Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:48, реферат

Описание работы

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально- экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю. В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.

Работа содержит 1 файл

Малые предприятия. Характеристика.Отличия.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Реферат: Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом

РЕФЕРАТ

                                    на тему:                                   

“Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом”

                                   Минск 1999                                  

                          Особенности малых предприятий                         

                                в других странах                               

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства

промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-

экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование

конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение

социального неравенства.

В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий,

исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек.

(Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот

предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю.

В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более

90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень

маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.

Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только

владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют

число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие

предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают

четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий –

строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих

предприятиях заняты в торговле и услугах.

Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти

предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу

трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота.

Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек

работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на

одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех

работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные

45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности.

Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249

работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной

Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике,

они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного

класса - 100 человек.

Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более

работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые

предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона экю оборота. Их

общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На

крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они

производят треть от общего оборота.

В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные

предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных"

услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.

Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1%

предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и

обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря

своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости

и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.

Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние

предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия

доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service

suppliers).

Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой

обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а

проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем

крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга,

особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных

разработках.

Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый,

относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на

небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность,

способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих

методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными

организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права

принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать

выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде.

Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на

прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого

понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и

потенциальными клиентами из различных социальных групп.

К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно

низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых

технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в

конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого

предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых

малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5

лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как

правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий

постоянно рождаются новые.

Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице:

                                             Таблица 1. Характеристики МП

    

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК

Размер фирмы

Мала по размеру.

Ассортимент

Отсутствие тщательно спланированного и сбалансированного ассортимента.

Финансирование

Стеснены недостатком финансовых ресурсов.

Ценообразование

При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости.

Отношения с рынком

Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса.

Управление

Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств.

Поиск информации

Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям.

 

             Российское малое предпринимательство             

                            в цифрах                           

По состоянию на 1 октября 1997 года на территории Российской Федерации

действовало 844 тысячи малых предприятий (МП).

Общая численность занятых на малых предприятиях - 8.3 млн. человек. Это

составляет 13% от общего числе занятых в российской экономике.

Более 43% малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания,

17% в строительстве, 16% в промышленности.

В первом полугодии 1997 года ими было произведено продукции и оказано услуг

по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей, что составило почти

7% выпуска продукции и оказания услуг во всех отраслях экономики России.

В среднем по России, на одном малом предприятии работает 10 человек.

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних

предприятий в разных странах:

    

Страны

Кол-во МСП (тыс)

Колич.МПС на 1000 жителей

Занято в МПС (млн.чел)

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11

 

                                   Литература                                  

[1] Малые предприятия (Субъекты малого предпринимательства в Российской

Федерации): Правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет.

Налогообложение. Отчетность. - М.:"Ось-89",  1996. – 96 с.

[2] Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное

пособие. - М.:"СОФИТ", 1994. – 494 с.

[3] Прилуцкий Леонид. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование.

Упрощенная форма учета и отчетности. Льготы.-М.:Ось-89, 1997. –146 с.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота (в промышленности объема продукции, в торговле - товарооборота). К ним, в частности, относятся предприятия с максимальной   численностью  работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек. Величина   объема  хозяйственного оборота определяется республиканскими органами, которые при необходимости могут устанавливать и меньшую предельную численность   работающих.   Весьма распространено ошибочное мнение, что малое предприятие - это новый  вид предприятия, нечто среднее между государственным и арендным, обладающее преимуществами того и другого. Однако статус предприятия определяется формой собственности на его имущество, например государственное,         кооперативное, арендное частное, акционерное, а не понятием «малое», которое характеризует лишь его размер.

Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается  выпускаемой  продукцией, прибылью,  остающейся   после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда. По инициативе работающих и с согласия собственника имущества такое предприятие может быть создано (выделено) из состава действующего,  одного   или   нескольких структурных подразделений (цехов, участков), а также создано вновь. Им предоставляются  определенные льготы по налогообложению.   Оснащенные необходимыми средствами производства,  малые  предприятия обладают высокой  маневренностью и способностью быстро осваивать технические и технологические новинки, адаптироваться   в    условиях    меняющегося спроса. Рациональное их сочетание с предприятиями крупными позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей отдельных областей   (регионов) в различных видах продукции, экономические и другие требования. Развитие сети малых предприятий направлено на демонополизацию народного хозяйства, ускоренное внедрение в производство достижений научно-технического процесса, товарно-денежную       сбалансированность рынка, социальную переориентацию производства. Малые предприятия  могут  образовываться: государственными органами, уполномоченными управлять имуществом,  юридическими   лицами, а также гражданами, членами их семей и другими, совместно ведущими хозяйственную деятельность.

Информация о работе Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом