Рыночная конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:10, лекция

Описание работы

I. В зависимости от законности действий:
1.Добросовестная – методы конкурентной борьбы в соответствии с принятыми на рынке нормами, правилами и законами страны;
2. Недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции:
продажа по демпинговым ценам (доклад);
установления контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности (доклад по рейдерству);
злоупотребление фирмы на рынке в силу ее господствующего положения, например завышение цен (сообщение по империи Рокфеллера);
дискриминация конкурентов (компромат и др.);

Работа содержит 1 файл

Лекция - Рыночная конкуренция и ее виды.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Рыночная  конкуренция и ее виды. 

Конкуренция – это соперничество между  участниками рыночной экономики  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. 

Значение  конкуренции: 

Положительное: Отрицательное:
1. способствует  быстрому приспособлению производителей к изменяющимся условиям производства (сотовые телефоны); 1. способствует  ускорению выработки невоспроизводимых  ресурсов;
2. не обеспечивает развития производства  товаров и услуг коллективного  пользования (дороги, общественный  транспорт);
2. обеспечивает выбор в действиях потребителей и производителей;
3. способствует внедрению новой  техники и технологии, разработке  более совершенных методов организации  и управления производством; 3. не создает  условий для развития фундаментальной  науки, системы народного образования;
4. способствует возникновению социальной  несправедливости и расслоению  общества на классы богатых  и бедных.
4. нацеливает производителей на  удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров  и услуг.
 
 

Классификация: 

I. В зависимости от законности действий:

1.Добросовестная  – методы конкурентной борьбы  в соответствии с принятыми на рынке нормами, правилами и законами страны;

2. Недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции:

    • продажа по демпинговым ценам (доклад);
    • установления контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности (доклад по рейдерству);
    • злоупотребление фирмы на рынке в силу ее господствующего положения, например завышение цен (сообщение по империи Рокфеллера);
    • дискриминация конкурентов (компромат и др.);
 

II. По охвату рынка:

1. Внутриотраслевая;

2. Межотраслевая. 

III. В зависимости от применяемых методов конкурентной борьбы:

1. Ценовая (снижение цены за счет снижения прибыли, снижения издержек, ценовая дискриминация);

2. Неценовая (качество, надежность, реклама, сервис, доп. услуги и пр.). 

IV. В зависимости от степени распространенности:

1. Совершенная (на рынке действуют независимо друг от друга множество продавцов и покупателей с равными возможностями, вход и выход на рынок свободен, информация о всех продуктах в наличии, обмен осуществляется однородными продуктами);

2. Несовершенная (не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции). 

Виды  несовершенной конкуренции:

    • монополистическая конкуренция (отличие от совершенной конкуренции в дифференциации продукта по качеству, упаковке, сервису и пр.);
    • олигополистическая конкуренция (олигополия) (на рынке доминирует несколько фирм, цена устанавливается по принципу лидерства, пример – рынок сотовой связи, бензин и др.);
    • чистая монополия (на рынке один продавец, отсутствуют товары-заменители, вход на рынок невозможен);
 

Естественная  монополия – это ситуация, при которой экономия от масштаба (жел. дороги, энергетика и др.) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя. 

Эффект  масштаба: 

Издержки 
 
 

                                     Qmax,Иmin

                                                Q 

Монопсония – рынок покупателя (несколько производителей и один покупатель). 

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы: 

Картель – соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;

Синдикат –  объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн – монополия  с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат –  объединение, основанное на проникновении  крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической  связи со сферой деятельности головной фирмы. 

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля над ценами
Совершенная - множество  фирм на рынке;

- полная однородность  производимой продукции;

- свободный вход  и выход;

- наличие полной  информации.

контроля нет
Несовершенная
Монополия чистая -продукт производится  только одной фирмой (отрасль состоит только из одной фирмы). очень высокий
Дуополия - производство  сосредоточено на 2-х фирмах. частичный
Олигополия - производится  однородная продукция (или незначительная  дифференциация;

- относительно  небольшое количество производителей.

частичный
Монополистическая - множество  производителей, множество действительных  или воображаемых различий в  продукции. очень слабый

Информация о работе Рыночная конкуренция и ее виды