Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа
На современном этапе перехода к рыночной экономике факторы, определяющие себестоимость выпускаемой продукции, оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия. Себестоимость продукции является основой выработки ценовой стратегии и тесно увязана с социально-экономическими интересами коллектива.
Введение.
На современном этапе перехода к рыночной экономике факторы, определяющие себестоимость выпускаемой продукции, оказывают непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия. Себестоимость продукции является основой выработки ценовой стратегии и тесно увязана с социально-экономическими интересами коллектива.
Каждый предприниматель, осуществляя свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов, источники их получения; уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Решение этой задачи достигается путем внутрифирменного планирования. Планирование является самой важной из всех функций управления предприятием.
Цель курсовой работы закрепить теоретические знания по курсу экономика организации и привить практические навыки в решении комплекса задач по расчету основных технико-экономических показателей предприятия, по выявлению взаимосвязи и взаимозависимости.
1.Издержки производства и себестоимость продукции
1.1Общая характеристика издержек производства и себестоимости продукции на предприятиях.
Издержки производства - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Себестоимость продукции, представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Издержки производства и себестоимость продукции - одни из важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они служат основой для расчета многих других финансовых показателей.
1.От величины себестоимости продукции и реализации зависит прибыль предприятия, т.е. предприятие может быть прибыльным, рентабельным, если есть тенденция к снижению себестоимости.
2.Постоянное снижение себестоимости находит отражение в цене готовой продукции, цены снижаются, а это в свою очередь способствует снижению затрат в тех отраслях, где применяется данная продукция. Например, изменение цен на такие важнейшие товары как энергоносители и зерно приводит к изменению цен на все остальные товары. В дальнейшем подобное повышение цен ведет к инфляции. 3.от себестоимости производства и реализации продукции зависит стабильность и благополучие государства, возможность повышать уровень благосостояния страны и т.д. Таким образом, большое значение приобретает правильная оценка издержек предприятия и правильный расчет себестоимости. Очень важное место в руководстве деятельностью предприятия на сегодняшний день занимает разработка программ снижения себестоимости выпускаемой продукции и применение и на практике.
2.Смета и калькуляция затрат на производство продукции.
2.1Общая характеристика сметы и калькуляции затрат на производство продукции.
Смета — документ, представляющий собой расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ (проектных, строительных, ремонтных и т. п.)
Смета затрат — полный расчет расходов предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов. Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы.
Калькуляция - определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.
Смета затрат рассчитывается путем прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений предприятий; она исключает вторичный учет продукции собственного изготовления для собственных производственных потребностей. В смете затрат учитываются затраты на изменение остатков незавершенного производства, капитальное строительство, капитальный ремонт и пр. Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу доходов и расходов предприятия на планируемый период. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции тесно связаны между собой, содержат одни и те же затраты, но учитывают их по разным признакам. С помощью калькуляции определяется себестоимость единицы продукции, а по смете — себестоимость товарной и валовой продукции предприятия.
3.Основные направления снижения издержек производства.
3.1Общая характеристика основных направлений снижения издержек производства.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек, необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том что сама деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. Систематическое снижение издержек - основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы.
Для снижения издержек необходимо приспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой продукции, обеспечение высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней всей экономической теории.
4.Формирование цены на изготовленную продукцию
4.1Общая характеристика формирование цены.
Каждое предприятие, фирма, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она может получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного преобразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть ниже или выше по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
4.2Порядок ценообразования:
1. Выбор цели
2. Определение спроса
3. Анализ издержек
4. Анализ цен конкурентов
5. Выбор метода ценообразования
6. установление окончательной цены
Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Выбор цели
Ценообразование представляет собой сложный и многоэтапный процесс.
Фирма должна, прежде всего, определить, какую цель она ставит при производстве и продаже конкретного товара. Когда четко определены цели и положение товара на рынке, проще и легче сформировать комплекс маркетинга и установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание рынка.
Обеспечение сбыта- главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Для достижения поставленной цели используется заниженные цены- цены проникновения, они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.
Цель- максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей.
*установление фирмой стабильного дохода на ряд лет, соответствующего размеру средней прибыли
*расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом капиталовложений; стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, если компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.
Выбирая цель- максимизация прибыли, фирма изучает спрос и издержки применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечат в будущем максимальную прибыль.
Цель- удержание доли рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. При этом фирма принимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Определение спроса
Невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Высокая или низкая цена, назначенная фирмой, немедленно отразится на спросе на товар.
Устанавливая величину спроса на свой товар, фирма должна произвести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. На величину спроса влияют разные факторы: потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и т.п.
Анализ издержек
Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать, если фирма снижает цены, тогда появляется реальная угроза понести убытки из-за установления цен ниже издержек. Такую политику фирма может проводить только в короткий период проникновения на рынок.
Не свидетельствует о хорошо продуманной политики цен и частые их пересмотры, вызванные колебаниями издержек и спроса. Целесообразнее учитывать издержки по нормативам.
Анализ цен конкурентов
Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.
Выбор метода ценообразования
Пройдя все этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены: минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимально возможный уровень цены.
Существует несколько основных методик расчета цены. Наиболее простой и распространенной считается методика «Средние издержки плюс прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара.
Другой метод ценообразования, основанный на издержках, ориентируется на получение прибыли. В этом случае цена сразу устанавливается фирмой исходя из желаемого размера прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовывать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но в меньшем количестве.
Суть параметрического метода ценообразования состоит в том, что цена складывается исходя из качественной оценки отдельных параметров изделия, по сравнению с базовым изделием (метод балловой оценки).
Предприятие, занимающееся производством товаров из комплектующих, могут применять агрегатный метод ценообразования, суть которого в том, что исходная цена определяется путем суммирования цен на отдельные элементы товара.
Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, широко применяемым в развитых странах. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место восприятию товара покупателем. Для того чтобы усилить для него ценность товара, продавец использует неценовые меры воздействия: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право пользования товарной маркой фирмы в случае перепродажи и т.п. Цена только подкрепляет в сознании покупателя ценность товара.
Информация о работе Расчет основных технико-экономических показателей предприятия