Состояние основного капитала России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Известно, что основные фонды в процессе эксплуатации изнашиваются. Для возмещения стоимости основного капитала используется амортизационный фонд, который формируется из амортизационных отчислений, поступивших на расчетный счет промышленного предприятия после реализации продукции.
Данная курсовая работа раскрывает сущность и особенности основных производственных фондов, рассказывает о способах их оценки. Также большая роль отведена амортизации основных фондов и различным способам ее начисления в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность основных фондов предприятия 4
§ 1. Экономическая сущность ОПФ 4
§ 2. Состав и классификация ОПФ 5
§ 3. Способы оценки и учета ОПФ. 8
Глава 2. Износ и амортизация основных фондов. 12
§ 1. Виды износа основных фондов. 12
Глава 3. 21
§ 1. Состояние основного капитала России. 21
§ 2. Модернизация основных фондов предприятий Российской Федерации. 25
Заключение 31
Список использованной литературы. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 92.16 Кб (Скачать)

Данные табл. 2 также свидетельствуют  о систематическом снижении физического  объема основных фондов в обрабатывающем производстве, начиная с 2007г., торговле, гостиничной и ресторанной деятельности, транспорте и связи, государственном  управлении и обеспечении безопасности.

На начало 2011 г. степень износа в  целом по экономике составила 45,7%. Основные фонды в торговле и ремонте были изношены на 63,8%, в производстве транспортных средств и оборудования — на 52,7%, в добыче полезных ископаемых — на 46,8%. Исследование Счетной палаты РФ в 2010 г. показало, что в отдельных отраслях промышленности износ основных фондов достигает 80%, в то время как динамика их обновления не выше 11%. То есть ситуация с каждым годом ухудшается, невзирая на высокие цены на нефть и декларируемый рост ВВП.

Из-за резкого замедления процесса обновления основных фондов ухудшились возрастные параметры используемого  производственного оборудования. Так, в 1970 г. у 40,8% оборудования возраст составлял до пяти лет. На начало 2011 г. такой «молодостью» могло похвастаться только 9,6%. [9] Средний возраст машин и оборудования составляет 21,2 года, при принятом во многих развитых странах мира нормативном сроке службы техники 6-10 лет. По грубым прикидкам, если не половину, то две трети народного хозяйства необходимо преобразовать.

На перевооружение производства, по оценке минфина, нам необходимо тратить около 30% ВВП в год. По итогам 2010 года этот показатель составил 20% ВВП. Причем доля банковского сектора в объеме инвестиций не превышает 10% (в развитых рыночных странах 20-30%). Сегодня у нас 70% денег в обновление вкладывают сами предприятия.

В мире, как правило, сами компании инвестируют только 20-30% собственных  средств, остальные привлекаются с  рынка. В результате идет огромное недоинвестирование компаний.[10, c. 143]

Соотношение коэффициентов  обновления и выбытия основных фондов свидетельствует о том, что в  российской экономике не происходит существенного обновления или расширения производственной базы, предприятия  могут лишь поддерживать ее на достигнутом  уровне. Если рассматривать данное соотношение по отдельным отраслям, то можно констатировать тот факт, что в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве, а также в строительстве наблюдается наименьшая тенденция превышения коэффициента выбытия основных фондов над коэффициентом обновления.

 

Табл. 3

Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов  
по видам экономической деятельности 
(в сопоставимых ценах)

 

2010

 

2010

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на конец года)

 

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на начало года)

 

Все основные фонды 

3,9

Все основные фонды

0,8

По видам экономической деятельности:

 

По видам экономической деятельности:

 

сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

3,8

сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

2,7

рыболовство, рыбоводство

1,5

рыболовство, рыбоводство

0,8

добыча полезных ископаемых

7,2

добыча полезных ископаемых

1,2

обрабатывающие производства

5,8

обрабатывающие производства

1,0

производство и распределение  электроэнергии,  
газа и воды

4,2

производство и распределение  электроэнергии,  
газа и воды

0,3

строительство

3,3

строительство

0,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

6,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

0,6

гостиницы и рестораны

3,4

гостиницы и рестораны

0,6

транспорт и связь

3,6

транспорт и связь

0,4

финансовая деятельность

8,3

финансовая деятельность

0,9

операции с недвижимым имуществом, аренда  
и предоставление услуг

1,7

операции с недвижимым имуществом, аренда  
и предоставление услуг

0,9

государственное управление и обеспечение  
военной безопасности; социальное страхование

7,2

государственное управление и обеспечение  
военной безопасности; социальное страхование

1,1

образование

3,4

образование

0,9

здравоохранение и предоставление социальных услуг

5,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,6

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

0,3


 

Отсутствие возможности  своевременной замены основных фондов ведет к продлению сроков использования  неэффективных машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются  только при практической невозможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Замена изношенной техники и оборудования остается основной целью инвестирования в основной капитал.

§ 2. Модернизация  основных фондов предприятий Российской Федерации.

 

В России массовое перевооружение производства осуществлялось во время индустриализации и в послевоенный период. Впоследствии новая техника устанавливалась преимущественно на новых предприятиях и на производствах оборонного комплекса, а старые предприятия практически не подвергались реконструкции и перевооружению. Без модернизации на большинстве из них сегодня невозможны ни выпуск конкурентоспособной продукции, ни увеличение производительности труда, ни сокращение издержек.

Для модернизации предприятий  необходимо новое оборудование, но сегодня в стране, судя по всему, недостаточно технических ресурсов для ее создания. Позиции России в машиностроении и станкостроении уже не те, что были два-три десятилетия назад. В 2008 году все российские производители выпустили менее 10 тыс. единиц оборудования (для сравнения: в 1990 году в СССР было произведено 101,5 тыс. единиц техники).

Ситуация с обновлением  производственных фондов усугубилась вследствие кризиса 2008–2010 гг., из-за которого были приостановлены или полностью свернуты инвестиционные программы многих промышленных предприятий. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2005–2008 гг. показывал прирост. В 2009 м он снизился по сравнению с предыдущим годом в добывающей промышленности на 14 %, а в обрабатывающей — на 20 %. Своеобразными «рекордсменами» падения инвестиций стали деревообработка, целлюлозно-бумажная и обувная промышленность, где вложения в основной капитал сократились на 47, 40 и 36 % соответственно.

По оценке Минэкономразвития  России, в целом инвестиционные потребности отечественной экономики до 2025 года составят 2,5 трлн долларов. По оценкам независимых экспертов, не менее пятой части от этой суммы должно пойти на мероприятия по обновлению основных и производственных фондов.

Роль государства как  основного агента модернизации характерна для всех модернизационных стратегий конца XIX и всего XX века. Правительства разных стран, в том числе и российское, используют целый набор экономических механизмов для поддержки модернизации производственных фондов предприятий: субсидирование и прямое финансирование проектов, предоставление государственных гарантий по кредитам, налоговые преференции и поддержка на законодательном уровне. Ну а на межгосударственном уровне помощь модернизируемым предприятиям оказывает ООН.

 

Модернизация  за казенный счет

 

Во всем мире применяется  практика субсидирования покупателей производственного оборудования. Заключается она в выделении таким покупателям на безвозмездной основе ассигнований из федерального, региональных или местных бюджетов.

В России субсидии сегодня  охотно выдают малым и средним  предприятиям. Например, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы предоставляет субсидии, составляющие от 25 до 50 % капитальных расходов на реализацию инновационных проектов (в том числе на приобретение оборудования). В денежном выражении минимальный размер такой субсидии составляет 2,5 млн рублей.

Крупным государственным  и коммерческим предприятиям со значительной долей в капитале государственного участия субсидии выделяются в том  случае, если предприятия эти имеют  значительный потенциал для роста. Так, 75 млрд рублей Правительство РФ выделило АвтоВАЗу (29 тыс. рублей в пересчете на каждого сотрудника). В рамках Государственной программы технической и технологической модернизации сельского хозяйства на 2008–2012 гг. используется субсидирование покупателей сельхозтехники в сумме 15–20 % от объема инвестиций.

Во многих российских регионах применяется субсидирование процентных ставок кредитов. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства  Ростовской области могут воспользоваться  такой формой государственной поддержки на пополнение оборотных средств в случае расширения производства и реализации инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются в соответствии с Постановлением администрации Ростовской области от 11.04.2005 № 116 «О субсидировании процентных ставок по кредитам (займам), привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства» из средств областного бюджета.

Техника на выгодных условиях

 

Часто государство берет  на себя обязательство компенсировать часть стоимости оборудования его приобретателю при покупке новой техники для основных фондов. Подобные подарки возможны в рамках государственной поддержки тех или иных программ развития отраслей и отдельных предприятий.

Предприятиям бывает выгодно  сдавать государству устаревшее оборудование под гособязательства оплаты части стоимости нового оборудования для основных фондов (трейд-ин).

Получить технику модернизируемое предприятие может и не приобретая ее в собственность. Лизинговые операции приравниваются к кредитным, однако после окончания срока лизинга (аренды) объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если только договором не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача его в собственность лизингополучателя).

В 2010 году Россия выделила 1,235 млрд руб. на поддержку лизинга оборудования в 49 регионах. Господдержка была оказана, в частности, приобретателям отечественного производственного оборудования — им компенсировалась часть затрат на уплату лизинговых платежей. Почти половина новых сделок на рынке лизинга (46,7 %) по итогам трех кварталов 2010 года пришлась на связанные с государством лизинговые компании.

 

Под честное государственное…

 

Теоретики утверждают, что  получение банковского кредита  на модернизацию производственных фондов в принципе не связано с размерами  производства заемщика, устойчивостью  генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала. Объемы привлекаемых финансовых средств могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита могут быть сделаны в кратчайшие сроки и т. п. Проблема же заключается в том, как на практике убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.

Государство и здесь приходит на помощь модернизируемым предприятиям, предлагая программы госгарантий  по кредитам при покупке техники. В рамках программы государственных  гарантий по кредитам предприятий, проведенной Министерством регионального развития РФ, в 2009 году было выделено 300 млрд рублей.

 

Налоговые преференции

 

Другой метод поддержки  модернизируемых предприятий —  налоговые преференции. Потенциал  снижения налогов в большинстве стран, преодолевших кризис, сегодня невелик, однако все понимают, что без налоговых льгот обновить оборудование многим компаниям вряд ли удастся. Поэтому такими льготами поддерживаются те виды деятельности, которые должны обеспечить на предприятиях модернизацию и инновационный процесс.

В России применяется инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он является формой отсрочки уплаты налога на прибыль  сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. ИНК предоставляется предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов на сумму, составляющую не более 30 % стоимости приобретенного оборудования.

 

Закон суров, но это  закон!

 

Любое государство проводит более или менее жесткую политику протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются весьма эффективными средствами защиты отечественных производителей, в особенности тех из них, кто находится на стадии модернизации производственных мощностей.

Характерный пример — повышение  импортных пошлин на продукцию зарубежных предприятий, конкурирующих с отечественными. Таким способом государство обычно поддерживает крупнейших национальных производителей.

В России меры прямого ограничения импорта могут вводиться Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Как сказано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений». Однако все ввозимые товары должны соответствовать техническим, санитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в России. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

 

Во имя природы

 

Эффективная поддержка предприятиям, обновляющим производственные фонды, может быть оказана и на межгосударственном уровне. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата создал общемировой рынок прав на загрязнение воздуха парниковыми газами. Сотням экологически неблагополучных предприятий в развивающихся странах этот документ предоставил возможность существенно снизить затраты на обновление производственной техники и получить в свое распоряжение наиболее современные технологии. Новое оборудование, технологии или деньги на модернизацию предприятия получают от инвесторов, заинтересованных в приобретении квот, в результате реализации так называемых проектов совместного осуществления.

Проекты совместного осуществления  подготавливаются модернизируемыми предприятиями и верифицируются по утвержденной программе. Они должны отвечать трем критериям:

 

  • энергетическая и экологическая эффективность;
  • технический и финансовый потенциал;
  • экономический и социальный эффект.

 

В мире сегодня подготовлено и реализуется более четырех  тысяч проектов совместного осуществления. Активно подключились к процессу Индия, Китай, Бразилия, государства Евросоюза и другие страны, в том числе члены СНГ.

Механизмы торговли сокращениями выбросов углекислого газа в атмосферу впервые заработали в России лишь 20 декабря 2010 года — об этом свидетельствует «Российский реестр углеродных единиц». Тогда впервые были переведены за пределы РФ 4,2 млн. тонн единиц сокращения выбросов, ставшие результатом утилизации хладона 23 в ООО «Завод полимеров КЧХК» и ОАО «Галоген», находящихся под управлением ОАО «ГалоПолимер». Всего же государство выделило Сбербанку 30 млн. тонн ЕСВ — для осуществления сделок по пятнадцати проектам совместного осуществления, победившим в первом конкурсе Сбербанка и Минэкономики. Для справки: общий размер квоты РФ на выброс парниковых газов в период с 2008 по 2012 г. составляет 16 617 095 319 тонн.

Информация о работе Состояние основного капитала России