Российская модель социального партнерства

Автор: Алексей Измайлов, 10 Июня 2010 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Заинтересованность занятых в высокой заработной плате и хороших условиях труда так же законна, как и заинтересованность предпринимателя в производстве продукции с меньшими издержками и более высокого качества, поскольку от этого зависит ее конкурентоспособность. Как справедливо отмечал Тухтвельд, нельзя отрицать противоположность интересов наемных работников предпринимателей, но не меньшей ошибкой была бы их абсолютизация. Для решения проблем с пользой для обеих сторон следует выбрать кооперацию в социальных отношениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 2
1. Понятие и принципы социального партнерства…………………. 3
2 Социальное партнерство как инструмент разрешения социальных конфликтов……………………………………………………………..6
3 Социальное партнерство как форма профилактики разрешения социальных конфликтов……………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………13
Список использованных источников………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 71.50 Кб (Скачать)
 
 

Российская модель социального партнерства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение………………………………………………………………. 2 

1. Понятие и  принципы социального партнерства…………………. 3 

2 Социальное  партнерство как инструмент разрешения социальных конфликтов……………………………………………………………..6 

3 Социальное  партнерство как форма профилактики  разрешения социальных конфликтов……………………………………………… 9 

Заключение……………………………………………………………13 

Список использованных источников………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Заинтересованность занятых в высокой заработной плате и хороших условиях труда так же законна, как и заинтересованность предпринимателя в производстве продукции с меньшими издержками и более высокого качества, поскольку от этого зависит ее конкурентоспособность. Как справедливо отмечал Тухтвельд, нельзя отрицать противоположность интересов наемных работников предпринимателей, но не меньшей ошибкой была бы их абсолютизация. Для решения проблем с пользой для обеих сторон следует выбрать кооперацию в социальных отношениях.

В этом и состоит смысл социального  партнерства. По мнению А. Нестеренко, "социальное партнерство - это перерастание рыночных отношений за границы собственно экономики в сферу социальных отношений: продавцы и покупатели рабочей  силы договариваются об условиях "сделки" как равноправные участники (социального) контракта".

       В качестве одной из главнейших проблем, стоящих перед обществом, сторонники теории социального рыночного хозяйства рассматривают массовую безработицу. Она, по их мнению, оказывает негативное влияние на экономику, общество и политику. В индивидуальном плане безработица представляет собой грубое нарушение человеческого достоинства.

Особенно  опасна она среди молодежи, ибо  чаще приводит к негативным последствиям (алкоголь, наркотики, преступность). В экономическом плане безработица есть худший вариант растраты ресурсов - рабочей силы, что мешает народному хозяйству достичь оптимальных результатов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и принципы  социального партнерства

    Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Основными принципами социального партнерства  являются:

1) равноправие  сторон;

2) уважение  и учет интересов сторон;

3) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

4) содействие  государства в укреплении и  развитии социального партнерства  на демократической основе;

5) соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных  правовых актов; 

6) полномочность  представителей сторон;

7) свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств;

9) реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами; 

10) обязательность  выполнения коллективных договоров,  соглашений;

11) контроль  за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных  договоров, соглашений.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1) федеральный  уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2) региональный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в субъекте Российской  Федерации; 

3) отраслевой  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный  уровень, устанавливающий основы  регулирования отношений в сфере  труда в муниципальном образовании; 

5) уровень  организации, устанавливающий конкретные  взаимные обязательства в сфере  труда между работниками и работодателем.

Социальное  партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных договоров, соглашений  и их заключению;

2) взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

4) участия  представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

     Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.

     Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы  работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

     Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной  организации, а также при наличии  профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

     Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работодатель  обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

     Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также  при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

     Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения  работодателей устанавливаются федеральным законом.

Представлять  работодателей - государственные и  муниципальные предприятия, а также  организации, финансируемые из соответствующих  бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.  

2 Социальное партнерство  как инструмент  разрешения социальных  конфликтов

     Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение  социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной  ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

     Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: - причины конфликта; - острота конфликта; - длительность конфликта; - последствия конфликта.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.

1) Наличие  противоположных ориентаций. У каждого  индивида и социальной группы  имеется определенный набор ценностных  ориентаций относительно наиболее  значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где  существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

Информация о работе Российская модель социального партнерства