Социальный пакет как способ мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:53, доклад

Описание работы

Сегодня предоставление того или иного набора льгот стало нормой для российского рынка. И хотя кризис несколько замедлил распространение социальных пакетов в российских компаниях — эта тема по-прежнему актуальна. С какой бы стороны «прилавка» на рынке труда мы ни находились, интересно поближе познакомиться с данным феноменом.

Работа содержит 1 файл

соцпакет как мотивация.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Социальный пакет как  способ мотивации персонала 

 

Дарья Молчанова,

 психолог, специалист по управлению  персоналом

 

 

 

Сегодня предоставление того или иного  набора льгот стало нормой для  российского рынка. И хотя кризис несколько замедлил распространение  социальных пакетов в российских компаниях — эта тема по-прежнему актуальна. С какой бы стороны «прилавка» на рынке труда мы ни находились, интересно поближе познакомиться с данным феноменом.

 

 

 

Система мотивации работников современных  организаций, конкурирующих за персонал на рынке труда, очень разнообразна. Она может включать следующие составляющие.

 

Материальные доходы:

постоянную часть заработной платы;

переменную часть заработной платы;

надбавки и доплаты;

компенсации и льготы/социальный пакет;

опционы, акции.

 

Нематериальные доходы:

достижение;

признание;

похвала;

интересная работа;

самореализация и т. д.

 

Каждая из них заслуживает отдельного обсуждения, но в этой статье я расскажу о такой составляющей мотивации  персонала, как социальный пакет.

 

Что же это такое — социальный пакет?

 

Для начала разберемся в определениях. Менеджеры по работе с персоналом некоторых компаний умышленно или  неосознанно смешивают воедино  два разных понятия: социальный пакет  и социальные гарантии. На вопрос о  том, какой социальный пакет предоставляет данная компания, вполне можно услышать: «Стандартный. В рамках ТК РФ». Это ошибка, потому что социальные гарантии, которые обязан предоставлять своим сотрудникам каждый работодатель, например такие как оплата временной нетрудоспособности, отпуска и т. д., и социальный пакет — это совершенно разные вещи.

 

Основанием для предоставления социальных гарантий являются требования Трудового кодекса РФ, а введение в компании социального пакета, т. е. набора льгот для персонала, —  это добровольное решение каждого работодателя. В этом коренное отличие.

 

Приведем пример некоторых возможных  составляющих социальных пакетов:

ДМС (медицинское обслуживание в  различных поликлиниках);

возможность получить кредит;

бесплатное питание;

оплата повышения квалификации;

льготные путевки для сотрудников  или их детей;

оплачиваемая мобильная связь  и проезд;

абонементы в бассейн, фитнес-центр;

оплата жилья для иногородних  сотрудников;

корпоративный автомобиль и многое другое.

 

Некоторые из вышеперечисленных составляющих относятся к компенсациям, т. е. возмещают средства, затраченные сотрудником на проезд или оплату мобильного, а другие к льготам. Причем некоторые льготы имеют прямую выгоду для работодателя, например, повышение квалификации специалистов, а другие направлены исключительно на мотивацию работника, в частности, на бесплатное питание или путевки в дома отдыха.

 

Наполнение социального пакета может быть очень разнообразным. Оно зависит от тех задач, которые  хочет решить работодатель с помощью  данного инструмента мотивации, потому что социальный пакет — это именно инструмент, работающий на повышение эффективности и результативности бизнеса, а отнюдь не благотворительность.

 

Как создать действительно эффективный  социальный пакет?

 

Чтобы социальный пакет реально влиял на эффективность бизнеса, повышая лояльность, вовлеченность персонала, привлекая высокопрофессиональные кадры, важно, чтобы собственники и топменеджеры компании относились к его формированию и затратам на него как к долгосрочной инвестиции в персонал. Только тогда эти усилия и средства принесут реальную выгоду для компании, а не будут простой формальностью, данью моде. Начиная работу над формированием будущего комплекта компенсаций и льгот или оценивая действующий социальный пакет, рекомендуется ответить на следующие вопросы.

Каких целей хочет достичь компания, внедряя социальный пакет? На какие  результаты рассчитывает?

