Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:18, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить особенности прогнозирования и планирования работы в социально-культурной сфере.
Задачи работы – определить роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса; рассмотреть особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса.

Содержание

Введение
1. Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса
2. «Прогнозирование-планирование» - единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса
2.1 Влияние планирования и прогнозирования на успех фирмы
2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

прогонозирование 22.docx

— 43.22 Кб (Скачать)

Таким образом, определив основные категории прогнозирования  и планирования, представляется возможным  в качестве основных отличий прогнозирования  от планирования назвать следующие:

1) прогнозирование  осуществляется в условиях с  большой долей неопределенности  или случайности;

2) объектом  прогнозирования чаще всего являются  совокупность организационно-производственной  системы и внешней среды;

3) прогнозирование  в большей степени ориентировано  на исследование развития внешней  среды организационно-производственной  системы, рассматривает предприятие  или его элемент как некую  целостность, носит системный  характер;

4) прогнозирование  позволяет определить:

— возможные  состояния внешней среды;

— перечень и вероятности достижения возможных целей

5) при  прогнозировании в связи с  большим периодом упреждения  и неопределенностью используются  более общие межотраслевые расчетные  или экспертные нормы;

6) прогнозирование  в большей мере носит информационный, консультативный характер, принятие  решения необязательно.

Планирование  отличается от прогнозирования тем, что:

1) планирование  осуществляется в детерминированных  условиях планирование в большей степени относится к процессу управления организационно-производственной системы, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планирования, организации, мотивации, контроля;

3) планирование  в большей степени имеет декомпозиционный, функциональный характер в соответствующих  сферах;

4) планирование  осуществляется после принятия  решения по:

— составу  множества целей функционирования;

— выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);

— путям  и критериям достижения поставленных целей;

— нормативам расходования ресурсов;

5) при  планировании используются менее  обобщенные, более конкретные, точные, например цеховые опытные, опытно-статистические, нормы;

6) планирование  носит не информационный, а директивный  характер. Проектирование - создание  конкретных образцов будущего, конкретных  деталей разработанных программ.

2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса

 

Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) составляют три основных элемента каждой научной дисциплины. При разработке управленческих решений  в сфере сервиса классификация  методов теории прогнозирования  на практике позволяет, по нашему мнению:

1) обеспечить  достоверность прогноза;

2) минимизировать  затраты времени и средства  на выбор и обоснование метода  прогнозирования;

3) открывать  возможность прогнозирования по  аналогии.

Возможны  несколько классификаций, а, следовательно, и подходов к выбору метода прогнозирования. В качестве важнейших факторов классификации, на наш взгляд, могут выступать следующие:

1) иерархический  уровень предполагаемого способа  решения проблемы - изменение функций,  структуры, параметров;

2) наличие  или отсутствие необходимой информации, а также характер располагаемой  информации: интуитивная (неосознанная), предметная, количественная;

3) характер  внешних условий: детерминированные,  случайные, неопределенные;

4) тип  используемого при прогнозировании  критерия: линейный (моно) критерий  или векторный критерий;

5) время  упреждения и реализации прогноза.

При классификации  по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени изменения объекта прогнозирования  за время упреждения) выделяют методы: функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные  методы.

При классификации  по типу информации, используемой при  прогнозировании, можно выделить следующие:

прогнозирование (интуитивная информа-прогнозирование (предмет-экспертное);

• функционально-логическая информация);

• структурное  прогнозирование (блок-схемы, графы);

• математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами  и статистические данные о параметрах);

• прогнозирование  по аналогии (данные всех типов);

• комплексное  прогнозирование (данные всех типов).

При классификации  по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный  и долгосрочный прогнозы.

Различают прогнозы во времени, а также в  плоскостях функционального и территориального членения объектов прогнозирования. Оперативно-календарное  планирование охватывает низшие уровни иерархии функционального и территориального членения объектов планирования от рабочего места до предприятия. Степень охвата уровня иерархии непрерывно трансформируется. Причины трансформации: политические, экономические и технологические.

Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжении которой не ожидается  существенных изменений объекта  наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.

Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу  количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу количественных и  качественных изменений.

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу  между краткосрочным и долгосрочным прогнозами.

При классификации  по целям прогнозирования выделяют следующие подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и  нормативный4.

Целевой прогноз - это целеполагание желаемых состояний, отвечает на вопрос, что  именно желательно и почему. Такой  прогноз состоит в том, что  указывается наиболее желательное  состояние. При таком прогнозе происходит построение по определенной шкале оценочной  функции распределения предпочтительности по категориям: нежелательно, менее  желательно, более желательно, рационально. Эта функция позволяет оценивать  итоговый результат. Перед тем как  определить меру предпочтения, разрабатывают  прогнозы возможных состояний процесса или явления в будущем. Это  прогноз целей или совокупности целей. Сложность прогноза состоит  в том, что цель всегда находится  вне системы. А правильность выбора цели определяет успех или неуспех  всего предприятия. Напомним, что  цель - это то, ради чего создается  система. Сложная система реализует  некоторое множество целей, находящихся  в однозначном соответствии с  условиями функционирования. Цель может  быть формализована в виде критерия, который, в свою очередь, конструируется на базе параметров эффекта, являющихся чаще всего латентными (т.е. ненаблюдаемыми) переменными5.

Поисковый прогноз состоит в определении  объективно существующих тенденций  развития путем анализа исторических тенденций. Этот вид прогнозирования  основан на использовании принципа развития из настоящего в будущее. Он позволяет установить возможное  состояние объекта в определенные моменты времени в будущем  исходя из предположения о продолжении  в будущем тенденции развития наблюдаемого объекта в прошлом. Этот прогноз дает ответ на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Этот прогноз может быть основой для стратегического  планирования6.

Нормативный прогноз определяет пути и сроки  достижения возможных состояний  и явлений, принятых в качестве целей.

Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного  состояния) — совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени  может происходить от будущего к  настоящему. Сам процесс прогнозирования  начинается от конечного желаемого  состояния и заканчивается настоящим  состоянием. Методическая основа этого  прогноза схожа с методической основой  динамического программирования. Но в отличие от динамического программирования нормативный прогноз не предусматривает  обязательной оптимизации процесса7.

 

Заключение

 

По нашему мнению, можно выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования  — планирования на успех в управлении при изменении степени относительной  обеспеченности предприятия сферы  сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей  «единице») степени относительной  обеспеченности ресурсами.

При уменьшении степени относительной обеспеченности ресурсами (относительной недостаточности  средств — значения меньше единицы) влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса и  управления возрастает, так как любой  просчет в планировании расходования ресурсов может стать критическим  и привести к невозможности реализации проекта в целом по причине  нехватки ресурсов.

В случае превышения степенью относительной  обеспеченности ресурсами значения, равного единице (относительная  избыточность средств), влияние прогнозирования  — планирования на успех в сфере  сервиса и управлении возрастает потому, что необходимо спланировать расходование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить синергический  эффект непропорционально большого повышения Эффективности деятельности, повысить конкурентоспособность товара, обеспечить большие конкурентные преимущества для деятельности предприятия. В  противном случае средства могут  быть израсходованы нерационально, что, наоборот, приведет к снижению эффективности деятельности предприятия  сферы сервиса.

 

Список литературы

 

  1. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.
  2. Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 468с.
  3. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. Изд. 2-е, дополненное. Нью-Йорк, 1967 г. Пер. С англ. Под ред. Ю.В. Гаврилова и Ю.Т. Печатникова. М., «Советское радио», 1971, 648 стр.
  4. Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.
  5. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.
  7. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.
  8. Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.
  9. Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, стр. 456.
  10. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
  11. Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.

1 Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов,  А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. С. 180-182.

2 Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. С. 118-119.

3 Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П.Никанорова, С.А.Батасова. М., «Советское радио», 1972. С. 152.

4 Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. С. 180-181.

5 Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. С. 113-114.

6 Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. С. 139.

7 Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 130-131.

1




Информация о работе Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса