Социальное партнерство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства на российских предприятиях в условиях экономического кризиса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность социального партнерства как социально-экономической категории;
Определить понятие сущности социального партнерства;
Рассмотреть основные принципы партнерства;
Изучить систему социального партнерства на российских предприятиях;
Разработать рекомендации.
Объектом является социальное партнерство как явление.
Предметом является система социального партнерства на предприятии.

Содержание

Введение

1. Понятие и принципы социального партнерства

1.1 Теоретические основы социального партнерства

1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства

1.3 Нормативно-правовые основы социального партнерства в России

2. Социальное партнерство в России

2.1 Система правового регулирования отношений социального партнерства в России

2.2 Развитие социального партнерства на российских предприятиях

2.3 Анализ социального партнерства на предприятия ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"

3. Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса

3.1 Основные механизмы сотрудничества социальных партнеров в период экономического кризиса

3.2 Разработка антикризисных мер и рекомендации

3.3 Пути совершенствования системы социального партнерства на предприятии ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"

Заключение

Список ссылок на использованную литературу

Список использованной литературы

Приложение А. Система социального партнерства Российской Федерации

Приложение В. Методы взаимодействия социальных партнеров

Работа содержит 1 файл

Бух.rtf

— 742.29 Кб (Скачать)

     2. Под сторонами социального партнерства в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации понимаются работники и работодатели в лице своих полномочных представителей.

     3. Антикризисные мероприятия в сфере социально-трудовых отношений разрабатываются социальными партнерами и могут являться составной частью общего антикризисного плана, вырабатываемого руководством организации в той или иной форме.

     4. Реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие широкого круга работников и их представителей. При этом в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников.

     5. Формы антикризисных программ в сфере социально-трудовых отношений, институты их разработки и согласования могут быть различны в зависимости от особенностей конкретной организации. Прежде всего, следует использовать такие институты и процедуры согласования интересов работников и работодателя, как комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров.

     При необходимости возможно формирование специальных органов взаимодействия (специальных антикризисных комиссий). Могут использоваться и иные согласованные работодателем и работниками формы выработки антикризисных мер. 

 

      3.3 Пути совершенствования системы социального партнерства на предприятии ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"

     Социальное партнерство должно способствовать оптимизации соотношения инвестиций в основной капитал и в человеческий капитал. Следовательно, все стороны партнерства, на всех его уровнях должны объективно оценивать конкурентоспособность как основного, так и человеческого капиталов, строить взаимоотношения и инвестиционную политику с учетом особенностей каждого региона и предприятия. А главная особенность инвестиционного процесса большинства предприятий отрасли сегодня в том, что основным источником инвестиций являются собственные средства компаний [33].

     В недавно изданной в США и других странах работе Р. Хендерсона упомянуты, в частности следующие компенсаторные стратегии:

     Установление вознаграждений за вклады наемных работников и достигаемые ими результаты.

     Выравнивание компенсаций всех наемных работников с целевыми установками и задачами организаций.

     Обеспечение компенсационного пакета, который улучшает существующий стиль жизни и обеспечивает долгосрочную защиту наемных работников и их иждивенцев.

     Этими принципами следует руководствоваться как работодателям, так и профсоюзам отрасли. При этом отметим, что натурализация льгот, предоставляемых работникам в компенсаторном (социальном) пакете в соответствии с трудовыми договорами, окажет положительное влияние на деятельность хозяйственных обществ, созданных на базе подразделений социальной сферы в ходе реструктуризации активов компаний. Стабильные социальные заказы компаний на услуги таких хозяйственных обществ позволят сохранить рабочие места после передачи непрофильных видов бизнеса на аутсорсинг.

     Таким образом, проект ОТС пока еще далеко не в полной мере соответствует принципам партнерства, зафиксированным в ст. 24 ТК РФ и, в первую очередь, принципу равноправия сторон, уважения и учета интересов сторон. Вместе с тем, в проекте ОТС на 2006-2008 гг. уже предусмотрены обязанности профсоюза именно по отношению к работодателю, а не по отношению к представляемым им работникам, т.е. обязанности по отношению к своему социальному партнеру.

     В частности, п.п. 2.2.2 проекта ОТС предусматривает: "Профсоюзная организация принимает меры повышения уровня ответственности работников за эффективность и качество труда, соблюдения ими правил внутреннего трудового распорядка".

     Однако эти обязанности профсоюза изложены в самой общей форме. Работодателям, по нашему мнению, следует настаивать на конкретизации тех обязательств других сторон социального партнерства, которые в наибольшей мере способны повлиять на повышение конкурентоспособность отечественного бизнеса и на улучшение качества жизни россиян. В свою очередь и сами работодатели должны в трудовых договорах с работниками, в соглашениях и коллективных договорах предусматривать свои обязанности, выполнение которых обеспечит конкурентоспособность персонала компании [34].

     Известно, что рост цен на металлопродукцию - один из весомых факторов инфляции. Поэтому социальная ответственность бизнеса должна проявляться в стратегии конкурентоспособности, обеспечивающей увеличение доли компании на внутреннем рынке и рост прибыли за счет улучшения ключевых показателей эффективности - снижения затрат на производство, увеличения объемов производства, импортозамещения, а не за счет роста цен на сырье и прокат. От этого зависит конкурентоспособность отечественного машиностроения и экономики в целом, повышение качества жизни населения. Следовательно, объединению работодателей и отраслевому профсоюзу также не следует оставаться равнодушными к действиям тех работодателей, которые готовы использовать благоприятную для них конъюнктуру рынка в ущерб общегосударственным интересам и интересам других отраслей. В этом и должна проявляться солидарность трудящихся как внутри одной отрасли, так и с работниками других отраслей. Отраслевое объединение работодателей и ГМПР должны зафиксировать указанное отношение к неэтичным действиям собственников отдельных компаний в ОТС на 2006-2008 г.г. как совместную позицию сторон социального партнерства.

     В средствах массовой информации все чаще появляются публикации, содержащие упреки в адрес отечественных менеджеров за их стремление снизить затраты на заработную плату. Вот и С. Суверов - начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка в качестве примера для подражания при выборе стратегии долговременной конкурентоспособности называет Джона Рокфеллера и Генри Форда. Первый понял значение проблемы формирования внутреннего спроса, а второй, задумавшись об этом, ввел зарплату $ 5 в день, увеличив тем самым минимальный оклад более чем в два раза и подав пример коллегам.

     Но отечественные менеджеры не будут видеть разницы между особенностями формирования внутреннего рынка США в XIX веке и в современной России, то вряд ли значительной части предприятий, ориентированных на внутренний рынок, нужно будет задумываться о долговременной стратегии - после вступления в ВТО они вынуждены будут уступить место иностранным компаниям достаточно быстро. В том же номере газеты "Ведомости", где опубликована статья С. Суверова, приведены данные о росте импорта за 2004 г.: при росте ВВП на 7,1 % и номинального дохода на 22,5% импорт вырос на 31,8%. В 2005 г. импорт в условиях укрепления рубля и снижения конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности растет еще более быстрыми темпами.

     Следовательно, если темпы роста заработной платы работников предприятий отрасли будут опережать рост производительности труда и не будут увязаны со снижением материальных, энергетических, транспортных и других затрат, формирующих себестоимость производства продукции, то результатом такого повышения заработной платы будут инфляция, рост импорта и банкротство отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.

 

      Заключение

 

     В соответствии с поставленными целями и задачами можно сделать следующие выводы:

     Социальное партнерство - часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание "социальной стойкости", то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.

     Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм.

     Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.

     В социальном диалоге принимают участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.

     После достижения определенных договоренностей субъекты социального партнерства оформляют в установленном законодательством порядку договор или соглашение, чаще всего это коллективный договор.

     В тексте договора или соглашения детализируются условия труда, его оплаты и охраны, наличие компенсаций, льгот, обеспечение разностороннего обслуживания и оздоровления работников.

     Контроль за выполнением коллективного договора или иного соглашения проводится непосредственно сторонами, которые его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или соглашением.

     Более тесное взаимодействие социальных партнеров в условиях экономического кризиса необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений:

     - на федеральном уровне - путем проведения консультаций в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на двусторонней основе;

     - на региональном и территориальном уровнях - путем участия социальных партнеров в разработке планов антикризисных мер регионов и муниципальных образований.

     Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации в рамках проведения консультаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в государственные органы исполнительной власти предложения к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов.

     В России социальное партнерство, по существу, являет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени: изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения; замена "директора" на "работодателя" мало что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмами регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с "вымиранием" старых, отлаженных связей. Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали "предприятие-регион-центр" проблем больше, чем между социальными партнерами одного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерство корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя с целью "выбить" из региональной комиссии разного рода помощь, налоговые льготы и т.п. для "своего" предприятия. Это дополняется "региональным лоббированием" интересов в РТК, через "своих" депутатов в Госдуме и "своего" представителя в Совете Федерации. Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов, часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся. Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника.

 

      Список ссылок на использованную литературу

 

Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2006.- 245с.

Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2006.- 245с

Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2006.- 245с

Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. - М.: Издательство "Мысль",1996 - 206 с.

Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. - М.: Издательство "Мысль",1996 - 206 с.

Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2006.- 245с

Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. - 1999. - Вып.11. - С.68-73.

Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. - 1999. - Вып.11. - С.68-73.

Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 344с.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях". Комментарий // Под ред. И.О. Снигирёвой, С.А. Шалаева. - М.: ЮРАЙТ, 2006.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях". Комментарий // Под ред. И.О. Снигирёвой, С.А. Шалаева. - М.: ЮРАЙТ, 2006.

Нестерова Э. Социальное партнерство и коллективное трудовое право // Российская юстиция. 2004. № 1. С. 26

Виханский О.С. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 322с.

Трудовой договор: постатейный комментарий к разделу III Трудового кодекса Российской Федерации / Под ред. М. Ю. Тихомирова - М., ИНФРА-М, 2006.

Виханский О.С. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 322с.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях". Комментарий // Под ред. И.О. Снигирёвой, С.А. Шалаева. - М.: ЮРАЙТ, 2006

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2878.

 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2878.

Информация о работе Социальное партнерство в России