Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических и практических вопросов, связанных с проблемами анализа прибыли и пути ее совершенствования.
Задача курсовой работы состоит в оценке прибыльности предприятия, нахождении наиболее подходящих путей ее повышения.
Введение 4
1. Теоретические основы резервов прибыльности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на прибыль 8
1.3 Влияние налоговой политики на величину прибыли. 10
1.4 Снижение непроизводственных расходов и потерь – путь повышения прибыльности предприятия 13
1.5 Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики 18
2. Анализ прибыли ЗАО «Макеевкокс» по факторному методу планирования 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ прибыли на ЗАО «Макеевкокс» 32
Выводы 38
Список использованной литературы 42
Таблица 2.1
Экономический
паспорт предприятия за 2002 – 2004 гг.
№ | Показатели | Года | Абсолютное отклонение | Относитель
ное отклонение | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2002
– 2003 |
2003
– 2004 |
2002
– 2003 |
2003
– 2004 | ||
1 | Чистый доход от реализации продукции, тыс. грн. | 371722 | 179001 | 187951 | -192121 | +8950 | 48.2 | 105 |
2 | Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн. | 338228 | 166251 | 174564 | -171978 | +8313 | 49.15 | 105 |
3 | Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения, тыс. грн. | - | 957 | 1005 | - | +48 | - | 105 |
4 | Чистая прибыль (убыток), тыс. грн. | - | 1400 | 1470 | - | +70 | - | 105 |
5 | Стоимость имущества
предприятия, тыс. грн. В том числе:
- основных фондов |
86624 | 48389 | 48631 | -38235 | +242 | 55.9 | 100 |
- оборотных средств | 110135 | 121732 | 127819 | +11597 | +6087 | 110.5 | 105 | |
6 | Численность работников, чел. | 1814 | 1702 | 1600 | -112 | -102 | 93.83 | 94 |
7 | Фонд оплаты труда, тыс. грн. | 9183.9 | 14937.1 | 15684 | +5753.2 | +746,9 | 162.6 | 105 |
8 | Рентабельность продукции, % | 109.7 | 107.7 | 107.7 | -2 | - | 98.2 | 100 |
9 | Продуктивность труда, грн. | 18.13 | 7.5 | 6.25 | -10.63 | -1.25 | 41.4 | 83 |
Из данных таблицы видно, что чистый доход от реализации продукции ЗАО "Макеевкокс" снизился на -192121 тис. грн. или на 48.2% по сравнению с 2002 годом и увеличился на 8950 тис. грн. или на 5% по сравнению с 2003 годом, что свидетельствует о снижении спроса на услуги.
Себестоимость реализованной продукции снизилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 171978 тыс. грн. или на 49.15%, но в то же время выросла в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 8313 тыс. грн. или на 5%. В общем состояние предприятия благоприятное в отношении себестоимости реализованной продукции.
Очень благоприятно для предприятия рост финансовых результатов от обычной деятельности до налогообложения и рост чистой прибыли, которая выросла на 5% в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
На предприятии каждый год снижается численность работающих: на 112 человек или 6.17% по сравнению с 2002 годом и на 102 человека или на 6% по сравнению с 2003 годом, однако при этом наметилась тенденция к снижению продуктивности труда на 41.4% по сравнению с 2002 годом и на 83% по сравнению с 2003 годом. Все это свидетельствует о снижении эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.
Таким
образом, можно сделать вывод: финансовое
состояние ЗАО «Макеевкокс» каждый
год остается примерно одинаковым и
поэтому можно считать его
благоприятным для предприятия.
2.2
Анализ прибыли на ЗАО «
В рыночной экономике хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из разработанных ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.
В прошлые года основным методом планирования прибыли был прямой расчет, предполагающий наличие у предприятий однозначной информации о себестоимости и ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производственный показатель: в виде разницы между планируемым объемом реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных вариантов.
Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы [16, C. 278 – 280]:
Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов [18, C. 139 – 140]:
1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.
2.
Постановка целей
3.
Программирование индексов
4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
5. Выбор оптимального варианта.
Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.
Рассмотрим базовые показатели на ЗАО «Макеевкокс», полученные на основе действующей отчетности (табл. 2.2).
Базовые
показатели ЗАО «Макеевкокс» за 2003 год.
Показатели | Величина показателя |
1.
Выручка от реализации |
433913.0 |
2.
Себестоимость реализованной |
338228.0 |
3.
Прибыль от реализации |
371122.0 |
4. Прочая прибыль, тыс. руб. | 203260.0 |
5. Валовая прибыль, тыс. руб. | 32894.0 |
6.
Структура себестоимости продукции в
процентах:
а) материальные затраты в % б) зарплата с начислениями в % в) амортизационные отчисления в % г) прочие затраты в % |
100 92 4 2 2 |
7.
Стоимость активов предприятия
на конец года, тыс. руб.
а) немобильные активы, тыс. руб. б) материальные запасы и затраты, тыс. руб. в) денежные и прочие активы, тыс. руб. |
202465.0 92330.0 10389.0 99746.0 |
Такими укрупненными факторами являются:
Введем постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.
Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:
В приведенном выше примере, прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; И-4=1,21. Располагая данной инфляцией можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности.
Методика
расчета представлена в таблице
2.3.
Таблица 2.3
Расчет
плановой прибыли на ЗАО “Макеевкокс”
на 2004 г.
№ |
Наименованиефактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
1 | Базовая прибыль от реализации продукции | Выручка от реализации
продукции – себестоимость реализованной
продукции=
=433913.0-338228.0 |
+95685.0 |
2 | Рост объема реализации продукции | Индекс роста 1.1:Базовая прибыль от реализации продукции* *индекс роста 1.1==95685.0*1.1=105253.5(пересчитанная прибыль)105253.5– 95685.0 |
+9568.5 |
3 | Снижение себестоимости сравнимой продукции | Индекс снижения –0.008:Себестоимость сравниваемой продукции* *индекс 1.1==340228.0*1.1=374250.8(пересчитанный объем на индекс роста)374.251*0.008 |
+3.0 |
4 | Несравнимая продукция | Рост на 5% к объему всей продукции предшествующего года:Выручка от реализации продукции*5/100==433913000.0*5/100=21695650.0( планируемый выпуск несравнимой продукции)21695.65*30/100(прибыль от несравнимой продукции) |
+6508.7 |
5 | Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций | Снижение на 20%:Прочая прибыль – прочая прибыль*20/100==203260.0 – 203260.0*20/100 |
+162608.0 |
6 | Изменение цен на продукцию предприятия | И-1=1.31:Выручка от реализации продукции**индекс 1.1==433913.0*1.1=477304.3(пересчитанный объем выручки от реализации на темп роста)477304.3*1.31=625268.63;625268.63-477304.3 |
+177964.33 |
7 | Изменение цен на покупаемые материальные ценности | И-2=1.3:Себестоимость реализованной продукции*индекс 1.1==338228.0*1.1=372050.8(пересчитанный
объем себестоимости
|
-14882.032 |
8 | Изменение оплаты труда в связи с инфляцией | И-4=1.4:Себестоимость реализованной продукции*индекс 1.1*15= =338228.0*1.1*15=558076.0 (заработная
плата с начислениями в 558076.0*1.21=675271.0; 675271.0-558076.0 |
-117195.0 |
9 | Плановая
прибыль |
Базовая прибыль
о реализации продукции + рост объема
реализации продукции + снижение себестоимости
сравнимой продукции + несравнимая
продукция + прибыль от прочей реализации
и внереализационных операций + изменение
цен на продукцию предприятия – изменение
цен на покупаемые материальные ценности
– изменение оплаты труда в связи с инфляцией
=
=95685.0+9568.5+3.0+6508.7+ +162608.0+177964.33-14882.032- -117195.0 |
+320260.5 |
Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом по ЗАО “Макеевкокс” составляет 320260.5 тыс. грн., что больше, чем в базовом году на 19576.2 тыс. грн., за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции (9568.5 тыс. грн.) снижения себестоимости сравнимой продукции (+3.0 тыс. грн.), выпуска новой продукции (+6508.7 тыс. грн.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.
Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.
Сегодня
частные, коллективные акционерные
иностранные предприятия
Проанализировав прибыль предприятия, были проанализированы и резервы, которые влияют на прибыльность предприятия.
Итак, резервами, повышающими прибыльность на ЗАО «Макеевкокс» являются:
- объем реализации сравнимой продукции;
- себестоимость сравнимой продукции;
- выпуск новой продукции;
-
инфляционные факторы.
ВЫВОДЫ
Существует различные резервы увеличения прибыльности предприятия:
1. Снижение себестоимости товарной продукции, в том числе:
- относительное сокращение расходов,
- относительное снижение амортизационных отчислений,
- сокращение потерь от брака,
- ликвидация непроизводительных расходов,
Информация о работе Резервы относительно повышения прибыльности предприятия