Система мотивации персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ "МОТИВАЦИЯ ТРУДА"
2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, ИХ СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

система мотивации персонала- работа.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
">     С помощью данной схемы выделяются следующие зависимости:

      - чем меньше удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются: Е Е;

 

     Неудовлетворенные              Усиление                               Удовлетворение

          потребности                 потребностей                               потребностей

       E       E           E

       R      R           R

       G       G           G

     Рисунок 1.2 - Группировка потребностей по К. Альдерферу 

      - чем полнее удовлетворены потребности существования, тем сильнее проявляются социальные потребности: E  R;

      - чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем более полно проявляются потребности существования: R Е;

      - чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем более усиливается их действие: R R;

      - чем менее удовлетворены потребности личностного роста, тем сильнее "работают" социальные потребности: G R;

     - чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализируются потребности личностного роста R G;

      - чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста, тем больше они проявляются: G G.

     Зависимости между потребностями, по Альдерферу, идут не только снизу вверх, но и сверху вниз. Тем не менее, они также образуют определенную иерархию.

     По  теории мотивации Д. Мак Клелланда, потребности и достижения, соучастия и власти, не имеют строгой структуры. Их сочетание зависит от индивидуальности человека (от личных качеств, его культуры и опыта и конкретной ситуации).

     Потребность достижения удовлетворяется процессом  доведения работы до успешного завершения. Люди с преобладающей потребностью достижения характеризуются умеренностью в риске, высокой степенью организованности, стремлением к автономии в работе и желанием иметь полную информацию о результатах, в конкретных ситуациях готовы брать на себя ответственность за поиск решения задачи.

     Потребность во власти означает желание влиять на других людей, контролировать и одновременно нести ответственность за них.

     Сравним теории трудовой мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга и Д. Маклелланда.

     Ф. Герцберг выделил в своей теории две группы факторов: гигиенические и мотиваторы. К гигиеническим факторам он отнес физические условия труда, нравственный климат, отношения с руководством и коллегами, оплату и стабильность работы, т.е. факторы, связанные с окружающей средой, в которой служащий трудится. По Герцбергу, гигиенические факторы сами по себе не вызывают удовлетворенности работой и не мотивируют служащего.

     Мотиваторы  связаны с сущностью и содержанием  труда. Отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводят к неудовлетворенности. Однако полное их наличие ведет к удовлетворенности трудом и стимулирует повышение его эффективности. Среди мотиваторов Ф. Герцберг выделил интересное содержание труда, успех и признание, самостоятельность и ответственность, карьерный рост, самореализацию. Несомненным положительным моментом двухфакторной теории Ф. Герцберга является вывод о дифференцированном использовании различных стимулов: гигиенические факторы не могут выступать как основные при удовлетворении потребностей низшего уровня, и в то же время, пока не удовлетворены гигиенические потребности, не стоит уделять большое внимание использованию мотиваторов [29, с.112].

     В целом же рассмотренные содержательные теории позволяют говорить о мотивации  как вероятностном процессе, когда-то, что мотивирует конкретного служащего  в конкретной ситуации в конкретное время, может в другое время или в иной ситуации не оказывать никакого мотивирующего влияния на этого или другого человека.

 

      Рисунок 1.3 - Взаимосвязь основных содержательных теорий мотивации 

     Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.

     Согласно  теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

     Согласно  теории справедливости, эффективность  мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

     Сотрудник оценивает свой размер поощрения  по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и. т.д.

     Теория  мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Согласно данной теории, мотивация - это функция потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения. Результативность труда зависит от оценки вероятности связи "усилие-вознаграждение", от характерных особенностей и потенциальных возможностей работника и самооценки работником своей роли. Графическое изображение модели Портера-Лоулера представлено на рисунке 1.4

     

          Переменные теории ожидания

          Дополнительные переменные теории ожидания

     Рисунок 1.4 - Модель Портера-Лоулера. 

     Среди отечественных ученых наибольших успехов  в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственны проблемы они не рассматривали.

     Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют

     высокие и низкие потребности человека и  развиваются параллельно.

 

Заключение

 

Список использованных источников

 
  1. Богаров В.М. психология и педагогика для студенческих вузов. - М.: Феникс, 2007. - 424 с. .
  2. Варданян И.С. Новые тенденции к мотивации персонала. // Управление персоналом. - 2007. - № 5. - с.93-95.
  3. Варданян И.С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования. // Управление персоналом. - 2007. - № 4. - с.42 - 45.
  4. Варданян И.С. Исследования системы управления - мотивацией персонала. // Управление персоналом. - 2007. - № 15. - с.58-63.
  5. Веснин В.Р. Практический менеджмент: Пособие для кадровой работы. - М.: Юристъ, 2003. - 495 с.
  6. Вишняков О.Л. Мотивирование персонала в системе сбалансированных показателей. - 2006. - № 19. - с.47-49.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2005. - 528 с.
  8. Волнухина Е. Модель "Мотивация - стимул". // Служба кадров и персонал. - 2007. - № 11. - с.61-64.
  9. Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации. // Управление персоналом. - 2007. - № 4. - с.39 - 41.
  10. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2000.
  11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  12. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - 3-е изд., - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 720с.
  13. Едронова В.Н. Анализ практики корпоративных подходов к мотивации труда. // Экономический анализ. - 2006. - № 15. - с.16-21.
  14. Журавлев П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 2008. - 576 с.
  15. Захаров Н.Л. "Загадка русской души", или особенности мотивации труда российского персонала. // Управление персоналом. - 2007. - № 1. - с.66-68.
  16. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М: Новое знание, 2007. - 336 с.
  17. Киселева Е.А. Гендерный подход к мотивации персонала. // Управление персоналом. - 2007. - № 6. - с.21.
  18. Кунц А.Х. Влияние внешних систем стимулирования на внутреннюю мотивацию // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 1. - с.91 - 97.
  19. Лукашевич В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2008. - 253 с.
  20. Магура М.И. Управление мотивацией персонала. // Управление персоналом. - 2006. - № 17 - с.52-55.
  21. Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления. // Управление персоналом. - 2003. - № 6. - с.22-25.
  22. Менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.М. Максимцова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 359 с.
  23. Миляева Л. Проблемы мотивации труда на промышленных предприятиях. // Человек и труд. - 2006. - № 10. - с.58 - 61.
  24. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: Учебно-практическое пособие для управленческого персонала и лиц, изучающим менеджмент. - М.: ГЕЛАН, 2008. - 372 с.
  25. Подобный Д.А. Мотивация для управления промышленным предприятием. // Управление персоналом. - 2006. - № 20. - с.64-65.

Информация о работе Система мотивации персонала