Способы организации и мотивации труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить способы организации и мотивации труда в организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить основные аспекты системы управления персоналом в организации;
2. определить методы управления персоналом;
3. выявить факторы, влияющие на работу персонала в организации;
4. изучить основные методы мотивации персонала.

Содержание

Введение 3
1 Основные аспекты системы управления персоналом в организации 5
1.1 Система управления персоналом: сущность, подходы, принципы 5
1.2 Персонал предприятия, как объект управления 14
1.3 Методы управления персоналом 16
1.4 Планирование персонала в организации 19
2 Теоретические основы мотивации труда 22
2.1 Сущность и содержание мотивации труда 22
2.2 Методы мотивации персонала 29
2.3 Мотивация труда в системе управления персоналом на предприятии 33
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложение А 40

Работа содержит 1 файл

Планирование персонала в организации 21 2 Теоретические основы м-1.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

Все большая ориентация управления на социальную сторону, на интересы работника меняла задачи и  приоритеты в управлении кадрами  предприятия, требуя увязки принимаемых  решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей - коллектива предприятия.

На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной  на потребление рабочей силы в  условиях стабильной занятости, а также  жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие:

  • создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;
  • использование "пакетов" мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
  • формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;
  • гибкое и адаптивное использование "человеческих ресурсов", повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры [5, С. 51].

Таким образом, новая  идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду  формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения  и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются:

  • признание в труде;
  • достижения в труде;
  • содержание труда;
  • ответственность и самостоятельность;
  • возможность профессионального продвижения;
  • возможность развития личности работника.

Большое значение имеют гарантия занятости, условия труда, уровень оплаты, характер межличностных отношений в коллективе работников и т.п. Поэтому принципиально новые подходы к управлению кадрами в значительной степени связаны с концепцией качества трудовой жизни.

Эта концепция логически вытекает из трудовых теорий: человеческих отношений, человеческого капитала, гуманизации труда, производственной демократии и др. Концепция получила распространение, в практике ведущих капиталистических государств начиная с 70-х годов. Отметим ее основополагающие принципы: надлежащее справедливое вознаграждение за труд; безопасные и здоровые условия труда; непосредственная возможность для работника использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребности в самореализации и самовыражении; возможность профессионального роста и уверенность в будущем; хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе на предприятии, правовая защищенность работника на предприятии; достойное место работы в жизни человека; общественная полезность работы. Рассматривая свою работу с позиций перечисленных составляющих качества трудовой жизни, работник оценивает имеющиеся у него возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность имеющихся у него знаний, опыта, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей. При положительном результате такой оценки формируется мотивационный настрой на высокопроизводительный труд и стабильную работу на предприятии [12, С. 89].

Таким образом, новые  подходы к управлению кадрами  ориентируются не только на решение текущих вопросов, оперативные изменения в расстановке кадров, но и на формирование мотивации работников, основанной на долговременных производственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества трудовой жизни работника и коллектива в целом как одной из главных задач повышения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.

Целями системы управления персоналом предприятия (организации) являются:

  • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения  таких задач, как:

  1. обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
  2. достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
  3. полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
  4. обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
  5. закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
  6. обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
  7. согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
  8. повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей, во многом зависят  от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Различают две группы принципов построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом.

Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.

Наука и практика выработали инструментарий (принципы) изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы (Приложение А) [12, С. 95].

 

 

1.2 Персонал предприятия, как объект  управления

 

Важнейшей внутренней переменной организации является персонал.

Персонал – это личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам.

Численность персонала – это количество занятых на предприятии людей.

Структура персонала – это качественный состав работников предприятия. Персонал может характеризоваться уровнем образования, степенью квалификации, профессионализмом.

Люди являются центральным  фактором в любой системе управления.

Под управлением понимается элемент функционирования организационных  систем различной природы, обеспечивающая сохранение  их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление численностью и структурой персонала в организации  в основном осуществляет отдел управления человеческими ресурсами или  отдел кадров.

Важнейшими индивидуальными  характеристиками персонала являются:

  • способности;
  • потребности;
  • ожидание;
  • характер восприятия;
  • социальные установки.

Для эффективного функционирования любой организации необходимо качественное управление персоналом. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового  коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя [3, С. 55].

Объект управления – это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.

В качестве субъектов  управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.

Одной из важнейших функций  управления персоналом в связи с  возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.

Управление персоналом – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников [3, C. 58].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы управления персоналом

 

Методы управления – это совокупность приёмов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей, т.е. способы воздействия на коллектив  и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в производственном процессе.

Методы подразделяются на три группы (рис. 1):

  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическим стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности работников.

Административные – возможны три формы проявления этого метода:

  1. обязательное предписание (приказы, запрет);
  2. согласительные (консультация, разрешение компромисса);
  3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, пожелание).

Организационное воздействие  на структуру управления  осуществляется путём организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.

Распорядительное воздействие  на коллектив или личность предполагает подчинение, которое бывает  трёх типов:

  • вынужденное или  внешне навязанное (сопровождается чувством зависимости и принимается как нажим сверху);
  • пассивное (удовлетворение, вызванное  освобождением от принятия самостоятельных решений);
  • осознанное, внутренне обоснованное подчинение.

Прямые воздействия  могут усилить пассивность персонала  и или привести к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные  методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задач и создания стимулирующих условий [6, С. 104].


Рисунок 1 – Система методов управления персоналом

Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, предоставление экономической самостоятельности. Это вызывает материальную заинтересованность работников результатами своего труда.

Социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Для наибольшей эффективности воздействия необходимо знать психологические особенности  исполнителей, социально-психологические характеристики коллективов; использовать приёмы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы, культура и прочее). Приёмы и способы социально-психологического воздействия определяются компетентностью и способностью руководителя. Все методы связаны между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Планирование персонала в организации

 

Планирование персонала – это система комплексных решений, позволяющих:

    • обеспечить организацию необходимым персоналом;
    • подобрать таких людей, которые могли бы решать поставленные задачи;
    • обеспечивать необходимый уровень квалификации работников;
    • обеспечивать максимально возможное активное участие работников в деятельности организации.

Существует два вида планирования персонала:

    1. стратегическое планирование персонала, определяющее общую потребность, в персонале исходя из стратегических перспектив развития организации;
    2. оперативное планирование – планирование по конкретным вакантным местам и на достаточно короткий срок.

Отток персонала также  учитывается и основан на учете  известных причин: уход на пенсию, инвалидность, увольнение по собственному желанию, переход на обучение, призыв в армию, уход в отпуск по беременности, родам и т. д. Все эти моменты учитываются отелом персонала при планировании персонала, наборе и отборе [8, C. 215].

Информация о работе Способы организации и мотивации труда