Современное состояние банковской системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Современное состояние банковской системы России требует принятия решительных мер со стороны ЦБ РФ по укреплению и поддержанию финансовой устойчивости коммерческих банков. Комплекс стабилизационных мер по поддержанию стабильности и надежности банковской системы России включает 3 основных этапа.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Современное состояние  банковской системы России требует  принятия решительных мер со стороны  ЦБ РФ по укреплению и поддержанию  финансовой устойчивости коммерческих банков. Комплекс стабилизационных мер  по поддержанию стабильности и надежности банковской системы России включает 3 основных этапа.

1. Предупреждение возникновения проблем у коммерческих банков.

ЦБ РФ в первую очередь должен создать условия, при которых коммерческие банки  могли бы самостоятельно противодействовать внешним факторам, дестабилизирующим положение в банковской сфере. К их числу относятся следующие:

А. Ответственный и жесткий подход к лицензированию новых и расширению деятельности действующих банков с целью недопущения функционирования таких, которые могут негативно повлиять на стабильность банковской системы.

Б. Требование неукоснительного соблюдения установленных экономических нормативов деятельности коммерческих банков.

В. Обязательное создание коммерческими банками резервов на возможные потери по ссудам.

Г. Организация ЦБ РФ системы управления текущей ликвидностью коммерческих банков через такие сегменты денежного рынка, как рынок государственных обязательств, рынок межбанковских кредитов, валютный рынок, а также при помощи политики обязательных резервных требований и процентной ставки рефинансирования.

Д. Развитие и поддержание стабильности платежной системы России (в настоящее время реализуется разработанная ЦБ РФ концепция ее совершенствования).

2. Применение системы мер по определению финансового состояния банков и выявлению проблемных коммерческих банков.

Для ЦБ РФ чрезвычайно  важно выявление на ранней стадии проблемных банков, допускающих нарушения  в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические характеристики.

Своевременное выявление и санация таких  банков позволяют защитить средства клиентов от утраты и предотвратить возникновение банковского кризиса.

Система мер  по выявлению проблемных коммерческих банков включает в себя три основных компонента.

А. Определение признаков проблемного банка. Согласно письму ЦБ РФ № 457 от 28 мая 1997 г. «О критериях определения финансового состояния банков» все коммерческие банки подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп.

1 категория. Финансово-стабильные банки:

Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.

Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в  деятельности.

2 категория. Проблемные банки:

Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.

Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.

Отнесение банков к той или иной классификационной  группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).

Группа 1. Отсутствуют  признаки проблемности. Банк выполняет  все требования действующего законодательства и Банка России.

Группа 2. Имеются  отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят  главным образом потенциальный  характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов банка отсутствует.

Меры надзорного реагирования со стороны ЦБ РФ к  банкам, отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших  эти проблемы, и могут варьировать  от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взысканий штрафа.

Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.

Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные  выше, а также требования к банку по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.

Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый или/и  затяжной характер.

К данной группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

наличие на анализируемую  отчетную дату неоплаченных платежных  расчетных документов клиентов банка  в связи с отсутствием средств  на корсчете свыше 30 дней подряд;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного уставного капитала;

повторное выявление  серьезных недостатков в бухгалтерском  учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового  результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);

непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых  форм отчетности на две даты, включая  анализируемую за последние шесть  месяцев.

Б. Установление информационной основы выявления проблемных банков, которая подразумевает следующие контрольные действия:

ежедневный контроль за состоянием корреспондентских счетов коммерческих банков и задержек оплаты платежных документов в связи  с недостаточностью средств на корреспондентском счете;

ежемесячный контроль своевременности и полноты формирования банками фонда обязательных резервов в ЦБ РФ;

ежеквартальный  контроль за формированием и использованием фондов коммерческих банков;

ежемесячный контроль данных приложения 13 общей финансовой отчетности «Анализ активов и пассивов по срокам погашения и востребования»;

резкую смену  собственников или руководства  банка;

резкое изменение  направления вложений средств в  различные сферы рыночной экономики  по данным бухгалтерского баланса банка на месячные отчетные даты.

В. Разработка путей  раннего реагирования по выявлению  проблемных банков, которая включает в себя две методики.

3. Стратегия санации (финансового оздоровления) проблемных банков. Основной принцип ее заключается в том, что сами коммерческие банки (их руководители и владельцы) несут ответственность за свою структурную перестройку. Использование государственных средств для последней возможно только в качестве крайней меры после прохождения банком «проверки на необходимость» для российской банковской системы.

Все перечисленные  рекомендательные и принудительные меры воздействия на стабилизацию финансового состояния проблемных банков относятся к числу досудебных процедур. Их целью является восстановление положительной структуры баланса, соответствие требованиям обязательных нормативов, удовлетворение требований кредиторов. При их исчерпании появляются основания для объявления несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано в арбитражный суд кредитной организацией (ее учредителями или участниками) или третьим заинтересованным лицом до принятия арбитражным судом решения о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Процедуры по реорганизации  кредитной организации осуществляются либо в виде присоединения (поглощения), либо в виде слияния с другой кредитной  организацией. Эти две процедуры  в отличие от ликвидации кредитного учреждения позволяют минимизировать потери клиентов банка – юридических и физических лиц, сохранить устоявшиеся партнерские отношения между банком и его клиентами.

Особое место  в проблеме банкротства кредитных  организаций занимает умышленное банкротство. Одной из мер предотвращения фактов последнего является своевременное назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.   

Ключевые  термины (слова) главы: денежно-кредитная политика ЦБ, экономические нормативы, минимальные резервные требования, операции на открытом рынке, ломбардные кредиты, переучет векселей коммерческих банков, система рефинансирования коммерческих банков, валютное регулирование, валютная политика, валютная интервенция, дисконтная политика, валютные ограничения, признаки проблемности коммерческого банка.

Информация о работе Современное состояние банковской системы России