Создание собственного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:55, реферат

Описание работы

Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. С разработки плана начинается любое дело: будь то решение о покупке товара, определение целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути. экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей
Любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего

Работа содержит 1 файл

курсовик вп.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

    Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных  результатов. С разработки плана  начинается любое дело: будь то решение  о покупке товара, определение  целей деятельности предприятия или выбор жизненного пути. экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей

    Любое управление требует научного предвидения  в форме прогноза или плана. Однако фирме нужен не любой план или  прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего.

    1. Планирование как функция управления

    Важность  планирования выражена в известном  афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается  в том, что предприятие или  фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Планирование имеет два смысла:1

  1. Общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.
  2. Управленческий смысл, в этом случае планирование выступает одной из функций менеджмента (умение предвидеть и использовать это предвидение).

    Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.

    1. Где организация находится в настоящее, каковы итоги и условия ее деятельности? Какое место занимает организация на рынке, и какова ее экономическая позиция?

    2. Как, при помощи  каких ресурсов (материальные, трудовые, финансовые) могут быть достигнуты цели организации?

    Для того чтобы предприятие действовало  успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности. В зависимости от уровня управления выделяют руководителей низового звена (или операционных управляющих), среднего звена и высшего звена. К руководителям низового звена относятся младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими. Они организуют и контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за непосредственное использование сырья и оборудования. Это должности, например, мастера, старшей медсестры, заведующего кафедрой и т.п. Большая часть руководителей относится к руководителям низового звена.

    Руководители  среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Примерами должностей руководителей среднего звена могут быть должности начальника производства, начальника отдела, управляющего сбытом на промышленном предприятии, декана или директора филиала учебного заведения. Руководители среднего звена - это своеобразный буфер между руководителями высшего и низового звеньев. Они подготавливают информацию для принятия решений руководителями высшего звена и доводят эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.

    Руководство высшего звена представляет высший организационный уровень управления. В предпринимательстве примеры руководителей высшего звена - это президент компании, председатель Совета директоров, вице-президент корпорации и др. Руководители такого уровня принимают важнейшие для предприятия решения и несут за них ответственность.

    Процесс управления состоит из следующих  функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

    Планирование  на предприятии может принести положительный  результат, если оно правильно организовано. К обсуждению и составлению планов следует привлекать всех работников предприятия, однако непосредственно в процессе планирования принимают участие высшие руководители предприятия, работники планового отдела (или группа плановиков в составе экономического отдела), руководители и специалисты подразделений.

    Высшее  руководство определяет основные этапы  и последовательность планирования, разрабатывает цели развития фирмы, стратегию предприятия, принимает решения по стратегическому планированию.

    Плановые  работники, руководители среднего и  низшего звеньев занимаются разработкой тактических и оперативных планов, причем основная часть планирования приходится на плановиков.

    Для более качественного составления  плана целесообразно привлекать консультанта по планированию.

    Окончательные решения, связанные с утверждением подготовленного проекта плана, принимают высшим руководством.

    Таким образом, цель планирования состоит  в том, чтобы быть действенным  инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия. 
 

     1.2.Принципы планирования 

     Эффективность функции планирования зависит от того, какими принципами руководствуются менеджеры при составлении планов.

     Планирование  базируется на следующих принципах:

     1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.

     2) НепрерывностьВ соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.

     3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами..

     4) Единство и взаимосвязанность  отдельных частей организации  требует соблюдения такого принципа  как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции.

     5) Важным принципом планирования  является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

     6) Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

     7) Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.

     8) Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.

     9) Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

     Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут  
 

1.3. Система планов  на предприятии  и их взаимосвязь

    В хозяйственной практике отечественных  предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические  и оперативно-производственные.

    Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

    Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

    Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

    1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

    2) по уровню управления На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

    3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

    4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

    5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

    6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

    7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

    8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

    Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

    Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

    Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

    В зарубежной науке и практике в  планировании будущего корпорации принято  выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

    По  классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

    Реактивное  планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

    Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.

    Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм).

    Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться..

    Содержание  рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

    Всякое  планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

Информация о работе Создание собственного дела