На какую целевую аудиторию  и возрастную группу ориентируются  специалисты, работающие над созданием  соц. пакета? Адресаты льгот — это менеджеры по продажам и по работе с клиентами или это ключевые сотрудники и топ­менеджеры? Например, молодые люди вряд ли озабочены обеспечением своей старости, они не будут заинтересованы в программе пенсионного обеспечения.

Какие потребности у каждой из выделенных целевых групп? Например, наличие ДМС вряд ли будет серьезным мотивационным фактором для молодых сотрудников. А сотрудники, имеющие детей, запомнят недорогой, но с любовью организованный детский праздник на весь год.

Кому конкретно адресована льгота? Если вы хотите ввести льготу для ключевых специалистов или топменеджеров, то можно задаться вопросом и об их индивидуальных предпочтениях. Даже простой подарок ко Дню рождения, подобранный с учетом личных потребностей, будет обязательно воспринят позитивно. Кстати, за счет индивидуального подхода к наполнению социального пакета даже небольшая компания со скромными бюджетами может добиться высокой лояльности сотрудников.

 

Современный опыт управления персоналом предлагает нам различные подходы  к формированию системы льгот и их распределению. Познакомимся с несколькими из них.

 

1. Иерархический  принцип распределения льгот. 

Например, в компании существует некоторый  набор льгот. Чем выше сотрудник  стоит на иерархической лестнице (или чем выше его грейд, тем больше льгот он получает. При этом редко кто задумывается о том, востребованы ли эти льготы и насколько важны они для конкретного сотрудника.

 

2. Пакет  «Кафетерий» («бизнес-ланч»).

 В компании, где внедрен «Кафетерий» каждый  сотрудник имеет возможность выбрать один из нескольких наборов социальных льгот. Но успешная реализация данного подхода требует подготовительной работы.

 

Шаг № 1. Перед  внедрением системы мотивации, а  далее ежегодно в компании проводится анкетирование, задачей которого является определение набора льгот, наиболее привлекательных для сотрудников разных целевых и возрастных групп. В анкете представлен список льгот, существующих в компании на сегодня. Сотруднику предлагают отметить, какими льготами, он пользовался в этом году и какими планирует воспользоваться в следующем. Причем не только отметить, но и оценить значимость этих льгот лично для себя. Также сотрудника просят указать, какими льготами отсутствующими в списке, он хотел бы воспользоваться и также оценить их.

 

Шаг № 2. После обработки анкет  получается список наиболее интересных для сотрудников льгот. Причем для  разных целевых аудиторий могут  просматриваться разные наборы, а  какието льготы уже будут очевидными лидерами всех категорий.

 

Шаг № 3. Далее определяется вес каждой льготы. Здесь в дело вступают финансисты и бухгалтерия. Они оценивают список льгот с точки зрения расходов для компании. Напротив каждой льготы проставляется сумма затрат в рублях. После этого деньги переводятся в условные баллы.

 

Шаг № 4. Составление «меню». Например, ваша организация решила, что готова предоставить каждому сотруднику льготы на 1000 баллов. Формируется 3 «меню» на основании информации, полученной из анкет. Стоимость каждого меню — 1000 баллов. Чтобы было более понятно, приведем пример меню «Кафетерия» (см. таблицу 1).

 

Шаг № 5. Информирование сотрудников. Любое начинание нуждается в PR. О наличии социального пакета и его наполнении должны знать  кандидаты, приходящие в компанию. Этого  можно добиться с помощью размещения данной информации на сайте компании, корпоративных стендах, вручения каждому кандидату памяток, буклетов, проведения дней открытых дверей и т. п. Важно, чтобы менеджеры по персоналу рассказывали о социальном пакете в рамках презентации компании.

 

Внедрение нового социального пакета обязательно должно сопровождаться соответствующей рекламной кампанией внутри, включающей в себя, помимо прочего, выступление топменеджеров перед сотрудниками, поскольку здесь очень важна идеологическая составляющая. Без правильно организованной рекламной кампании и дальнейшей поддержки любое начинание не принесет ожидаемых результатов. А в таком дорогостоящем проекте, как внедрение социального пакета, это недопустимо.

 

3. Пакет «Шведский стол». 

 Самый демократичный, но и  самый затратный тип социального пакета. Подготовительная работа очень похожа на внедрение пакета «Кафетерий». Проводится анкетирование и формируется список льгот с присвоением баллов. Сотрудников каждого грейда или иерархической ступеньки информируют о том, что они имеют право использовать льготы на определенное количество баллов. В результате каждый сотрудник составляет свой индивидуальный комплект льгот и пользуется им в свое удовольствие.

 

Важно отметить еще один момент. Когда  вводятся новые льготы или начинается сотрудничество с провайдером, месяца через два имеет смысл провести анкетирование сотрудников, чтобы понять, соответствует ли качество услуги их ожиданиям. Довольно часто встречаются ситуации, когда работодатель уверен, что он сделал благо для сотрудников, в то время как последние получают от провайдера обслуживание крайне низкого качества.

 

Как сформировать бюджетный социальный пакет?

 

Принято считать, что социальные пакеты могут позволить себе только крупные  компании. А что же делать, если бюджет ограничен? Кстати, в кризис даже средние и крупные компании начинают задумываться о том, стоит ли сохранять социальный пакет?

 

Эксперты утверждают, что реальная забота о сотрудниках всегда окупается  и возвращается работодателю в виде преданности и вовлеченности. А  индивидуальный подход и возможность выбора зачастую даже при мизерном бюджете приносят свои плоды. Как же получить требуемый результат при минимальных затратах? Каждый из вас может привести примеры недорогих, но эффективных льгот, помогающих в удержании персонала. Вот некоторые из них:

премия за «здоровье» (тем, кто в  течение года не брал больничный);

свободный график работы, сокращенный  рабочий день, возможность выполнять  отдельные виды работ дома;

подарки к 1 сентября и Новому году для детей сотрудников;

подарочные сертификаты и купоны с учетом индивидуальных предпочтений;

подарочная карта ресурса «bigbuzzy», позволяющая приобрести множество  услуг с большими скидками;

подарочные карты магазинов;

обед в ресторане;

новый портфель;

продажа сотрудникам бывших в употреблении корпоративных автомобилей, компьютеров по льготным ценам;

дополнительно оплачиваемый день отпуска  и т. п.

 

Сокращать ли социальный пакет в  кризис?

 

Конечно, в кризис многие организации  сокращают расходы на социальный пакет. Каждая организация принимает свое решение и зависит оно от многих факторов. Но необходимо помнить о том, что в нестабильное время у сотрудников на первое место выходит фактор доверия работодателю, а проявленная забота всегда повышает уровень доверия.

 

Администрация одной из московских компаний придумала и применила интересный способ управления социальным пакетом, позволяющий решить следующие задачи:

сохранить социальный пакет;

реализовать возможность самостоятельного выбора для сотрудников;

сократить затраты на социальный пакет.

 

Как и раньше, всю работу по выбору провайдера услуг выполняет компания. Далее сотрудникам предлагают воспользоваться  любой из услуг на условиях софинансирования. 70% затрат берет на себя работодатель, а 30% оплачивает сам сотрудник.

 

Данная практика обладает явными плюсами:

услугу приобретают только те, кто  в ней действительно заинтересован;

услуга востребована, что повышает субъективную ценность социального  пакета для сотрудника.

 

Здесь очень важно идеологически  грамотно обосновать данное решение, чтобы сотрудники правильно понимали идею софинансирования, а не думали, что компания просто решила сэкономить.

 

Насколько важно наличие или  отсутствие социального пакета при  выборе работы?

 

Это, пожалуй, один из самых важных вопросов для  работодателя. И ответить на него непросто. По мнению независимых экспертов, сегодня соискатели при поиске работы обращают внимание не только на размер заработной платы, но и на дополнительные блага, которые предлагает работодатель. По данным социологических опросов, 72% российских граждан считают наличие социального пакета плюсом при трудоустройстве, и только 21% не обращает на него внимания.

 

Наличие социального  пакета — своеобразный знак качества компании, говорящий о серьезности  компании, уровне ее благосостояния, заботе о собственном имидже, ориентированной на персонал корпоративной культуре.

 

 


Информация о работе Социальный пакет как способ мотивации персонала