по  индивидуальным проектам

          -приватизация в  области сельского хозяйства  и сектора переработки с/х продукции  
 

    Малая приватизация.

    Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек.  Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны.  Программа была изначально сконцентрирована  на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.

    В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой  приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.

    Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около. 14 000 предприятий.

    Массовая  приватизация

    Программа массовой приватизации, была предусмотрена  на втором этапе приватизации и начала осуществляться в 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).

    Приватизация  по индивидуальным проектам.

    Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого  государственного значения, такие как  предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

    Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь  не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.  

    Приватизация  в области сельского  хозяйства и сектора  переработки с/х  продукции.

    Существует  около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия  коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

    Государственные предприятия сектора переработки  сельскохозяйственной продукции и  агросервиса также приватизируются  по этой программе с передачей  акций коллективам, отдельным сотрудникам  и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

    В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. 
 
 

    Заключение

    Таким образом, частная собственность - это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.

    Частная собственность имеет разновидности:

    а) индивидуальная или семейная собственность 

    б) паевая собственность

    в) акционерная собственность 

    г) собственность общественных организаций 

    Владелец  контролирует объект собственности. Его  прерогатива — определять направление  и характер использования объекта, распоряжаться им (продавать, дарить, завещать и др.).

    Общество  формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех  потенциальных возможностей, которые  могли бы быть у частных владельцев. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства  общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности. Государство через налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и т. д.

    Владелец  может сдать объект в пользование  другому лицу — предприятию или  отдельному человеку. Собственник может передать, делегировать часть своих полномочий менеджерам — наемному управленческому персоналу. Владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц.

    Итак, право частной собственности  является главной формой индивидуального присвоения благ во всех странах с рыночной экономикой.

    Необходимыми  экономико-правовыми признаками для  определения сущности частной собственности, как и любой другой существующей формы собственности, прежде всего  могут служить: ее объектный состав; ее субъектный состав; объем правомочностей собственника; характер сосуществования частной собственности с другими формами собственности.

    Важное  значение имеет установление в законодательстве о собственности принципа равенства  всех субъектов права частной собственности.

    В Республике Казахстан была проделана  огромная работа по приватизации государственного имущества в частную собственность. Но несмотря на это президент. Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отмечает:

    «Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху». 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература.

Информация о работе Становление частной собственности в Республике Казахстан