Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:10, реферат
В работе рассмотрены возможности, перспективы и роль международных экономических отношений, значение и соотношение их основных форм и направлений, которые определяются углублением международного разделения труда.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………………
1. Сущность и формы международного разделения труда……………………..
1.1. Всемирное разделение труда –материальная основа международных экономических связей……………………………………………………………..
1.2. Модели специализации национальных хозяйств……………………………
1.3.Международная кооперация и экономическое сотрудничество……………
2.Развивающиеся страны в международном разделении труда………………...
2.1.Меняющаяся роль в мировой экономике………………………………….
2.2.Парадоксы роста………………………………………………………………
2.3.Издержки концепции “замещения импорта”………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………
Отставание РС от развитых серьезно беспокоит мировое сообщество. Ведь в определенной мере от этого страдают и развитые государства, ибо узость рынка РС сокращает возможности их экспорта. Поэтому данная проблема активно обсуждалась на состояшейся в июне 1992г. в Рио - де - Жанейро ( Бразилия ). Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Конференция приняла долгосрочную программу действий в глобальном масштабе ( Повестка дня на ХХI века ), в которой зафиксировано достигнутое согласие на предоставление развитими странами к 2000 году и в последующие годы финансовой помощии РС в размере 0,7% ВНП каждой развитой страной. Всего же, каа было подсчитано, для реализации Повестка дня на ХХI века требуется 600 млрд. долл. в год, из них 125 млрд. долл.,развитые страны должны выплачивать развивающимся непосредственно. Однако уже в Рио - де - Жанейро было ясно, что богатые промышленные страны сильно озабочены собственными проблемами и не желают давать больших финансовых обязательств или делать большие финансовые уступки, чтобы сузить имеющийся разрыв. Поэтому РС вряд ли могут рассчитывать на значительную финансовую и технологическую помощь со стороны развитых стран.
2.3.Издержки концепции “замещения импорта ”. В настоящее время стала общепризнанной та точка зрения, что стратегия, направленная на индустриализацию путем замещения импорта местным производством, далеко не всегда содействовала решению задачи, достижения постоянного и стабильного роста и преоделения экономической отсталости, скажем, по япоскому или южнокорейскому сценарию.
Дело в том, что, во - первых, рынки для продукции отраслей, заменяющих импорт, имеют ограниченный характер в силу недостаточной развитости производства в самих РС. К примеру, имеется около 30 экономически слаборазвитых стран с чиленностью населения менее 6 млн. человек в каждой, причем эти государства не в состоянии обеспечить нуждающихся трудом - отсюда и крайне узкая емкость рынка, практически слабы условия для организации нориального воспроизводственого процесса вне опоры на “ внешний фактор”.
Во - вторых, политика протекционизма, осущетвляемая на первых этапах, обеспечила устранение конкуренции со стороны дешевых заграничных товаров. Но это обстоятельство имело и другую сторону : производители в РС, не опасающиеся конкурентов из западных стран, не имело стиулов к понижению издержек проиводства и к повышению качеств своих изделий. В реультате их товары оказывались неконкурентоспособными на экспортных рынках.
В - третьих, издержки на рабочию силу, вопреки распространенному мнению, были относительно высокими во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки в силу того, что производительность труда здесь чрезвычайно низка как следствие общей низкой квалификации рабочей силы.
В - четвертых, со всей отчетливостью выявилось, что проникновение на иностранные рынки товаров из РС вызывает серьезные препятствия даже в тех случаях, когда их товары конкурентноспособны, поскольку западные страны блокируют их доступ на свои рынки путем всевозможных барьеров, включая “добровольное квотирование ”. В частности, развитые страны рыночной экономики установили протекционистские барьеры на многие виды продукции машиностроения, легкой промышленности, такой, как текстильная и обувная в которых страны Азии, Латинской Америки, Азии и Африки вполне конкурентоспособны.
Одновременно потерпело фиаско не только стратегия замещения импорта, как вариант стратегии роста промышленности, но и политика в области сельского хозяйства. Акцент на индустриализацию, сделанный во многих РС, как это ни парадоксально, привел к упадку их аграрный сектор экономики. В этот сектор были сделаны относительно небольшие вложения, хотя большинство населения азиатских, африканских и латиноамериканских стран получали и получают средства для своего существования благодаря сельскому хозяйству. То есть индустриализация в том виде, каком она проводилась, привела к определенному блокированию роста сельскохозяйственного производства, особенно на Африканском континенте.
Дело в том, что РС
исходили из необходимости сохранения
низких цен продукты питания,
чтобы стабилизировать уровень
жизни в городах и, соответственно,
сохранить заработную плату
на низком уровне. Однако низкие
цены на продукты питания
препятствовал
В то же время цены
на такие товары, как кофе
и какао, находится на самом
низком уровне со времен
второй мировой войны, и не
ожидается, что они сколько- нибуть
возрастут. Спрос на многие
из этих товаров является “неэластичным”
- он не растет пропорционально
падению цен. При этом развитие
собственной промышленной базы
сопровождается нарастанием валютных
проблем, ростом зависимости от
производственно-
Рынки минерального сырья азиатских и африканских стран медь, кобальт, алмазы, уран, олово, каучук и др.- также находятся состоянии депрессии из -за большого колебания цен, когда спрос неожиданно повышается или падает. В результате нестабильность этих рынков создает неустойчивость источников получения конвертируемой валюты.
Для трудносравнимых между собой РС характерен тип “ очагового ” роста - или отдельные страны, или те или иные регионы в отдельных РС показывают вдруг примеры бурного экономического подъема. Это характерно для РС на всех континентах. В то же время неоднозначное воздействие на экономическую политику РС и ее результаты оказывают теоретические концепции, взятые на вооружения ими у западных стран, в частности, неолиберальные ( неоклассические ) консервативные идеи, широко распространившиеся в этих регионах. В соответствии с их рекомендациями большинство африканских и латиноамериканских стран встало на путь сокращения государственного сектора и поощрения развития частного предпринимательства ( денационализации ). Но и этот путь пока что не дает особого эффекта, в то время как долги растут. “ Файненшл Таймс ” в связи с этой ориентацией справедливо писала : “ Разнузданный неолиберализм отлично выполняет свою функцию, содействуя неоправданному обогащению ( западных банков) и закрывая одновременно глаза на его жертвы ”. В то же время РС все в большей мере становятся важнейшим резервом трудовых ресурсов для мировых экономических центров. Работники этих стран используются, как правило, в качестве неквалифицированных рабочих. Одновременно Запад осуществляет политику интенсивного привлечения из развивающихся стран работников высокой квалификации. Это помимо того, что значительная часть “ интеллектуалов ” в РС работает на предприятиях ТНК в самих развивающихся странах - то есть в секторах экономики, практически “ выключенных ” из сферы национального контроля. Наметилась явная тенденция переносить на развивающиеся страны тяжесть решения углубляющихся проблем и противоречии развитых стран : в области сырья, энергетики, охраны окружающей среды, занятости, валютных отношений и др.
Динамичное развитие производит в группе арабских стран после завершения войны с Ираком в зоне Персидского залива.
Кувейт довольно быстро оправился после оккупации Ираком. Он уже вновь достиг уровня добычи нефти, установленного ему ОПЕК накануне войны в заливе - 1,5 млн уровня баррелей в день . Отсутствие же иранской нефти на рынке еще более укрепляет позицию небольшого эмирата. Экономика Саудовской Аравии менее чем через два года после войны в Заливе также усилилась : в 1991 - 1992 гг. темп роста ВВП в среднем составил 6% в год. Крупные города страны напоминают огромные строительные площадки.
В отличие от прежних саудовских бумов этот бум подогревается частным сектором, вновь обредшим уверенность в себе. По утверждению Генерального секретаря Совета торгово - промышленных палат Саудовской Аравии Абдалла ад - Дабаг, около 30 млрд.долл. США, находящихся на частных сберегательных счетах в Саудовской Аравии, сейчас могут быть израсходованы на инвестиции. На подъеме находится и экономило Объединенных Арабских Эмиратов: вкладываются большие средства в совершенствование инфраструктуры, строительство и в сектор отдыха и развлечений. В Абу - Даби, например, ежедневно добывается около 2,4 млн баррелей нефти, растут добыча и экспорт природного газа. Подушный доход Объединенных Арабских Эмиратах составляет в среднем 29 тыс. долл. (население всех эмиратов-около1,9 млн человек).Начато расширение порта Мина - Зает стоимостью 60 млн долл., близится к завершению строительство нового международного порта в Аль - Айн и планируется расширение международного порта в Абу - Даби. Должны быть построены новый мост, соединяющий остров Абу - Даби с материком, и несколько новых автомагистралей.
Большие капиталовложения делаются в нефтегазовую и электроэнергетическую промышленность. По данным промышленных кругов, в ближайшие пять - шесть лет они составят около 6 млрд долл. Они включают 2 млрд долларов на расширение нефтеперерабатывающего завода Руваис и 1.4 млрд долларов - на электростанцию и опреснительные установки. Предполагается также сооружение островного комплекса развлечений “Лулу” стоимостью 2 млрд долларов на искусственном острове, которой может стать крупнейшим региональным и международным комплексом такого рода. Осуществляется большая программа капиталовложений, примерно в 6 млрд долларов, для совершенствования нефтеперегонных заводов и газоперерабатывающих систем, в частности на острове Дас, откуда экспортируется сжиженный газ.
Для многих развивающихся стран разительным примером остается и социально - экономическое развитие султаната Оман. Доказательством его успешной эволюции являются рост ВВП в реальном выражении ( составивший в 1992 году 7,5% ) и снижение показателя инфляции ( с 10,5% в 1990 году до менее 5% в конце 1992 года ). В четвертом пятилетнем плане ( 1991 - 1996 гг. ) правительство Омана поставило задачу повысить показатель роста и сохранить темпы развития ; с этой целью оно стремится диверсифицировать экономику, уменьшить зависимость от нефти, активизировать развитие провинций и увеличить капвложения в образование.
Учитывая, что запасов нефти хватит примерно на 18 лет, компания “ Петролеум девелопмент Оман ” полагает, что благородя обнаружению значительных месторождений газа в истекшем году Оман в ближайшем будущем может стать экспортером газа.
Правительство пытается развивать новые отрасли, например, добычу медной и хромовой руды, занимаясь поисками новых месторождений полезных ископаемых. Одновременно государство уделяет внимание сельскому хозяйству и рыболовству, а также туризму, приобретающему все большее значение для заинтересованных сторон как внутри страны, так и за ее пределами. Развитие агропромышленного комплекса позволило сократить импорт продовольствия и достичь удовлетворительного уровня самообеспечения.
Одно из главных целей государства было поощрение частного сектора. Так в 1991 - 1992 гг. количество частных фирм и совместных предприятий возросло в двое. Важными факторами развития этого сектора были освобождение торговых и промышленных предприятий от некоторых налогов на прибыль и отмена налога на доходы компаний. Успех в развитии этой страны соотносительно ограниченными ресурсами - результат долгосрочной стратегии политического реализма и умеренной открытости.
Надо сказать, что оккупация Кувейта Ираком и последующий разгром последнего дали мощный импульс экономическому развитию всех стран зоны Персидского залива. Но дело не только в этом. Война резко подтолкнула интеграционные процессы в регионе. Кроме того, ее итогом стали и более активные связи государств Залива с индустриальными странами Запада, которые не только упрочили здесь свои экономические позиции, но и смогли эффективно использовать их и для решения своих политических задач в столь важном геостратигическом регионе мира. Исключительный динамизм в экономическом развитии показывает Египет, несомненно, становящийся региональной экономической державой. Собственно, эта страна достигла уровня определенной индустриальной зрелости по всем основным экономическим показателям. Она имеет мощную диверсифицированную промышленность, включая современное машиностроение, производственную инфраструктуру, быстро развивающиеся в сферу услуг, хорошо подготовленные кадры специалистов. Довольно устойчивыми темпами развивается и Иордания, страны Магриба.
В докладе Всемирного банка “ Африка южнее Сахары : от кризиса к устойчивому росту” отмечается, что “ в общем африканцы в 1989 году почти так же бедны, как и 30 лет назад”. Для того, чтобы достигнуть “скромного повышения уровня жизни, экономика стран южнее Сахары должна расти по крайней мере на 4 - 5% ежегодно” .
Информация о работе Развивающиеся страны в международном разделении труда