Социально-экономическое развитие Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:38, доклад

Описание работы

Радикальная модернизация всех секторов экономики намечена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом № 136 Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года. Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Социально.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
 
 

Социально-экономическое  развитие  Республики  Беларусь 

А.С. Малышкина

Белорусский Государственный  Экономический Университет

      Минск,  Беларусь  
 
 

Цели, задачи и приоритеты

  Радикальная модернизация всех секторов экономики намечена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом № 136 Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года. Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.  Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

 
 - радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; 
 - стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; 
 - рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; 
 - развитие импортозамещающих производств; 
 - устойчивое развитие регионов; 

  Будут создаваться новые наукоемкие и высокотехнологичные производства. Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических  институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

  Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности. Должны сократиться административные барьеры для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.

  В числе основных задач инвестиционной политики - реализация инвестпроектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны. Определено приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

Промышленное  производство.

  В промышленном комплексе Республики Беларусь сосредоточено 26 процентов от общей численности занятого в экономике населения и более 30 процентов основных средств. На основе использования этого потенциала создается 27,5 процента национального ВВП и около 90 процентов экспортируемых товаров. 
 
  Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров. 
 
  Основными направлениями реализации указанных задач станут:

  • ускоренная модернизация
  • комплексное техническое переоснащение действующих производств в целях углубления переработки используемого сырья;
  • организация новых специализированных производств, использующих современные технологии,
  • передовые научные разработки, имеющие высокую долю добавленной стоимости в цене производимой продукции:
  • строительство завода по производству листового проката;
  • создание азотного комплекса в составе совмещенного производства аммиака и метанола;
  • постановка на производство нового поколения автобусов большого и особо большого класса;
  • создание производства по выпуску самоходного зерноуборочного комбайна пропускной способностью 16 кг/с и системы машин для картофелеводства;
  • организация производства карьерных самосвалов грузоподъемностью до 500 тонн с применением электронных систем управления трансмиссией;
  • укрепление материально–технической базы отраслевой науки в целях создания высокоэффективных и конкурентоспособных образцов технологий и новых видов продукции. Это позволит создавать отечественные сельскохозяйственные машины и оборудование нового поколения для важнейших отраслей сельского хозяйства, оснащенные электромеханическими силовыми установками, современной бортовой электроникой, не уступающие по качеству, надежности и энергопотреблению лучшим зарубежным аналогам;
  • достижение высокого уровня качества выпускаемой техники, соответствующего действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза, которое будет осуществляться за счет создания современных производств, в частности производства автомобильных компонентов мирового уровня, электротрансмиссий, бортовой автоэлектроники и других элементов, соответствующих требованиям Евро–5, Евро–6;
  • выпуск новых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, фармацевтических субстанций и диагностических средств, организация производства нового поколения противоопухолевых лекарственных средств, а также лекарственных средств для лечения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, антиинфекционных лекарственных средств, биопрепаратов из плазмы крови. Фармацевтические организации будут переходить на принципы международных требований Надлежащей производственной практики (GMP), что позволит обеспечить к концу пятилетия увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств на 45 процентов и диагностикумов на 20 — 25 процентов;
  • увеличение продаж за счет проведения активной маркетинговой политики, расширения товаропроводящей сети, совершенствования гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  • совершенствование организационных форм предприятий путем исключения из структуры промышленных организаций непрофильных активов, преобразования крупных объединений промышленных организаций в хозяйственные общества (холдинги, альянсы, совместные предприятия и другие, производственные и научно–производственные объединения), использующие высокие технологии и ориентирующие свою продукцию на экспорт;
  • создание на базе национальных предприятий транснациональных компаний (далее — ТНК), сборочные и материалоемкие производства которых разместятся в странах — потребителях продукции, с сохранением в Беларуси производства новейших наиболее наукоемких образцов продукции, а также материнской компании, осуществляющей функции владения и распоряжения, научное, консалтинговое и маркетинговое обеспечение ТНК.

Особое внимание будет уделено развитию топливно–энергетического комплекса, для чего предусматривается:

  • создание новых организационных основ для эффективного развития и функционирования энергетики в условиях рыночных отношений, в том числе проведение ценовой и налоговой политики, стимулирующей энергосбережение;
  • модернизация нефтеперерабатывающих заводов в целях расширения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения глубины переработки нефти;
  • дальнейшее совместное освоение нефтяных месторождений за рубежом, что позволит диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и существующий топливно–энергетический баланс в целях обеспечения энергетической безопасности государства, в том числе вовлечение в баланс каменного угля (строительство Зельвенской КЭС), местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;
  • строительство новых парогазовых блоков, модернизация энергетических источников, установка генерирующего оборудования в действующих котельных и преобразование их в мини–ТЭЦ;
  • строительство АЭС в целях обеспечения энергетической безопасности;
  • наращивание объемов хранения газа, нефти и продуктов ее переработки;
  • развитие сетевой энергетической инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей;
  • введение системы перспективных технических регламентов, национальных унифицированных стандартов и норм, повышающих управляемость процессом развития энергетики и стимулирующих энергосбережение.
 

   В числе государственных приоритетов в топливно–энергетической сфере — поиск и промышленная эксплуатация альтернативных источников энергии на основе современных мировых технологий. Реализация данных направлений позволит повысить энергоэффективность экономики, снизить зависимость от импортируемых энергоресурсов и усилить энергетическую безопасность страны. В предстоящем пятилетии энергоемкость ВВП снизится на 29 — 32 процента, глубина переработки нефти вырастет до 90 — 92 процентов, использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в балансе котельно–печного топлива увеличится до 28 — 30 процентов. Повышение технического и технологического уровня промышленного производства на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных производственных товаров позволит увеличить выпуск промышленной продукции в 1,54 — 1,6 раза, достичь уровня рентабельности продаж в промышленности не менее 14 — 15 процентов.

   Стоит отметить, что, несмотря на то, что программа социально-экономического развития РБ была принята только в это году, можно наблюдать ее активную реализацию в промышленном комплексе уже сегодня. В Лидском районе в д. Долина начато строительство завода по антикоррозийной обработке металла методом горячего оцинкования, что не только помогает улучшить инфраструктуру района, но и обеспечит рабочими местами 120 человек. Кроме всего прочего это сэкономит для государства 14, 2 млн. евро в год. Совмин также намерен создать на базе ОАО "Беларуськалий" химкомбинат по комплексной переработке хлористого калия и хлористого натрия, начать строительство горно-химического комбината по переработке горючих сланцев мощностью 5 млн. тонн в год. Кроме того, модернизировать и реконструировать промышленные производства РУП "Гомсельмаш" и ОАО "МАЗ", открыть в Австралии объект товаропроводящей сети ОАО "Белшина". И построить завод по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО "Светлогорский ЦКК", создать дрожжевой завод на базе ОАО "Слуцкий сахарорафинадный комбинат", производство лимонной кислоты на базе ОАО "Скидельский сахарный комбинат" и другое.

      В заключение хотелось бы отметить ключевые моменты и перспективы развития РБ, изложенные в НСУСР на период до 2020. Для перехода к устойчивому развитию в промышленности предусматривается эффективное использование всех видов ресурсов на основе применения экологически чистых технологий. В связи с этим огромное внимание уделяется устойчивому развитию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Оно должно базироваться на принципах рациональности, комплексности и неистощительности лесопользования в интересах живущих и будущих поколений людей. С этой целью предусматривается совершенствование внутриотраслевой структуры, на основе обеспечения приоритетного развития производств по химической (целлюлоза, газетная бумага, картон) и химико-механической переработке древесного сырья (древесная масса, древесноволокнистые плиты средней плотности), базирующихся на экологически безопасных и высоких технологиях. Приоритетное развитие должны получить также производства новых конкурентоспособных материалов и изделий – большеформатной фанеры, столярно-строительных изделий высокого уровня заводской готовности, обоев, высокохудожественных наборов элитной мебели с фасадными элементами из массива древесины, а также качественной мебели массового спроса. Реализация этих направлений позволит не только сбалансировать производственную структуру лесопромышленного комплекса с учетом размерно-качественных характеристик лесосырьевого потенциала страны и вовлечения в переработку ежегодно более 1 млн. м3 ныне неиспользуемой мелкотоварной древесины, но и создать сырьевую базу отечественной картонно-бумажной индустрии, расширить номенклатуру продукции, повысить ее качество и конкурентоспособность, увеличить экспортный потенциал отрасли. Освоение выпуска газетной бумаги с высокими потребительскими свойствами, белизной и гладкостью откроет широкие возможности для совершенствования художественно-полиграфического исполнения отечественной газетной продукции и позволит сократить ежегодные затраты на импорт этой бумаги на сумму 14 млн долл. США. Одной из «точек роста» в отрасли должна стать организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), которые найдут широкое применение в мебельной индустрии и будут способствовать повышению уровня конкурентоспособности отечественной мебели на внешнем рынке. 

               Список  литературы: 

1. Задачи стратегической  значимости. В. Семашко http://belarus-economy.by/econom.nsf/all/96B2A54208B2735EC2257865005387B7/$File/1-2.pdf 

2. Программа социально-экономического  развития РБ на 2011-2015 гг.  http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31100136 

3. Министерство природных  ресурсов и охраны  окружающей среды. http://minpriroda.by/ru/legistation/nsur2020 

4. Министерство экономики  РБ http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-i-polugodii-2011-goda_i_0000000962.html 

5. Белорусская деловая  газета (от 18.07.2011)

http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-i-polugodii-2011-goda_i_0000000962.html 

6. СБ Беларусь Сегодня

http://law.sb.by/1002 
 

Информация о работе Социально-экономическое развитие Республики Беларусь