Резервы относительно повышения прибыльности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических и практических вопросов, связанных с проблемами анализа прибыли и пути ее совершенствования.
Задача курсовой работы состоит в оценке прибыльности предприятия, нахождении наиболее подходящих путей ее повышения.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы резервов прибыльности предприятия 6
1.1 Экономическая сущность прибыли предприятия 6
1.2 Факторы, влияющие на прибыль 8
1.3 Влияние налоговой политики на величину прибыли. 10
1.4 Снижение непроизводственных расходов и потерь – путь повышения прибыльности предприятия 13
1.5 Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики 18
2. Анализ прибыли ЗАО «Макеевкокс» по факторному методу планирования 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Анализ прибыли на ЗАО «Макеевкокс» 32
Выводы 38
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    Таблица 2.1

Экономический паспорт предприятия за 2002 – 2004 гг. 

Показатели Года Абсолютное  отклонение Относитель

ное отклонение

2002 2003 2004 2002

2003

2003

2004

2002

2003

2003

 – 

2004

1 Чистый доход от реализации продукции, тыс. грн. 371722 179001 187951 -192121 +8950 48.2 105
2 Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн. 338228 166251 174564 -171978 +8313 49.15 105
3 Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения, тыс. грн. - 957 1005 - +48 - 105
4 Чистая прибыль (убыток), тыс. грн. - 1400 1470 - +70 - 105
5 Стоимость имущества  предприятия, тыс. грн. В том числе:

- основных фондов

86624 48389 48631 -38235 +242 55.9 100
- оборотных средств 110135 121732 127819 +11597 +6087 110.5 105
6 Численность работников, чел. 1814 1702 1600 -112 -102 93.83 94
7 Фонд оплаты труда, тыс. грн. 9183.9 14937.1 15684 +5753.2 +746,9 162.6 105
8 Рентабельность  продукции, % 109.7 107.7 107.7 -2 - 98.2 100
9 Продуктивность  труда, грн. 18.13 7.5 6.25 -10.63 -1.25 41.4 83
 

      Из  данных таблицы видно, что чистый доход от реализации продукции ЗАО "Макеевкокс" снизился на -192121 тис. грн. или на 48.2% по сравнению с 2002 годом и увеличился на 8950 тис. грн. или на 5% по сравнению с 2003 годом, что свидетельствует о снижении спроса на услуги.

      Себестоимость реализованной продукции снизилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 171978 тыс. грн. или на 49.15%, но в то же время выросла в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 8313 тыс. грн. или на 5%. В общем состояние предприятия благоприятное в отношении себестоимости реализованной продукции.

      Очень благоприятно для предприятия рост финансовых результатов от обычной  деятельности до налогообложения и рост чистой прибыли, которая выросла на 5% в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

      На  предприятии каждый год снижается  численность работающих: на 112 человек или 6.17% по сравнению с 2002 годом и на 102 человека или на 6% по сравнению с 2003 годом, однако при этом наметилась тенденция к снижению продуктивности труда на 41.4% по сравнению с 2002 годом и на 83%  по сравнению с 2003 годом. Все это свидетельствует о снижении эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.

      Таким образом, можно сделать вывод: финансовое состояние ЗАО «Макеевкокс» каждый год остается примерно одинаковым и  поэтому можно считать его  благоприятным для предприятия.  

      2.2 Анализ прибыли на ЗАО «Макеевкокс» 

      В рыночной экономике хозяйствующие  субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и  перспективы развития, исходя из разработанных  ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.

      В прошлые года основным методом планирования прибыли был прямой расчет, предполагающий наличие у предприятий однозначной информации о себестоимости и ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производственный показатель: в виде разницы между планируемым объемом реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных вариантов.

      Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала  его непригодным. Перспективной  стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы [16, C. 278 – 280]:

  1. Программный метод планирования.
  2. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.
  3. Полный учет информационных изменений.
  4. Использование базовых показателей за предыдущий год (период).
  5. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
  6. Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей, на основе которых разворачивается процесс планирования.

      Факторный метод планирования прибыли и  рентабельности включает в себя пять последовательных этапов [18, C. 139 – 140]:

      1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

      2. Постановка целей хозяйственной  деятельности на планируемый  период.

      3. Программирование индексов инфляции

      4. Расчет плановой прибыли и  рентабельности по вариантам.

      5. Выбор оптимального варианта.

      Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.

      Рассмотрим  базовые показатели на ЗАО «Макеевкокс», полученные на основе действующей отчетности (табл. 2.2).

 Таблица 2.2

    Базовые показатели ЗАО «Макеевкокс» за 2003 год. 

Показатели Величина показателя
1. Выручка от реализации продукции  (работ, услуг без НДС, акцизов,  таможенных пошлин, тыс. руб.)  
433913.0
2. Себестоимость реализованной продукции  (работ, услуг), тыс. руб.  
338228.0
3. Прибыль от реализации продукции,  тыс. руб. 371122.0
4. Прочая прибыль, тыс. руб. 203260.0
5. Валовая прибыль, тыс. руб. 32894.0
6. Структура себестоимости продукции в процентах:

а) материальные затраты в %

б) зарплата с начислениями в %

в) амортизационные  отчисления в %

г) прочие затраты в %

 
100

92

4

2

2

7. Стоимость активов предприятия  на конец года, тыс. руб.

а) немобильные  активы, тыс. руб.

б) материальные запасы и затраты, тыс. руб.

в) денежные и прочие активы, тыс. руб.

 
202465.0

92330.0

10389.0

99746.0

 

      Такими  укрупненными факторами являются:

  1. Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.
  2. Изменение себестоимости сравнимой продукции.
  3. Выпуск несравнимой продукции.
  4. Изменение цен на продукцию предприятия.
  5. Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.
  6. Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.
  7. Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.
  8. Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.
  9. Изменение стоимости активов предприятия
  10. Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.

      Введем постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.

      Для факторного метода планирования прибыли  и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:

        1. Изменение «продажных» цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).
        2. Изменение «покупных» цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)
        3. Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)
        4. Изменение структуры заработной платы в связи с инфляцией (И-4).

      В приведенном выше примере, прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; И-4=1,21. Располагая данной инфляцией можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности.

      Методика  расчета представлена в таблице 2.3.       

                                                                                      

    Таблица 2.3

    Расчет  плановой прибыли на ЗАО “Макеевкокс” на 2004 г. 

Наименование

фактора

Методика  расчета

Величина  фактора

1 Базовая прибыль  от реализации продукции Выручка от реализации продукции – себестоимость реализованной продукции=

=433913.0-338228.0

+95685.0
2 Рост объема реализации продукции 

Индекс  роста 1.1:

Базовая прибыль  от реализации продукции* *индекс роста 1.1=

=95685.0*1.1=105253.5

(пересчитанная  прибыль)

105253.5– 95685.0

+9568.5
3 Снижение себестоимости сравнимой продукции

Индекс  снижения –0.008:

Себестоимость сравниваемой продукции* *индекс 1.1=

=340228.0*1.1=374250.8

(пересчитанный  объем на индекс роста)

374.251*0.008

+3.0
4 Несравнимая продукция

Рост  на 5% к объему всей продукции предшествующего года:

Выручка от реализации продукции*5/100=

=433913000.0*5/100=21695650.0

( планируемый  выпуск несравнимой продукции)

21695.65*30/100

(прибыль  от несравнимой продукции)

+6508.7
5 Прибыль от прочей реализации и внереализационных  операций

Снижение на 20%:

Прочая  прибыль – прочая прибыль*20/100=

=203260.0 –  203260.0*20/100

+162608.0
6 Изменение цен  на продукцию предприятия

И-1=1.31:

Выручка от реализации продукции*

*индекс 1.1=

=433913.0*1.1=477304.3

(пересчитанный  объем выручки от реализации  на темп роста)

477304.3*1.31=625268.63;

625268.63-477304.3

+177964.33
7 Изменение цен  на покупаемые материальные ценности

И-2=1.3:

Себестоимость реализованной продукции*индекс 1.1=

=338228.0*1.1=372050.8

(пересчитанный  объем себестоимости реализации  на темп роста)

372050.8*5/100=18602.54

18602.54*1.8=33484.572

33484.572– 18602.54

-14882.032
8 Изменение оплаты труда в связи с инфляцией

И-4=1.4:

Себестоимость реализованной продукции*индекс 1.1*15=

=338228.0*1.1*15=558076.0

(заработная  плата с начислениями в себестоимости)

558076.0*1.21=675271.0;

675271.0-558076.0

-117195.0
9 Плановая

прибыль

Базовая прибыль  о реализации продукции + рост объема реализации продукции + снижение себестоимости  сравнимой продукции + несравнимая  продукция + прибыль от прочей реализации и внереализационных операций + изменение цен на продукцию предприятия – изменение цен на покупаемые материальные ценности – изменение оплаты труда в связи с инфляцией =

=95685.0+9568.5+3.0+6508.7+

+162608.0+177964.33-14882.032-

-117195.0

+320260.5
 

      Итак, плановая прибыль, полученная факторным  методом по ЗАО “Макеевкокс” составляет 320260.5 тыс. грн., что больше, чем в базовом году на 19576.2 тыс. грн., за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции (9568.5 тыс. грн.) снижения себестоимости сравнимой продукции (+3.0 тыс. грн.), выпуска новой продукции (+6508.7 тыс. грн.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.

      Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.

      Сегодня частные, коллективные акционерные  иностранные предприятия функционируют  на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части дохода, направленные на оплату труда и премирование работников, на выплату дивидендов, на производственные инвестиции.

      Проанализировав прибыль предприятия, были проанализированы и резервы, которые влияют на прибыльность предприятия.

      Итак, резервами, повышающими прибыльность на ЗАО «Макеевкокс» являются:

      - объем реализации сравнимой продукции;

      - себестоимость сравнимой продукции;

      - выпуск новой продукции;

      - инфляционные факторы. 
 
 
 
 

      ВЫВОДЫ 

      Существует  различные резервы увеличения прибыльности предприятия:

1. Снижение себестоимости товарной продукции, в том числе:

     - относительное сокращение расходов,

     - относительное снижение амортизационных отчислений,

     - сокращение потерь от брака,

     - ликвидация непроизводительных расходов,

Информация о работе Резервы относительно повышения прибыльности предприятия