Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:10, лекция
I. В зависимости от законности действий:
1.Добросовестная – методы конкурентной борьбы в соответствии с принятыми на рынке нормами, правилами и законами страны;
2. Недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции:
продажа по демпинговым ценам (доклад);
установления контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности (доклад по рейдерству);
злоупотребление фирмы на рынке в силу ее господствующего положения, например завышение цен (сообщение по империи Рокфеллера);
дискриминация конкурентов (компромат и др.);
Рыночная
конкуренция и ее виды.
Конкуренция
– это соперничество между
участниками рыночной экономики
за лучшие условия производства, купли
и продажи товаров.
Значение
конкуренции:
Положительное: | Отрицательное: |
1. способствует
быстрому приспособлению |
1. способствует
ускорению выработки |
2.
не обеспечивает развития | |
2. обеспечивает выбор в действиях потребителей и производителей; | |
3.
способствует внедрению новой
техники и технологии, разработке
более совершенных методов |
3. не создает
условий для развития |
4.
способствует возникновению | |
4.
нацеливает производителей на
удовлетворение разнообразных |
Классификация:
I. В зависимости от законности действий:
1.Добросовестная – методы конкурентной борьбы в соответствии с принятыми на рынке нормами, правилами и законами страны;
2. Недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции:
II. По охвату рынка:
1. Внутриотраслевая;
2. Межотраслевая.
III. В зависимости от применяемых методов конкурентной борьбы:
1. Ценовая (снижение цены за счет снижения прибыли, снижения издержек, ценовая дискриминация);
2. Неценовая
(качество, надежность, реклама, сервис,
доп. услуги и пр.).
IV. В зависимости от степени распространенности:
1. Совершенная (на рынке действуют независимо друг от друга множество продавцов и покупателей с равными возможностями, вход и выход на рынок свободен, информация о всех продуктах в наличии, обмен осуществляется однородными продуктами);
2. Несовершенная
(не выполняется хотя бы одно из условий
совершенной конкуренции).
Виды несовершенной конкуренции:
Естественная
монополия – это ситуация, при которой
экономия от масштаба (жел. дороги, энергетика
и др.) столь значительна, что минимум затрат
достигается только тогда, когда весь
выпуск отрасли сосредоточен в руках одного
производителя.
Эффект
масштаба:
Издержки
Монопсония
– рынок покупателя (несколько производителей
и один покупатель).
Монополии образуются
путем слияния нескольких компаний и имеют
следующие организационные
формы:
Картель – соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;
Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат –
объединение, основанное на проникновении
крупных корпораций в отрасли, не
имеющие производственной и технологической
связи со сферой деятельности головной
фирмы.
Формы конкуренции | Признаки, определяющие форму конкуренции | Степень контроля над ценами |
Совершенная | - множество
фирм на рынке;
- полная однородность производимой продукции; - свободный вход и выход; - наличие полной информации. |
контроля нет |
Несовершенная | ||
Монополия чистая | -продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит только из одной фирмы). | очень высокий |
Дуополия | - производство сосредоточено на 2-х фирмах. | частичный |
Олигополия | - производится
однородная продукция (или - относительно
небольшое количество |
частичный |
Монополистическая | - множество производителей, множество действительных или воображаемых различий в продукции. | очень слабый |