Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:48, реферат
Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально- экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю. В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.
“Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом”
Особенности малых предприятий
Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства
промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-
экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование
конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение
социального неравенства.
В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий,
исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек.
(Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот
предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю.
В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более
90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень
маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.
Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только
владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют
число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие
предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают
четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий –
строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих
предприятиях заняты в торговле и услугах.
Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти
предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу
трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота.
Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек
работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на
одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех
работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные
45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности.
Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249
работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной
Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике,
они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного
класса - 100 человек.
Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более
работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые
предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона экю оборота. Их
общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На
крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они
производят треть от общего оборота.
В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные
предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных"
услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.
Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1%
предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и
обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря
своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости
и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.
Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние
предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия
доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service
suppliers).
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой
обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а
проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем
крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга,
особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных
разработках.
Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый,
относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на
небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность,
способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих
методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными
организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права
принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать
выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде.
Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на
прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого
понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и
потенциальными клиентами из различных социальных групп.
К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно
низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых
технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в
конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого
предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых
малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5
лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как
правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий
постоянно рождаются новые.
Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице:
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК |
Размер фирмы | Мала по размеру. |
Ассортимент | Отсутствие тщательно спланированного и сбалансированного ассортимента. |
Финансирование | Стеснены недостатком финансовых ресурсов. |
Ценообразование | При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости. |
Отношения с рынком | Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса. |
Управление | Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств. |
Поиск информации | Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям. |
Российское малое предпринимательство
в цифрах
По состоянию на 1 октября 1997 года на территории Российской Федерации
действовало 844 тысячи малых предприятий (МП).
Общая численность занятых на малых предприятиях - 8.3 млн. человек. Это
составляет 13% от общего числе занятых в российской экономике.
Более 43% малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания,
17% в строительстве, 16% в промышленности.
В первом полугодии 1997 года ими было произведено продукции и оказано услуг
по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей, что составило почти
7% выпуска продукции и оказания услуг во всех отраслях экономики России.
В среднем по России, на одном малом предприятии работает 10 человек.
Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних
предприятий в разных странах:
Страны | Кол-во МСП (тыс) | Колич.МПС на 1000 жителей | Занято в МПС (млн.чел) | Доля МСП в общей численности занятых (%) | Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13.6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16.8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15.2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74.2 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49.6 | 39.5 | 78 | 52-55 |
Россия | 844 | 5.65 | 8.3 | 13 | 10-11 |
[1] Малые предприятия (Субъекты малого предпринимательства в Российской
Федерации): Правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет.
Налогообложение. Отчетность. - М.:"Ось-89", 1996. – 96 с.
[2] Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное
пособие. - М.:"СОФИТ", 1994. – 494 с.
[3] Прилуцкий Леонид. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование.
Упрощенная форма учета и отчетности. Льготы.-М.:Ось-89, 1997. –146 с.
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота (в промышленности объема продукции, в торговле - товарооборота). К ним, в частности, относятся предприятия с максимальной численностью работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек. Величина объема хозяйственного оборота определяется республиканскими органами, которые при необходимости могут устанавливать и меньшую предельную численность работающих. Весьма распространено ошибочное мнение, что малое предприятие - это новый вид предприятия, нечто среднее между государственным и арендным, обладающее преимуществами того и другого. Однако статус предприятия определяется формой собственности на его имущество, например государственное, кооперативное, арендное частное, акционерное, а не понятием «малое», которое характеризует лишь его размер.
Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда. По инициативе работающих и с согласия собственника имущества такое предприятие может быть создано (выделено) из состава действующего, одного или нескольких структурных подразделений (цехов, участков), а также создано вновь. Им предоставляются определенные льготы по налогообложению. Оснащенные необходимыми средствами производства, малые предприятия обладают высокой маневренностью и способностью быстро осваивать технические и технологические новинки, адаптироваться в условиях меняющегося спроса. Рациональное их сочетание с предприятиями крупными позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей отдельных областей (регионов) в различных видах продукции, экономические и другие требования. Развитие сети малых предприятий направлено на демонополизацию народного хозяйства, ускоренное внедрение в производство достижений научно-технического процесса, товарно-денежную сбалансированность рынка, социальную переориентацию производства. Малые предприятия могут образовываться: государственными органами, уполномоченными управлять имуществом, юридическими лицами, а также гражданами, членами их семей и другими, совместно ведущими хозяйственную деятельность.
Информация о работе Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом