Пути улучшения использования основных средств предприятия в современных условиях хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Рациональное и экономное использование как основных, так и оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия.

Целью курсовой работы следует считать изучение и поиск путей увеличения использования основных фондов и рационального их использования, на примере анализа хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Стройтранс»

Содержание

Введение

Глава 1. Основные средства как часть имущества предприятия.

1.1 Состав, структура основных средств.

1.2 Показатели эффективности использования основных средств предприятия: обобщающие и частные.

Глава 2. Анализ использования основных средств на предприятии ЗАО «Стройтранс».

2.1 Общая характеристика предприятия.

2.2 Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда.

2.3 Возрастная структура основных средств автомобильного парка ЗАО «Стройтранс».

2.4 Амортизация основных фондов.

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию использования основных средств на предприятии.

3.1 Основные направления повышения эффективности использования основных средств.

3.2 Пути улучшения использования основных средств для ЗАО «Стройтранс».

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

777.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     Фондоемкость  – величина, обратная показателю фондоотдачи.

     Фс 2007 год = 1/ 4,68 = 0,21;

     Фс 2008 год = 1/ 4,64 = 0,22;

     Фс 2009 год = 1/ 4,97 = 0,20.

     Фондоемкость ЗАО «Стройтранс» за 2008 год увеличилась на 0,01 по сравнению с 2007 годом, а к 2009 году уменьшилась на 0,02.

      Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств (в днях)в 2007 году равнялся 67 дням, в 2008 году – 56 дням, т.е. продолжительность одного оборота в течение года уменьшилась на 11 дней, и в 2009 году составил 48 день. Таким образом, оборачиваемость оборотных средств в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 11 дней, а в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 8 дней.

     Среднесписочная численность всего  персонала на предприятии в 2007 году составляла 290 человека, в 2008 году – 281 человек и в 2009 году – 281 человека. Была уволена значительная часть водителей за нарушения, а также за прогулы (2007 год – 175 водителей; 2008 год – 164 водителя).

       Таким образом, идет снижение  численности персонала в 2008 году  по сравнению с 2007 годом на 9 человека, а в 2009 году –она  осталась на прежнем уровне.

     Среднемесячная  заработная плата одного работника в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 358 руб., а в 2009 году данный показатель составлял 4021 руб., то есть произошло увеличение на 610 руб., от уровня 2007 года.

     Фондовооруженность  показывает, какая стоимость основных средств предприятия приходится на одного рабочего, т.е. тем самым оценивается степень оснащенности труда работников предприятия.

     Фв 2007 год = 14542 тыс. руб. / 290 чел. = 50,15;

     Фв 2008 год = 17551 тыс. руб. / 281 чел. = 62,46;

     Фв 2009 год = 19215 тыс. руб. / 281 чел. = 68,38.

     Фондовооруженность предприятия увеличилась за 2008 год на 12, 31, а за 2009 год на 5,92. В большей степени это связано с тем, что уменьшилась среднесписочная численность работников предприятия. Если в 2007 году персонал составлял 290 рабочих, то в 2008 и 2009 году – 281 рабочий.

     Рентабельность  основных средств  показывает, какая часть прибыли приходится на один рубль, вложенный в основные средства.

     Рс 2008 год = 1188 тыс. руб. / 17551 тыс. руб. = 0,068;

     Рс 2009 год = 2954 тыс. руб. / 19215 тыс. руб. = 0,154.

         Т.к. 2007 год был для предприятия убыточным, то рентабельность основных средств не рассчитывается. Из таблицы 1 видно, что рентабельность предприятия за 2008 год увеличилась на 0,068 по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году увеличилась на 0,086 по сравнению с 2008 годом.

     Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия в 2007 году – 16742 тыс. руб., в 2008 году – 18859 тыс. руб., в 2009 году – 12603 тыс. руб. То есть по сравнению с уровнем 2007 года в 2008 году среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 2117 тыс. руб., и в 2009 году она уменьшилась на 6256 тыс. руб.

     Производительность  труда определяет эффективность труда на предприятии. В 2007 году данный показатель составлял 234,7 тыс. руб., в 2008 году – 289,6 тыс. руб. и в 2009 году – 340,2 тыс. руб. Таким образом, в 2008 году он повысился по сравнению с 2007 годом на 54,9 тыс. руб., в 2009 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 50,6 тыс. руб.

     Фонд  оплаты труда в 2007 году составлял 10625,3 тыс. руб., в 2008 году – 11502,7 тыс. руб. и в 2009 году 13558,8 тыс. руб. То есть в 2008 году фонд оплаты труда повысился от уровня 2007 года на 877,4 тыс. руб., а в 2009 году - на 2056,1 тыс. руб.

         Прибыль характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Это его важнейший собственный источник, из которого финансируются многие направления деятельности. Данные таблицы 1 показывают, что 2007 год для ЗАО «Стройтранс» был убыточным, в то время как 2008 и 2009 годы являются прибыльными (прибыль составляет 1188 тыс. руб. В 2008 году и 2954 тыс. руб.  в 2009 году). Таким образом, темп роста прибыли составляет 1364 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2007 годом, и 1766 тыс. руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Увеличение прибыли связано с более эффективным использованием основных средств, увеличением числа машин и оборудования.

     Интегральный  показатель использования  основных средств. Целесообразность применения данного показателя связана с тем, что фондоотдача и уровень рентабельности основных средств могут изменяться в разных направлениях. Поэтому необходима более эффективная оценка уровня использования основных средств предприятия. Данный показатель предприятия увеличился на 2,06, т.к. в 2007 году предприятие не получило прибыли от вложенных в производство основных средств.

     В целом улучшение использования  основных средств способствует снижению себестоимости продукции. Если с  каждого рубля стоимости основных средств получают больше продукции, то амортизационные отчисления, затраты на текущий ремонт и содержание основных средств в расчете на единицу продукции уменьшаются.

     Степень износа. Сумма амортизации. По имеющимся в Приложении 3 данным за 2008 год, определим среднегодовую полную стоимость основных фондов, а также общую сумму амортизационных отчислений.

     

      -

     Ф=200+(36*7/12-24*1/12)=200+21-2=219 тыс. руб.

     На  начало года коэффициент износа и  коэффициент годности составят:

      =(200-150)/200=0,25 или 25%

      =150/200=0,75 или 75%.

     Сумма износа основных средств ЗАО «Стройтранс» на конец 2008 года составила:

      =(200-150)+(219*6/100)-(24-7,2)=46,34 тыс. руб.

     Экстенсивные  и интенсивные показатели использования основных средств. Продолжительность рабочего дня в ЗАО «Стройтранс» которой составляет  8ч, фактическое время работы оборудования и машин составило 6ч, при планируемых затратах на проведение ремонтных работ 1ч, коэффициент его использования, т. е. показатели экстенсивного использования основных средств, по времени будет равен:

= 6ч/ (8ч - 1ч) = 0,86.

           В течение рабочего дня машины  фактически проработал 6ч. Абстрагируемся  от 3ч простоев автотранспорта  и анализируем эффективность его эксплуатации в течение 6ч работы.

         В ЗАО «Стройтранс» по данным перевозка грузов составляет 100 единиц продукции, фактически же в течение 6ч работы она составила 80 единиц продукции в час. Тогда коэффициент выполнения норм выработки оборудования, т. е. показатели интенсивного использования основных средств равен:

= 80 ед. пр. / 100 ед. пр. = 0, 8.

Это означает, что  по мощности использовалось лишь на 80%.  
 
 
 

     2.3 Возрастная структура  основных средств автомобильного парка ЗАО «Стройтранс». 

     Соотношение различных групп основных средств  в общей их стоимости характеризует  структуру основных средств. Анализ структуры основных средств во многом определяет инвестиционные решения  на предприятии. Т. к. основной вид деятельности предприятия – перевозка грузов автомобильным транспортом, то для ЗАО «Стройтранс» характерна возрастная структура основных средств, которая характеризует удельный вес основных средств различных возрастных групп в общей их стоимости. Возрастная структура представлена в Таблице 2. 

Таблица 2 – Возрастная структура автомобильного парка ЗАО «Стройтранс» 

Виды транспортных средств и их время пребывания в эксплуатации Всего
Количество  единиц Удельный вес, %
1. Грузовые автомобили
До 2 лет включительно 14 9,4
От 2 до 5 лет 32 21,5
От 5 до 8 лет 6 4
От 8 до 10 лет 4 2,7
От 10 до 13 лет 11 7,4
Свыше 13 лет 82 55
Итого: 149 100
2. Автобусы
До 2 лет включительно 2 40
Свыше 13 лет 3 60
Итого: 5 100
3. Легковые автомобили
До 2 лет 1 50
Свыше 10 лет 1 50
Итого: 2 100
4. Специальные автомобили (автокран)
Свыше 13 лет 1 100
Итого: 1 100
Всего: 157 100
 

     Из  данных таблицы 2 видно, что большая часть автотранспортного парка предприятия используется более 13 лет. Это связано с нестабильным положением ЗАО «Стройтранс». Реализация товаров и услуг меняется из года в год, следовательно, изменяется и прибыль предприятия. Покупка нового автотранспорта и оборудования может быть нецелесообразной, т.к. при введении в эксплуатацию и использовании новых машин предприятие может понести убыток. В такой ситуации предприятие не сможет покрыть расходы от новых приобретений и в конечном итоге перестать функционировать или же на восстановление потребуется длительный срок и крупные инвестиции со стороны других компаний.

     Во  избежание простоя автотранспорта, предприятие сдает его в аренду или лизинг. К таким транспортным средствам относятся:

  • 13 грузовых автомобилей;
  • 1 автобус;
  • 1 легковой автомобиль.

     Всего в аренду (лизинг) сдается 15 единиц автотранспорта, причем для получения наибольшей выгоды от использования транспортных средств предприятия берут в  аренду только тот транспорт, чей срок пребывания в эксплуатации не превышает 8 лет для грузовых автомобилей и 2 лет – для автобуса и легкового автомобиля.

     Основные фонды предприятия на конец 2008 года оценивались:

  • собственные - 6345 тысяч рублей. В том числе подвижной состав составил 5221 тысяча рублей;
  • арендованные у ОАО «Орелстрой» – 61220 тысяч рублей. В том числе подвижной состав – 46937 тысяч рублей

     В 2008 году приобретено основных фондов на сумму 133 тысячи рублей и выплачено лизинговых платежей на сумму 3512 тысяч рублей.

     В структуре основных средств также можно выделить такие показатели как уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, а также нераспределенную прибыль или непокрытый убыток, дебиторская и кредиторская задолженности. Уставный капитал ЗАО «Стройтранс» в 2007 и 2008 годах остается постоянным. В 2007 году у предприятия имеется непокрытый убыток, который может быть связан с неэффективным использованием основных средств. Однако 2008 год более успешный для предприятия. ЗАО «Стройтранс» не только покрыло убыток, но и получило нераспределенную прибыль в размере 51 тысячи рублей. На конец 2007 года кредиторская задолженность предприятия составила 7793 тысячи рублей, дебиторская задолженность составила 5284 тысячи рублей.

Информация о работе Пути улучшения использования основных средств предприятия в современных условиях хозяйствования