Способы организации деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.
В управлении различают следующие методы:
1. Экономические методы руководства - проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.
2. Административно-правовые методы - обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление.
3. Организационные методы - распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др.) определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация.)
4. Социально-психологические методы - связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников.

Работа содержит 1 файл

Методы управления предприятием.docx

— 21.38 Кб (Скачать)

Методы управления предприятием

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый  объект.

В управлении различают следующие  методы:

1. Экономические методы руководства  - проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования  затрат и кредита, политики  ценообразования.

2. Административно-правовые методы - обусловлены необходимостью централизованного  руководства, управление осуществляется  путем издания административно-правовых  актов, регулирующих производство, распределение и потребление.

Административные методы заключаются  в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов  выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.

3. Организационные методы - распространяются  на определенные организационные  структуры управленческого аппарата, установление круга прав и  обязанностей, методы организационной  работы (подбор и расстановку  кадров, оперативный контроль и  анализ и др.) определение системы  управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация.)

4. Социально-психологические методы - связаны с изучением социальных  состава и условий работы целых  коллективов и индивидуальных  особенностей работников.

Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной  атмосферы, планировании социального  развития, в постоянном совершенствовании  стиля руководства.

В каждой отрасли и на каждом предприятии  используется конкретные формы организации  управления и методы управления, отражающие его специфику

Принципы управления предприятием

Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия  на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно, только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.

Принципы управления как фундамент  сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами  рекомендаций.

В руководстве персоналом необходим  не только "технократический" административный подход (понятие "экономический человек"), но и социально- этический подход, учитывающий социальный - человеческий фактор, который ставится на одно из первых мест в японской системе управления.

Вот, например, философские принципы управления японских компаний:

1. Постановка крупной цели, понятной  всем, плоть до рабочих.

2. Патернализм - воспитание у  людей чувства, что они члены  одной семьи.

3. Пожизненный наем служащих, когда  им гарантируется рабочее место  до ухода на пенсию.

4. Уважение к старшему по возрасту  и по должности, беспрекословное  подчинение ему.

5. Отсутствие привилегий для  отдельных категорий персонала:  одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов  для управляющих.

6. Создание атмосферы свободы  дискуссий, поощрение энтузиастов  и талантливых людей, уважение  и поощрение способностей каждого. 

На основе проведённых теоретических  изысканий и обобщения опыта  функционирования наиболее успешных производственных предприятий, а также прогноза и  анализа тенденций развития рынка  России, мы сформулировали следующие  принципы управления коммерческими  процессами в производственной организации:

· принцип ориентации на рынок;

· принцип федерализма;

· принцип межфункциональной интеграции;

· принцип организационной гибкости;

· принцип профессионализации коммерческой деятельности;

· принципы эффективного организационного сжатия;

· принципы сокращения логистического сжатия;

· принцип обеспечения аккумулирования  коммерческого опыта и потенциала;

· принцип укрепления стратегических партнёрских связей;

· принцип обеспечения информационной прозрачности внешней и внутренней среды.

Раскроем содержание каждого из перечисленных принципов.

Принцип ориентации на рынок предполагает, что в структуре коммерческой подсистемы приоритетное место должна занимать работа по мониторингу и исследованию внешней среды. Ориентация коммерческой деятельности на рынок, кроме того, означает, что критерием принятия тех или иных решений по продвижению и продажам должно быть чёткое представление о потенциальных покупателях и модели их покупательского поведения. Ориентация на рынок должна касаться не только рынка покупателя, она должна относиться и к рынку поставщика. Работа по изучению и воздействию на покупателей и поставщиков должна быть увязана в единую маркетинговую систему.

Принцип федерализма. Федерализм в управлении коммерческой деятельностью производственного предприятия включает следующие моменты.

Согласно принципу федерализма  верхушка управленческой иерархии приобретает  вид центра. Такой центр уже  не пытается контролировать всё и  вся, отдавать бесчисленные распоряжения. Управленческая значимость центра проявляется  в том, что он является эксклюзивным обладателем информационных, технологических  и других ресурсов. Бывшие исполнительские  позиции управленческой иерархии наделяются значительной свободой в принятии решений; при этом их деятельность во многом начинает предпринимательский характер. Другими словами, коммерческие работники  начинают разбиваться на мелкие предпринимательские  бригады, для которых центр становится жизненной необходимостью в качестве информационной, исследовательской  базы, в качестве методического, технологического и даже финансового обеспечения. Поэтому центр оказывается в  состоянии косвенно воздействовать на периферийные звенья своей структуры, но уже не имеет возможности прямого  административного вмешательства.

В федеративной структуре коммерческой службы каждое периферийное отвечает за какой-либо рыночный регион, сегмент  или направление и деятельность организована так, чтобы точно можно  было вычислить вклад того или  иного звена, определить прибыль, которую  оно принесло. Отношения между  центром и периферийном звеном начинают приобретать форму хозяйственного расчёта. Однако такой хозяйственный расчёт может иметь не гражданско-правовую основу, а основываться на внутрифирменных расчётах.

В федеративной структуре информация оперативного и тактического характера  больше не идёт наверх, чтобы потом  спуститься в виде тактического решения, оперативной инструкции. Инструкции теперь носят консультативный характер и даются в основном по запросу  периферийного звена. Центр сосредотачивается  на мониторинге и исследованиях  рынка и разработке стратегических решений в области снабжения, продаж, распределения, ценообразования, продвижения. Центр также имеет  право заниматься аудитом деятельности периферийных звеньев и требовать  от них предоставления любой информации.

Реализация принципа федерализма  в управлении коммерческой деятельности позволяет значительно повысить оперативность принятия коммерческих решений, повысить ответственность  исполнителей за результат, дать возможность  исполнителям проявлять большее  творчество, необходимое в коммерции. Кроме того, упрощаются вопросы иерархической  координации.

Согласно принципу межфункциональной интеграции носители одних функций в определённых случаях могут и должны быть включены в реализацию других функций, состоящих в особой зависимости с теми, первыми. Интеграция во многом происходит через исполнителей, включённых в разные функциональные зоны. Именно таким образом во многом преодолевается межфункциональная разобщённость и неприятие, а также упрощается передача информации из одной функциональной зоны в другую.

Кроме того, реализация данного принципа - это также создание временных  или действующих на периодической  основе межфункциональных групп, комитетов, советов и т. п. Следование принципу межфункциональной интеграции начинается с признания условности разделения какой-либо деятельности на функции и вследствие чего распределения чего распределения должностных обязанностей и установление связей между должностями на основе анализа бизнес-процессов, определения последовательности конкретных бизнес-операций и взаимозависимости между ними.

Актуальность принципа организационной гибкости вызвана динамизмом условий функционирования бизнес-организации. Гибкая организация коммерческая деятельности состоит в обретении предприятием способности быстро и безболезненно (с малыми затратами) перестраиваться с продажи одних продуктов деятельности на другие, с закупок одних материалов на иные, с работы на одних рынках на работу на других.

Такая гибкость обретается с помощью  создания системы прогнозирования различных вариантов развития событий на рынке, составление альтернативных программ действия. При этом важно достижение договорённости о потенциальных связях с поставщиками, покупателями, другими сторонними организациями на случай необходимости реализации той или иной альтернативной программы. Кроме того, подобная политика необходима в отношении и потенциальных работников, чьи опыт, знания, навыки пока не востребованы, но в случае организационной перестройки под новые условия будут крайне полезны.

Согласно принципу профессионализации коммерческой деятельности, для того чтобы работать на рынке с контрагентами, мало быть отличным производителем, досконально знать продукт и особенности его производства.

На практике часто встречается  противоречие этому принципу, когда, например, отделы маркетинга и сбыта  комплектуются бывшими производственными  работниками, не прошедшими никакой  дополнительной подготовки.

Кроме того, профессионализация коммерческой деятельности означает изменение отношения  к этому виду деятельности со стороны  остальных функциональных подразделений  предприятия. Коммерческая деятельность, особенно в области продаж, не должна рассматриваться как отягощающее  необходимое дополнение к производственным функциям. Коммерческая активность должна осознаваться как базовая, порождающая  смысл любой производственной деятельности.

Наиболее действенными инструментами  реализации принципа эффективного организационного сжатия являются аутсорсинг и франчайзинг.

Термин "outsourcing" происходит из английского языка, что означает использование внешних источников. Аутсорсинг можно определить как мероприятие, основанное на выделении из организационной структуры материнского предприятия каких-либо функций и передача этих функций для реализации другим хозяйствующим субъектам.

Ещё одним инструментом организационного сжатия в управлении коммерческой деятельностью  может успешно выступать франчайзинг.

Суть франчайзинга заключается в том, что крупное предприятия (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определённом рынке и имеющее известную потребителям торговую марку, в целях расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и реализацию строго оговорённых видов товаров, соответствующих стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаёт франчайзи право пользование торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований.

Принцип сокращения логистического цикла - это ориентир на минимизации времени на начало закупки материальных ресурсов до поступления их в производство, а также от выхода готовой продукции из производства до поступления её к потребителю. Причём минимизация времени должна происходить не за счёт увеличения затрат, а за счёт более эффективного планирования и организации материальных, информационных и финансовых потоков, сопровождающих выполнение покупательского заказа.

Реализация принципа обеспечения аккумуляции коммерческого опыта и потенциала означает ведение целенаправленной работы по поиску сотрудников, способных обогатить коммерческую службу предприятия опытом, который востребован, но у нынешних сотрудников отсутствуетПринцип обеспечения информационной прозрачности внешней и внутренней среды предполагает создание единой информационной системы. Эта система каждому работнику, планирующему или организовывающему какие-либо коммерческие процессы, должна давать исчерпывающую информацию о протекании логически предшествующих и планирование логически последующих бизнес-процессов, а также информацию о наличие внешних и внутренних ресурсов для реализации планируемых процессов.


Информация о работе Способы организации деятельности предприятия