Россия: общая характеристика отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г. №Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Легкая промышленность в советское время…………………………………….3
Мировой рынок: перспективы развития………………………………………...4
Россия: общая характеристика отрасли…………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика и управление - Легкая промышленность.docx

— 29.66 Кб (Скачать)

План:

Введение…………………………………………………………………………...2

Легкая промышленность в советское время…………………………………….3

Мировой рынок: перспективы развития………………………………………...4

Россия: общая  характеристика отрасли…………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Учитывая  значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Что касается России, то до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходит в основном за счет импорта. Но в настоящее время ситуация меняется и можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в ведущих мировых странах).

     Основанием  этого предположения служат итоги  заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г. №Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции.

 

Лёгкая  промышленность в  советское время 

     С легкой промышленностью история  какая-то мистическая. В советское  время, она вроде бы, и была –  свидетельство тому фабрики-гиганты, сохранившиеся до настоящего времени, но продукция, как таковая, отсутствовала. Вернее сказать, она выпускалась  тоннами и километрами, вот только носить ее, даже непривередливые советские  люди, не желали.

     Хотя  партия и правительство постоянно  пытались эффективно скоординировать  действия звеньев производства и  распределения одежды, обуви и  другой продукции легпрома, ассортимент  товаров в советских магазинах  не удовлетворял спрос в течение  всего советского периода времени. И речь идет даже не о том, что 70% фасонов  одежды были устаревшими – отсутствовали  даже многие товары первой необходимости. Одежды и обуви не хватало практически везде.

     Потребности населения измерялись экономистами из Госплана. Они решали задачу повышенной сложности – составить план производства одежды и обуви, учитывая, что материальные потребности советских людей  имеют тенденцию к постоянному  росту. В своей работе они опирались  на результаты обследований, которые  проводились служащими ЦСУ и определяли реальное потребление одежды и обуви разными категориями населения. В результате обработки этих данных методами расчета западных эконометристов советские ученые пришли к заключению, что уровень расходов на одежду увеличивается по мере роста доходов небесконечно. При помощи этого стабильного уровня экономисты рассчитывали рациональную норму потребления одежды, свойственную разумным потребностям здоровых культурных людей, сознательных членов коммунистического общества. При этом все социальные и экономические противоречия стирались, и в соответствии с этой теорией все советские граждане и в городах, и в селах должны были потреблять одинаковое количество одежды и обуви до полного износа.

     Мировой рынок: перспективы  развития 

     Легкая  промышленность входит в состав ведущих  отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится 5,7 % мирового валового продукта, более 14 % занятых в промышленном комплексе.

     Активизация торговли между странами, вовлечение в международный товарооборот все новых государств и территорий изменяют мировой рынок и усиливают международную конкуренцию в сфере производства и насыщения рынка товарами повседневного спроса, продукцией технического назначения. Повышение в последние несколько лет курса евро и ослабление деловой активности ряда стран привели к стагнации производства продукции легкой промышленности в Европе во многих сегментах и к изменению основных игроков на мировом рынке. Сегодня лидерами в легкой промышленности являются Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. В этих странах легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В период до 2020 года производство и развивающиеся рынки этих стран (по оценке экспертов) составят большую часть мировой экономики, более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы.

     Мировая легкая промышленность характеризуется  постоянным экономическим ростом, связанным  с увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и  покупательной способности. Соответственно и мировой рынок продукции  легкой промышленности развивается  динамично. За последние пятнадцать лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5 %, в США – на 99,3 %, в Японии – более чем в 2 раза. На долю легкой промышленности России приходится всего 1,9 % мирового товарооборота, несмотря на то, что она все еще превосходит по производственным мощностям многие ведущие страны мира.

     Статистика  международной торговли товарами легкой промышленности свидетельствует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых  среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успеха не только за счет диверсификации рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья. По данным ВТО основными странами-экспортерами текстиля являются Китай (10 % мирового экспорта), Гонконг, Германия, Италия и Южная Корея (по 8 %), Тайвань (7 %), США (6 %). Лидерами в экспорте швейной продукции являются Китай (17 %), Гонконг (12 %), Италия (7 %), Турция, Мексика, США и Германия (по 7 %), Франция, Финляндия (по 5%).

     Китай считается крупнейшим мировым производителем и крупнейшим экспортером предметов домашнего интерьера и товаров из кожи. По данным национального отраслевого объединения в 2007 году в КНР было произведено около 3 млрд. пар обуви, 70 млн. шт. кожаной одежды и свыше 550 млн. шт. других кожаных изделий, более 50 % объема которых предназначено на внешний рынок.

     Ввиду ослабления курса доллара резко  смогли увеличить свой экспорт товаров  кожевенной промышленности Соединенные  Штаты Америки. Из европейских продуцентов  в наибольшей степени расширила  свой экспорт Италия. На международной  ярмарке кожевенных изделий в  Гонконге весной 2008 года доминировали итальянские фирмы с широким  ассортиментом высококачественной кожи, а также готовых изделий  — сумок, одежды и обуви.

     Самым большим импортером текстиля сегодня  является США (9,5 %), ввозя продукцию в основном из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. За США следует Гонконг (8 % от общего объема импорта), Китай (7 %), Франция и Италия (по 5 %). В глобальном импорте одежды, как и в импорте текстиля, доминирует США – более 30 % от мирового уровня, на втором месте Германия - 11 %, на третьем Япония - 9 % (ее импорт вырос благодаря эффекту регионализации с Азиатскими странами с дешевой рабочей силой, где японские производители открыли фирмы и осуществили перенос своего производства). Импорт Англии (7 %) и Франции (6 %) также как и других стран увеличился вследствие передислокации производства в страны третьего мира.

     Россия, к сожалению, не входит в число  ведущих производителей, экспортеров  товаров легкой промышленности. Исходя из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших мировых импортеров.

     Динамика  внешнеторгового оборота продукции  легкой промышленности за 2000–2008 годы показывает, что в России темпы  роста импорта значительно опережают  темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год  самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 %, а импорт вырос в 3,6 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Россия: общая характеристика отрасли 

     Анализ  тенденций развития легкой промышленности России показал, что с середины 90-х годов состояние отрасли неизменно оценивалось как критическое, несмотря на то, что в конце восьмидесятых - начале девяностых годов государство вложило в техническое перевооружение ее предприятий около 2 млрд. долларов США. В начале перестройки отрасль, оказавшись вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, стала терять объемы производства, снижать темпы освоения новых прогрессивных технологий и степень обновления продукции, перепродавать имеющееся и завезенное в страну технологическое оборудование в Турцию и Китай, где, в свою очередь, начинался бум развития легкой промышленности. Это послужило началом формирования непрозрачного, неконкурентоспособного и нецивилизованного рынка челноков и карго перевозок. Выживать в таких условиях предприятиям отрасли было очень тяжело, последовали массовые банкротства и ликвидация предприятий.

     Нестабильное  и скачкообразное развитие легкой промышленности, причем не только по годам, но и по видам продукции, обусловлено различными конъюнктурными факторами, и в первую очередь модой.

     В отличие от иностранных компаний, успевающих за колебаниями в развитии модных товаров, большинство российских предприятий в силу своих возможностей не могут воспользоваться плодами благоприятной конъюнктуры рынка в полной мере, так как доля товаров новых структур и модного дизайна в ассортименте их продукции пока незначительна.

     Следует отметить, что снижение темпов роста  производства продукции в легкой промышленности в последние годы было значительно больше, чем в обрабатывающих отраслях промышленного комплекса страны (за исключением 2006 года). Особенно это касается объемов производства продукции текстильного и швейного производства, и особенно их падения в декабре 2008 года (обусловленное влиянием мирового кризиса), которое к уровню декабря 2007 года составило 20,5 %. Падение объемов производства произошло, главным образом, за счет снижения объема выпуска тканей на 8,8 %, в том числе хлопчатобумажных тканей - на 10,4 %, что было вызвано перенасыщением рынка в постельном белье, и как следствие, падением его выпуска на 12,0 %.

     В 2008 году доля легкой промышленности в объеме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей составила -1,1 %, в объеме экспорта -1,3 %. В объеме промышленного производства страны доля отрасли составила менее 1,0 % против 11,9 % - в 1991 году, которая соответствовала уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия.

     В новых экономических условиях сформировался  круг предприятий крупного бизнеса, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекающих капитал для своего развития и определяющих техническую, ассортиментную и инвестиционную политику отрасли. В хлопчатобумажной отрасли это 19 предприятий, доля которых в объеме выпускаемой продукции отрасли составляет 82 %. В шелковой отрасли - 6 предприятий (68,7 % объема), в шерстяной - 9 предприятий (71 % объема), в льняной - 14 предприятий (67 % объема), в трикотажной - 15 предприятий (50 % объема), в обувной - 22 предприятия (56 % объема).

     Финансовое  состояние легкой промышленности в 2008 году ухудшилось, сальдированный финансовый результат снизился по сравнению  с 2007 годом на 38,6 % и составил 2,0 млрд. рублей. Это связано с резким увеличением суммы убытка на 34,4 % и уменьшением размера полученной прибыли за этот период на 2,4 %.

     Инвестиции  в основной капитал легкой промышленности по-прежнему остаются незначительными. В 2008 году они составили всего 6,7 млрд. руб., что на 17,3 % больше, чем в 2007 году. Их доля в общем объеме инвестиций обрабатывающих производств составила всего лишь 0,65 %, что значительно меньше ее доли (1,1 %) в отгрузке произведенной продукции.

     Сегодняшний уровень инвестиций явно недостаточен для увеличения масштабов производства и освоения эффективных достижений отраслевой науки. Это является барьером в создании современной технологической базы легкой промышленности, необходимой для стабилизации развития и финансовой устойчивости предприятий. И, если не изменить ситуацию, это может привести к деградации наукоемких производств, дальнейшему падению объемов производства, и, как следствие, к усилению товарной и стратегической зависимости государства от зарубежных стран.

     В настоящее время большинство  предприятий российского машиностроения, поставляющих легкой промышленности оборудование, комплектующие изделия и запасные части к нему, прекратило свою производственную деятельность, а оставшиеся сократили объемы выпуска оборудования, качество и технический уровень которого не соответствуют импортным аналогам по показателям производительности, надежности, материало- и энергоемкости. Это заставляет предприятия закупать современное импортное оборудование, позволяющее (как показала практика) повысить производительность труда в 5-7 раз, значительно снизить энергозатраты и расход сырья на изготовление единицы продукции.

Информация о работе Россия: общая характеристика отрасли