Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Работа содержит 1 файл

шпоры по эп.docx

— 111.71 Кб (Скачать)

27.Сущность и факторы,  влияющие на уровень заработной  платы.

Заработная плата — это:

•денежное выражение стоимости  рабочей силы.

•сумма денежных выплат за работу, выполняемую по трудовому договору.

•цена трудовых ресурсов, задействованных  в производственном процессе.

•выраженная в денежной форме часть  совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

•часть затрат на производство и  реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

•денежное вознаграждение, получаемое работником за свой труд в размере, определяемом законодательством и  трудовым договором.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата —  это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.

Реальная заработная плата —  это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; реальная заработная плата — это «покупательная способность» номинальной заработной платы.

Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от величины номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

При разработке политики в области  заработной платы и ее организации  на предприятии необходимо учитывать  следующие принципы при оплате труда:

• справедливость, т.е. равная оплата за равный труд;

• учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации труда;

• учет вредных условий труда  и тяжелого физического труда;

• стимулирование за качество труда  и добросовестное отношение к труду;

• материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшие к каким-либо негативным последствиям;

• опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы;

• индексация заработной платы в  соответствии с уровнем инфляции;

• применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, которые в  наибольшей степени отвечают потребностям предприятия.

В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы оплаты но наибольшее распространение получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

Сдельная оплата труда — это  оплата труда за количество произведенной  продукции (работ, услуг).

Повременная оплата труда — это  оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.

29. Управление издержками  на предприятии с целью их минимизации Прежде всего, необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. Управление издержками необходимо, прежде всего, для: получения максимальной прибыли; улучшения финансового состояния фирмы; повышения конкурентоспособности предприятия и продукции; снижения риска стать банкротом и др.  Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции. Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты: 1) комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов. 2) мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

3) мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов; 4) мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы; 5) мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

31. Виды цен и их  классификация

Позволяет выделить определ.гр.цен от различных факторов: 1.По хар-ру обслуживаемого оборота – оптовые цены на продукцию пред-ия. закупочные цены.  цены на строител. продукцию розничные цены тарифы грузового и пассажир.транспорта тарифы на платные услуги населения. 2.В зависимости от сферы регулирования, цены различаются а).свободные цены, кот.изготовитель устанавливает на основе спроса и предложения. Б)Договорно-контрактные,кот.устанав. по соглашению сторон. Цпокуп ≤ Цизгот ≤ Цпр-ва

В)регулирование цены, кот.устан. под контролем гос-ва или отдельных субъектов федерации (в условиях монополии пр-ия). 3.В зависимости от территории деятельности. Единые или полные трансп.перевозки, региональные или зональные (тарифы на эл.энергию). 4.По вр.действия цены подразделяются на:

а) постоянные, кот. не меняются в течение срока действия контракта. Б)текущие, кот. не меняются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке. В)сезонные – действуют в пределах определ.перида вр. Г)скользящие-кот. устанавливаются на изделие с длительным сроком изготовления.

Д)сезонные- устанавлив. централизованно (летние тарифы на транспорт.перевозки).

30. Сущность цены

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости  единицы товара. Можно встретить  и такую формулировку: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

Цена как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно  необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, мате­риалов, комплектующих изделий на изготовление товара.

Распределительная функция цены состоит  в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Эта функция реализуется через  включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда. Фонда социаль­ного страхования. Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и  предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значи­мость политики в области ценообразования.

32. Факторы, влияющие  на уровень цен. Ценовая политика

Для выбора ценовой стратегии фирма  должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать  влияние на цены. К факторам, способствующим снижению цены, относятся: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. К факторам, вызывающим рост цены, можно отнести следующие: монополия предприятия, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качества товаров, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли.

Каждое пр-ие разрабатывает свою цен. политику. На ценовую политику влияет уровень затрат.и полит.обстановка и т.д. Ценовая стратегия пр-я: 1.сохранение стаб. положения на рынке при умер. рентаб.цена может увел.от уровня инфляции 2.получение сверхприбыли путем снятия «сливок» с рынка 3.вытеснение конкурентов 4.обеспечение выживания в услов. рынка и предотвращ. Банкротства 5.внедрен. на рынок нов. прод-ии 6.завоевание лидерства по показателям кач-ва

33. Этапы и методы установления  цен на продукцию

Процесс ценообразования можно  разбить на шесть этапов:

  1. постановка задач ценообразования: Стратегия ценообразования зависит от целей, которые преследует фирма. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.
  2. определение влияния внешних факторов на цену
  3. оценка издержек
  4. анализ товаров и цен конкурентов (На установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов.)
  5. выбор метода ценообразования
  6. установление окончательной цены с учетом рыночной корректировки

1. Метод полных издержек, или  метод Издержки плюс. К полной  сумме затрат добавляют определенную  сумму, соответствующую норме прибыли.

2. Метод стоимости изготовления. Полную сумму затрат на покупное  сырье, материалы, полуфабрикаты  увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара.

3. Метод маржинальных издержек  предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций  основан на том, что проект  должен обеспечивать рентабельность  не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

5. Методы маркетинговых оценок. Предприятие старается выяснить  цену, по которой покупатель определенно  берет товар.

 

 

34. Критерии финансового  состояния предприятия

Основной целью деятельности коммерческой организации является обеспечение ее устойчивого, финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.

Финансовое состояние предприятия  может быть хорошим, средним и плохим.  Для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность и др. Финансовая устойчивость предприятия - такое состояние его финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Платежеспособность — это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом — периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свой активы и расплатиться с кредиторами. К наиболее ликвидным активам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги (А1). Следом за ними идут быстрореализуемые активы — депозиты и дебиторская задолженность (А2). Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам (A3). Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которых требует значительного времени (А4). Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Пассивы баланса по степени срочности их погашения можно подразделить следующим образом: П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность); П2 - краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы); ПЗ - долгосрочные кредиты и займы, арендные обязательства и др.; П4 - постоянные пассивы (собственные средства, за исключением арендных обязательств и задолженности перед учредителями). Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, являются его рентабельность и кредитоспособность.

35. Показатели, характеризующие  финансовое состояние предприятия, методика их расчета (показатели платежеспособности и деловой активности)

Прибыль и рентабельность не характеризуют в полной мере финансовое состояние предприятия и тенденции его изменения. Оно зависит от определенных финансовых пропорций, которые анализируются по данным бухгалтерского баланса. Соотношения между отдельными элементами активов и пассивов баланса используются для оценки и диагностики финансового состояния предприятия. При этом рассчитываются следующие основные показатели: степень (коэффициент) задолженности (Кзад) - определяется путем деления долговых обязательств на активы предприятия. Если Кзад > 0,5, то возрастет риск неуплаты долгов;

коэффициент обеспечения долгов (Ко.д.) - определяется отношением собственного капитала к сумме долговых обязательств. Если Ко.д. > 1, то это значит, что предприятие может уплатить долги собственным капиталом; коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) - определяется отношением текущих активов и краткосрочных обязательств. Если Кт.л. < 2 , то платежеспособность невысокая и предприятие имеет определенный финансовый риск; коэффициент срочной ликвидности (Кc.л.) - это отношение активов высокой ликвидности (например, ценные бумаги, деньги на банковских счета и в кассе, дебиторская задолженность) к краткосрочным обязательствам. Если Кc.л. > 1, то краткосрочные обязательства обеспечены и долги могут быть быстро уплачены.  Финансовая активность предприятия характеризуется следующими показателями:

средним периодом оплаты дебиторской  задолженности покупателями продукции предприятия; средним периодом оплаты кредиторской задолженности предприятия поставщикам; оборачиваемостью товарно-материальных запасов (как отношение объема продаж к величине запасов).

36. Прибыль как мера эффективности работы предприятия. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.  На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставитъ выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затрат. Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода). Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле: Пвал = ВР х С где ВР - выручка от реализации; С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов: Ппр = Пвал - Ру – Рк где Ру - расходы на управление;Рк- коммерческие расходы. Прибыль (убыток) до налогообложения - это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные: Пдно = Ппр + Содр + Свдр где Содр - операционные доходы и расходы; Свдр - внереализационные доходы и расходы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"