Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:05, реферат

Описание работы

Формирование рыночных механизмов в России в последнее время связано с целым рядом трудностей. Меняются организационные формы функционирования предприятий различных отраслей, усложняются экономические и социальные связи и отношения. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность достаточно оперативно и правильно изменять хозяйственную ситуацию и искать подход, являющийся оптимальным в конкретных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса…………………………………………………….3
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

прогнозирование и планирование.rtf

— 123.51 Кб (Скачать)

Особое значение в прогнозировании имеет задача выявления ограничений, оказывающих влияние на процесс развития. В этом отношении разрабатываются специальные прогнозы, которые определяют разумные пределы применения того или иного средства развития. Использование прогнозной информации в планировании, по нашему мнению, возможно при соблюдении следующих условий:

-совокупность показателей, по которым разрабатывается прогноз, должна соответствовать совокупности показателей плана. В противном случае использование прогнозной информации при разработке планов станет невозможным; *

-прогнозная информация должна передаваться в систему планирования с упреждением по времени, необходимым на принятие решения по выбору предпочтительного варианта и на разработку самого планового документа.

Прогнозирование в управлении, на наш взгляд, должно обеспечивать решение ряда специфических задач:

-определение возможных социально-экономических целей, которые общество может поставить и решить на протяжении прогнозируемого периода;

-выявление объективно сложившихся тенденций развития современных технологий и их социально-экономических последствий;

-выявление альтернатив развития науки, техники, экономики, культуры, формирование и выбор целесообразных путей развития;

-анализ тенденций развития мировой науки и техники;

-определение трудовых, материальных, природных ресурсов, которыми будет располагать общество;

-выявление потребностей экономики в определенных видах продукции.

Поисковые прогнозы в системах управления обеспечивают возможность определения перспективных условий развития, формируют ограничения по ресурсам, направлениям развития, основным показателям, характеризующим возможное состояние науки, техники, экономики.

Нормативные прогнозы определяют уровень потребностей исходя из основной задачи развития общества. На основе нормативных прогнозов формируется социальный заказ общества.

Методологический подход к использованию прогнозов в планировании основывается на концепции единого процесса «прогноз - план». В этом случае весь методический аппарат прогнозирования ориентирован на работу в единой системе планирования и управления перспективным развитием. Сущность концепции, по нашему мнению, «прогноз - план» заключается в регламентации развития какого-либо процесса или явления планами, заключающими определенный перечень показателей, а также в периодической корректировке этих планов на основе прогнозной информации, позволяющей производить оценку эффективности требуемых показателей планирования. Показатели прогноза и плана должны быть сведены в единую систему, как по каждому уровню управления, так и между уровнями.

При внедрении концепции «прогноз - план» необходимо решить две основные проблемы. Первая заключается в том, чтобы выделить и формализовать требования к прогнозам по виду, составу и структуре информации, формам ее представления. Вторая определяет необходимость методического обеспечения разработки прогнозов, ориентирования их на целевые функции и показатели систем планирования и управления. Эта задача должна решаться в рамках единой методики с использованием специальных методов и приемов, учитывающих специфику развития объекта прогнозирования. Задача заключается не в том, чтобы прогнозировать все подряд, а в том, чтобы выделить в системе планирования области и показатели, где прогнозная информация абсолютно необходима.

    Для сложных процессов, развитие которых происходит при участии большого количества специализированных организаций различного профиля, в концепцию «прогноз - план» вводится звено «программа». Получается более сложная концепция «прогноз - программа - план». Однако в большинстве случаев для социально-экономических интегральных показателей развития характерна пока что структура «прогноз - план» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Можно выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования -- планирования на успех в управлении при изменении степени относительной обеспеченности предприятия сферы сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей «единице») степени относительной обеспеченности ресурсами.

При уменьшении степени относительной обеспеченности ресурсами (относительной недостаточности средств - значения меньше единицы) влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса и управления возрастает, так как любой просчет в планировании расходования ресурсов может стать критическим и привести к невозможности реализации проекта в целом по причине нехватки ресурсов.

В случае превышения степенью относительной обеспеченности ресурсами значения, равного единице (относительная избыточность средств), влияние прогнозирования -- планирования на успех в сфере сервиса и управлении возрастает потому, что необходимо спланировать расходование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить синергический эффект непропорционально большого повышения Эффективности деятельности, повысить конкурентоспособность товара, обеспечить большие конкурентные преимущества для деятельности предприятия. В противном случае средства могут быть израсходованы нерационально, что, наоборот, приведет к снижению эффективности деятельности предприятия сферы сервиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2005

2. Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. - М.: 2002

3. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. - М.: Банки и биржи,  2002.

4. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. - М.: Дашков и К, 2005

5. Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра - М., 2001

6. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. - СПб.: Питер, 2004.  

Информация о работе Роль прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса