Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Крупные компании все чаще сталкиваются с ситуацией, когда недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления приводит к дезорганизации производственных процессов и ослаблению их конкурентных позиций. Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения инвестиций и повышения качества управленческих решений.
Традиционно считается, что концепция корпоративного управления отражает существующее акционерное право. Руководство корпорацией осуществляется через Совет директоров, который избирается акционерами и подотчетен им. Высший менеджмент корпорации осуществляет свою деятельность в рамках принятого акционерного законодательства и социальной ответственности перед обществом. У акционеров есть право рассматривать компанию как инструмент максимизации дохода от своих инвестиций.
Оглавление……………………………………………………………………...…2
Введение………………………………………………………………………...…3
I раздел «Англо-американская модель корпоративного управления»……...…5
II раздел «Немецкая модель корпоративного управления»………………..…..7
III раздел «Японская модель корпоративного управления»…………….……10
IV раздел «Семейная модель корпоративного управления»…………………13
Практическая часть…………………………………………………………...…16
Заключение. Российская модель корпоративного управления и её перспективы развития.…………….22
Список литературы……………………………………………………………24
Позже японское правительство разработало программу развития экономики, распределив все финансовые ресурсы среди шести крупнейших банков. Согласно данной программе банки должны были организовать инвестиционный процесс, взяв все риски на себя. Вокруг этих банков сконцентрировались группы взаимосвязанных промышленных, торговых и страховых компаний. Постепенно сформировалось 6 горизонтальных (Sumitomo, Mitsubishi, Mitsui, Fuyo, Sanwa, Dai-Ichi Kangyo Bank) и 3 вертикальные (Toyota, Sony, Nissan) финансово-промышленные группы. Как правило, кэйрецу группируются вокруг того или иного мощного банка, который обеспечивает финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка. В горизонтальной группе имеется один головной банк, в вертикальных группах их может быть два.
Для японской модели характерна высокая концентрация собственности в руках средних и крупных акционеров, а также широкая практика перекрестного владения акциями между компаниями, входящими в «кейрецу». Банки играют основную роль и определяют деятельность каждой промышленной группы. Для японских компаний наиболее важной целью при ведении бизнеса является не повышение капитализации и расширение рынка. Японская экономика характеризуется наименее ликвидным фондовым рынком по сравнению с другими развитыми странами.
Несмотря на то, что более 70% акций находится у финансовых институтов и аффилированных корпораций, постоянный мониторинг деятельности фирмы осуществляется через механизм главного банка, который является не только ее акционером, но и крупнейшим кредитором. Кроме того, банк выполняет все функции, обеспечивающие финансовую деятельность компании.(3)
Обязательным членом японских кейрецу являются универсальные торговые фирмы, которые по объему деловых операций и масштабам информационных и торговых сетей относятся к числу крупнейших в мире. Помимо своих основных функций торговые фирмы участвуют в поиске и освоении новых сфер деятельности, где у компаний, входящих в группу, имеется потенциал сбыта и снабжения.
Совет директоров в японских компаниях играет формальную роль. Решение принимается коллегиально, включая процесс обсуждения и переговоров в рамках всей корпорации. Количество членов в Совете директоров достаточно большое, и практически все члены являются внутренними директорами. Внешние директора, если и присутствуют, то их число незначительно. Например, в компании «Canon» Совет директоров состоит из 26 членов, Toyota - 55. Совету директоров подчиняются порядка 4-5 уровней менеджмента. Такой многочисленный состав Совета объясняется тем, что уходящие на пенсию менеджеры высшего уровня часто назначаются в Совет директоров одной из компаний-партнеров. Только некоторые директора могут совмещать посты в других кейрецу, представляя интересы поставщиков или заказчиков.
Практика враждебных поглощений не свойственна японским компаниям, поскольку сопряжена с довольно высокими издержками. Деятельность японских кейрецу оказывает значительное влияние на организацию японской промышленности и японского рынка. Действующий в рамках объединения принцип внутренней специализации, при которой сферы деятельности компаний группы не пересекаются, способствует тому, что между поставщиком и потребителем закрепляются своеобразные монополистические отношения. В результате на японском рынке действует олигополистическая система, которая в связи с высокой конкуренцией между самими участниками олигополии способствует устойчивому развитию отраслей японской промышленности.
Например, группа «Мицуи» имеет характерную для японских кейрецу организационную структуру. Верхний уровень группы состоит из нескольких десятков головных фирм, строящих взаимоотношения на принципе перекрестного владения акциями. Основной торговой фирмой группы является компания «Мицуи Бусан». Отношения между промышленными компаниями построены по принципу вертикальной интеграции. Главный банк данного объединения «Сакура банк» является одним из крупнейших банков мира, владеет лизинговой и страховой компаний.
Японскую модель корпоративного управления можно охарактеризовать как полностью закрытую, основную на банковском контроле и финансировании. Установление долгосрочных партнерских отношений в банковско-промышленных группах Японии, сопровождается контролем со стороны головного банка, что позволяет снизить проблему контроля за деятельностью менеджеров.
Семейная модель корпоративного управления
Так называемый семейный капитализм и семейные бизнес-группы получили распространение практически во всех странах мира. Такая система корпоративного управления часто встречается в странах Азии и Латинской Америки, в Канаде, а также в таких европейских странах, как Швеция, Италия и Франция. В данной модели управление осуществляется членами одной семьи. Капитал концентрируется и распределяется по семейным каналам, и контроль над бизнесом полностью принадлежит семье. В качестве примера таких бизнес - групп можно привести династию Валленбергов в Швеции, династию Бронфманов в Канаде, семейную группа Оппенгеймеров в Южной Африке и семейная группа Ли Кай Ши в Таване, бизнес группу Agnelli в Италии. (4)
Можно сказать, что модель семейного капитализма является противоположностью англо-американской модели. Контроль над компаниями в семейной бизнес - группе устанавливается с помощью пирамидального построения самой группы, выпуска двойного класса акций и перекрестного владения акциями. Как правило, семейная холдинговая компания контролирует целый ряд фирм, которые в свою очередь контролируют следующую группу компаний и т.д. Инвесторы могут привлекаться при необходимости получения дополнительного капитала, но они не получают большинства голосов ни в одной из фирм семейной группы.
Часто в сочетании с пирамидальной (вертикальной) структурой построения бизнес группы используется горизонтальная структура перекрестного владения акциями. Все эти инструменты контроля используются семейной компанией для того, чтобы переводить прибыли компаний, которые входят в группу на верхний уровень пирамиды, где головная компания имеет все права на капитал и полный контроль. Перераспределение денежных потоков осуществляется методами трансфертного ценообразования, взаимного страхования и перекрестного финансирования.
Семейные
группы для сохранения контроля над
другими фирмами часто
В таблице 2 представлен сравнительный анализ моделей корпоративного управления.
Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей корпоративного управления
Модель корпоративного управления | Преимущества | Недостатки |
Англо-Американская | Высокая степень
мобилизации личных накоплений через
фондовый рынок;
Ориентация инвесторов на поиск сфер, обеспечивающих высокий уровень дохода; Основная цель бизнеса – рост стоимости компании. Достаточно высокая информационная прозрачность компаний |
Высокая стоимость
привлеченного капитала (высокие дивиденды);
Значительные искажения реальной стоимости активов фондовым рынком; Отсутствие четкого разделения функций управления и контроля. |
Немецкая | Более низкая стоимость
привлечения капитала;
Ориентация инвесторов на долгосрочные цели; Высокий уровень устойчивости компаний; Четкое
разграничение функций |
Незначительная
роль фондового рынка как внешнего
инструмента контроля;
Высокая степень концентрации капитала и недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров; Невысокая степень информационной прозрачности что обуславливает сложность осуществления инвестиций. |
Японская | Низкая стоимость
привлечения капитала;
Ориентация на долгосрочные цели; Ориентация компаний на высокую конкурентоспособность; Высокий уровень устойчивости компаний |
Сложность осуществления
инвестиций;
Недостаточное внимание к доходности инвестиций и абсолютное доминирование банковского финансирования; Слабая информационная прозрачность компаний; Незначительное внимание к правам миноритарных акционеров. |
Семейная | Возможность жесткого
контроля над бизнесом
Снижение рисков основных собственников (семьи) Возможность аккумуляции капитала для реализации крупных проектов Высокий уровень устойчивости компаний |
Основной целью
бизнеса является удовлетворение интересов
семьи
Недостаточное внимание к правам миноритарных акционеров Низкая степень инновативности компаний Слабая
информационная прозрачность бизнеса
и сложность осуществления |
Практическая часть.
Пример применения американской модели корпоративного управления.
Рассмотрим
пример типичной американской корпорации
3М. Данная компания была основана в 1902
году и в настоящее время
Таблица 1. Крупнейшие акционеры компании 3М
Основные акционеры | Кол-во акций | Процент от общего объема |
State Street Global Advisors (US) | 51,498,577 | 7.3 |
Barclays Global Investors N.A. | 20,607,253 | 2.9 |
Vanguard Group Inc. | 20,579,996 | 2.9 |
FAF Advisors Inc. | 11,741,852 | 1.7 |
Fidelity Management & Research | 11,047,005 | 1.6 |
State Farm Insurance Companies | 10,999,000 | 1.6 |
Franklin Advisers Inc. | 10,013,103 | 1.4 |
T.Rowe Price Associates Inc. | 9,805,446 | 1.4 |
Capital Research& Management Company | 7,196,500 | 1.0 |
Columbia Management Advisors Inc. | 6,359,266 | 0.9 |
Самым крупным акционером является инвестиционная компания State Street Global Advisors, которая владеет 7,3% акций - крупный пакет акций, необходимый для регистрации в Комиссии по ценным бумагам. Остальные собственники являются миноритарными акционерами, владея лишь небольшим количеством акций. Реальное управление компанией осуществляется профессиональными менеджерами
В данной модели
интересы акционеров представлены большим
количеством обособленных друг от друга
мелких инвесторов, которые находятся
в зависимости от менеджмента корпорации.
В этой связи увеличивается роль фондового
рынка, который является основным инструментом
контроля над менеджментом корпорации.
Пример применения немецкой модели корпоративного управления.
Особенность структуры немецкой экономики заключается в значительной роли банков и их тесных связях с нефинансовым сектором (промышленность, торговля и услуги, транспорт). Исключительная роль банков определяется особенностями германского законодательства, согласно которому частные инвесторы не имеют доступа на фондовые биржи, а покупают и продают акции с помощью посредников, в основном — банков. Независимые мелкие акционеры из-за высоких трансакционных издержек предпочитают не держать у себя купленные акции, а депонировать их в банке. При этом банк предоставляет клиенту корпоративную информацию о собраниях акционеров (повестка дня, рекомендации правления, предложения других акционеров относительно резолюции собрания). Более того, большинство частных акционеров предпочитает на основе доверенности передавать банку право голосования по депонированным акциям (это одна из немногих бесплатных услуг немецких банков).
В результате, ведущие банки Германии (прежде всего Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank) на основе собственного владения акциями, доверенностей на право голосования и акций, принадлежащих своим дочерним инвестиционным компаниям, сконцентрировали в своих руках огромную степень контроля над ведущими открытыми акционерными обществами Германии — более 80% голосов на собраниях представлено банками. Это позволяет банкам ФРГ избирать членов наблюдательного совета и назначать других руководителей предприятий, а также жестко контролировать процесс изменения уставов корпораций.(5)
Вокруг этих банков были образованы крупные горизонтально интегрированные финансово-промышленные объединения. При этом во главе иерархии стоит банк, с ним связана группа крупных промышленно-торговых компаний, вокруг которых группируется множество крупных и средних фирм. Особенностью немецких ФПГ также является некоторая степень взаимоучастия компаний в капитале друг друга (перекрестное владение акциями).
Группа Deutsche Bank является ярким примером горизонтально интегрированной международной финансово-промышленной структуры. Финансовые предприятия Deutsche Bank могут быть сгруппированы по шести основным направлениям
Информация о работе Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления