Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:44, реферат
Потребительский рынок - это сфера купли-продажи товаров и услуг, необходимых человеку в его каждодневной жизни. Рынок конечных продуктов и услуг в современной рыночной экономике является одним из важнейших её элементом. Товарный рынок подразделяется на рынок продовольственных и непродовольственных товаров. Здесь взаимодействуют, в основном три вида хозяйствующих субъектов - государственные, смешанные, частные, коммерческие и посредники - организующие бизнес. При функционировании единого рынка характер их взаимодействия различен, и зависит, в основном, от спроса и предложении на конечный продукт и необходимых услуг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ СПО «Уфимский торгово-экономический колледж»
РЕФЕРАТ
По дисциплине Экономики организации
На тему: Состояние и развитие торговли РФ и РБ в 2012 году.
Уфа-2013
Введение.
Потребительский рынок - это сфера купли-продажи товаров и услуг, необходимых человеку в его каждодневной жизни. Рынок конечных продуктов и услуг в современной рыночной экономике является одним из важнейших её элементом. Товарный рынок подразделяется на рынок продовольственных и непродовольственных товаров. Здесь взаимодействуют, в основном три вида хозяйствующих субъектов - государственные, смешанные, частные, коммерческие и посредники - организующие бизнес. При функционировании единого рынка характер их взаимодействия различен, и зависит, в основном, от спроса и предложении на конечный продукт и необходимых услуг.
Главным фактором формирования спроса на рынке является уровень удовлетворения личных и общественных потребностей населения. В зависимости от наличия продуктов и видов услуг, уровня потребительских цен, величины доходов населения, уровень потребления их постоянно изменяется.
Организационно потребительский рынок представлен широкой сетью магазинов розничной торговли, специализированных на отдельных видах товаров или универсальных супермаркетах, различными предприятиями сферы услуг, ремонтными мастерскими, прачечными и т.д. Развиваются также частные рыночные структуры, частные оптовые предприятия, предприятия фирменной торговли. Совершенствуются формы торговли - оптовые ярмарки по продаже сельскохозяйственных продуктов и потребительских товаров, городские рынки.
Изучение состояния торговли в РФ и РБ я считаю что актуально, т.к торговля играет очень важную роль в развитии экономики. Торговля в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразущих отраслей экономики. В 2012 году розничная торговля характеризовалась относительно умеренной динамикой темпов роста товарооборота, оставаясь при этом одним из главных локомотивов роста экономики страны, и оказывала существенное влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне.
1. Развитие торговой деятельности в Российской Федерации в 2012 году.
Торговля в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразущих отраслей экономики. По данным Росстата в 2012 году доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовой добавленной стоимости составила 19%, а доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации - 10,3%. В 2012 году более высокими темпами росли продажи непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами, соответственно произошли изменения в структуре розничного товарооборота. По итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом сократилась доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 47,8% (на 0,8 процентных пункта ниже показателя 2012 года). Более динамично развивалась розничная торговля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, а доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократилась.
Усиливается роль сетевой торговли в развитии отрасли. Продолжается совершенствование логистики, системы взаимодействия с поставщиками товаров. Все большее значение приобретает мультиформатное развитие торговых компаний, в том числе развитие альтернативных каналов продаж, интернет-торговли. Крупные торговые сети вносят основной вклад в увеличение количества современных торговых площадей. Продолжается активное региональное развитие торговых компаний.
В 2012 году дальнейшее развитие получили процессы отраслевого и межотраслевого саморегулирования на потребительском рынке, что способствует повышению доступности товаров, развитию конкуренции в сфере торговли и формированию взаимовыгодных условий взаимодействия по всей товаропроводящей цепочке.
2. Внешнеэкономические связи Республики Башкортостан.
Внешнеторговый оборот Республики Башкортостан по итогам 6 месяцев 2012 года составил 6,4 млрд. долларов США. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 91,2%, импорта – 8,8%. Снижение объема внешнеторгового оборота республики на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года обусловлено сокращением показателей экспорта. Также следует отметить, что в статистических данных внешней торговли Республики Башкортостан за первое полугодие 2012 года не учтен внешнеторговый оборот Республики Башкортостан с Республикой Казахстан за май-июнь 2012 года.
По итогам первого полугодия 2012 года в первую десятку стран – основных внешнеторговых партнеров Республики Башкортостан вошли следующие государства: Польша, Беларусь, Латвия, Нидерланды, Китай, Чехия, Венгрия, Украина, Казахстан, Литва. Объем внешнеторгового оборота с этими странами составил 4,78 млрд. долларов США, доля в общем объеме внешнего товарооборота республики сложилась на уровне 75,6%. По итогам 6 месяцев 2012 года на долю стран дальнего зарубежья приходилось 76,4% всего товарооборота или 4,9 млрд. долларов США.
Экспорт товаров за 6 месяцев 2012 года составил 5,8 млрд. долларов США, что на 4,4% ниже уровня аналогичного периода 2011 года.
В структуре экспорта республиканской промышленности лидирующие позиции занимает продукция топливно-энергетического комплекса (82,1%). Доля продукции химической промышленности составила 7,9% от общего объема экспорта, машин, оборудования и транспортных средств – 5,7%, металлов и изделий из них – 1,8%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,5%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 0,6%, прочих товаров – 0,4%.
По итогам отчетного периода отмечается сокращение объема экспорта по основным группам товаров: минеральных продуктов (на 8,2%), продукции химической промышленности, каучука (на 18,8%), а также металлов и изделий из них (на 25,7%), древесины и целлюлозно-бумажной продукции (на 2,6%), прочих товаров (на 21,1%). Наблюдается снижение стоимостного объема поставок продукции республиканских производителей в страны дальнего зарубежья на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на некоторое снижение объема экспорта в первом полугодии текущего года, прогнозные показатели 2012 года предполагают позитивную динамику этого показателя вследствие улучшения ценовой конъюнктуры отечественной продукции на мировых рынках и восстановления спроса на республиканские товары за рубежом.
Объем республиканского импорта товаров составил 563,7 млн. долларов США и увеличился на 20,3%.
В республиканском импорте лидирующими товарными группами являлись машины, оборудование и транспортные средства (66,6% от общего объема импорта), продукция химической промышленности, каучук (18,8%), металлы и изделия из них (6,0%), текстиль, текстильные изделия и обувь (2,5%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (1,8%), минеральные продукты (1,4%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (0,7%), прочие товары (2,2%).
По итогам 6 месяцев 2012 года Республика Башкортостан поддерживала внешнеторговые связи с 97 странами мира. Сложившаяся географическая структура внешнеэкономических связей региона ориентирована на традиционные европейские рынки и страны СНГ.
В сфере внешнеэкономического сотрудничества в текущем году занято 420 предприятий республики. Из них экспортируют свою продукцию 166 предприятий, импортируют – 316.
Говоря о важнейших политических событиях, руководитель российского посольства отметил, что в июне 2012 года состоялся визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Ташкент. Была подписана Декларация об углублении стратегического партнерства, которая закрепляет решение российского и узбекского руководства расширять взаимодействие на всех уровнях двустороннего сотрудничества, а также Меморандум о взаимопонимании о дальнейших совместных мерах по присоединению Республики Узбекистан к Договору о зоне свободной торговли.
Одной из стержневых опор всего комплекса российско-узбекского стратегического партнерства является экономическая повестка. Россия остается основным торговым партнером Узбекистана, занимая во внешней торговле республики около 29,5%. По данным Госкомстата Узбекистан объем товарооборота за январь-сентябрь 2012 года составил свыше 5 млрд 595 млн 700 тысяч долларов. Экспорт Узбекистана в Россию за данный период оценивается в 3 млрд 879 млн 800 тысяч долларов, импорт российской продукции — в 1 млрд 715 млн 900 тысяч долларов.
Хорошими темпами развивается двустороннее взаимодействие в топливно-энергетической сфере, где представлены крупные российские нефтегазовые компании. ОАО «Лукойл» совместно с Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» осуществляет один из крупнейших проектов — освоение группы газоконденсатных месторождений «Кандым-Хаузак-Шады-Кунград» со сроком реализации 35 лет (до 2039 года). ОАО «Газпром» завершает программу геологоразведки в Устюртском регионе Узбекистана. В течение пяти лет на ее осуществление было направлено около 400 млн долларов.
На долю межрегионального сотрудничества в общем торговом обороте двух стран приходится не менее 60%. В целом практически все поставки, кроме углеводородов проходят по линии регионов, и роль межрегионального сотрудничества в обеспечении нашей торговли весьма велика и увеличивается каждый год.
Заключение.
Приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 гг. и на период до 2020 года, в которой были сформулированы основные цели и задачи по развитию торговли, в том числе повышение эффективности регулирования торговой отрасли, развитие инфраструктуры торговли, стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
Реализация Закона о торговле способствует:
В целом результаты мониторинга реализации Закона о торговле показывают,
что в течение 2011 года велась плановая работа по выполнению на федеральном и региональном уровнях установленных Законом о торговле правовых норм.
Список используемой литературы:
Информация о работе Состояние и развитие торговли РФ и РБ в 2012 году