Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:06, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основных принципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностей реализации ее основных направлений в трансформационный период в Республике Беларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальной политики.
Введение --------------------------------------------------------------------- 3
1. Социальная политика: теоретические аспекты.
1.1 Сущность, цели и направления социальной политики. ---------- 5
1.2 Показатели результативности социальной политики ------------- 10
2. Особенности реализации социальной политики в зарубежных
странах. --------------------------------------------------------------------- 20
3. Проблемы социальной политики и особенности её реализации
в Республике Беларусь ---------------------------------------------------- 25
Заключение --------------------------------------------------------------------- 33
Список использованных источников ------------------------------------- 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровень жизни населения. -------------------------- 37
На
основании главы можно сделать
следующие выводы: расходы Беларуси
на образование и здравоохранение
самые высокие в СНГ и
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
Подведем некоторые итоги. Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.
Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин, в числе которых находятся различия людей в способностях с рождения, различия во владении собственностью, в образовательном уровне, а также наличие такого фактора, как везение.
Рассматривая политику регулирования доходов населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способности населения и оценки социально-экономических показателей, мы видим, что происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных денежных доходов населения. То есть в последнее время в Республике Беларусь наметилась положительная тенденция: наблюдается постепенный рост благосостояния наших граждан.
В области социальной защиты населения реформирование идет по двум направлениям:
1) Для трудоспособного населения создаются условия для вовлечения всех в сферу труда и предпринимательства.
2)
Для незащищенных слоев
Таким образом, в настоящее время необходим выбор таких приоритетов социальной политики, которые способствуют оздоровлению социально-экономической обстановки и созданию условий для экономического роста. В сфере политики доходов – создание эффективной системы оплаты труда, позволяющей повысить уровень жизни населения и стимулировать высокопроизводительный труд; в сфере социальной защиты населения – защита населения от социальных рисков, социальная защита детей, семей, молодежи, других категорий населения и др.
Таблица А1. Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения.
1995 | 2000 | 2001 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц | 515,7 | 46,51) | 96,2 | 503,9 | 648,2 | 753,6 | 762,6 |
Реальные
денежные доходы населения,
в процентах к предыдущему году |
66,4 | 114,1 | 128,1 | 113,2 | 111,8 | 102,7 | 115,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 65,1 | 113,8 | 128,1 | 113,1 | 111,8 | 103,7 | 114,8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. | 755,1 | 58,91) | 123,0 | 694,0 | 868,2 | 981,6 | 116,7 |
Реальная заработная плата,в процентах к предыдущему году | 95,0 | 112,0 | 129,6 | 110,0 | 109,0 | 100,1 | 115,0 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. | 387,2 | 36,41) | 65,0 | 328,2 | 389,4 | 429,5 | 584,7 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году | 130,3 | 143,2 | 122,1 | 105,4 | 104,7 | 100,2 | 129,9 |
__________________
1)
С учетом деноминации 2000 года (уменьшение
в 1000 раз).
Таблица А2. Основные показатели образования (на начало учебного года)
1995/96 | 2000/01 | 2001/02 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | |
Число
учреждений, обеспечивающих получение
общего среднего образования1) |
5007 | 4772 | 4718 | 3927 | 3821 | 3719 |
В них учащихся, тыс. | 1582,2 | 1547,6 | 1488,9 | 1134,9 | 1083,2 | 1006,7 |
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования1) | 149 | 156 | 156 | 204 | 206 | 211 |
В них учащихся, тыс. | 122,4 | 150,3 | 155,4 | 155,0 | 157,3 | 166,6 |
на 10 000
человек
населения, учащихся |
120 | 150 | 156 | 160 | 163 | 172 |
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования1) | 59 | 57 | 58 | 53 | 53 | 53 |
В них студентов, тыс. | 197,4 | 281,7 | 301,8 | 413,7 | 420,7 | 430,4 |
на 10 000
человек
населения, студентов |
194 | 282 | 303 | 427 | 435 | 445 |
Информация о работе Социальная политика в Республике Беларусь: проблемы и направления развития