Пути решения проблем малого предпринимательства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение малых предприятий как формы предпринимательской деятельности, изучение проблем их становления и развития в РК, а также возможных путей их решения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
установление критериев для определения малых предприятий;
изучение характерных особенностей малых предприятий;
выявление преимуществ и недостатков малого предпринимательства;
рассмотрение роли малого бизнеса в экономике;
исследование и анализ становления и развития малого бизнеса в РК;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности....4
1.1 Критерии определения малых предприятий…………………………………...4
1.2 Характерные особенности малых предприятий……………………………….7
1.3 Преимущества и недостатки малого предпринимательства...........................10
1.4 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………..12
Глава 2. Проблемы становления и развития малых предприятий в РК...............15
2.1 История становления и развития малого бизнеса в Казахстане…………….15
2.2 Проблемы малого предпринимательства в РК……………………………….20
Глава 3. Пути решения проблем малого предпринимательства в РК…………..23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников...........................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   На  начальных этапах становления малого бизнеса очень важное значение имеют подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической и правовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технической центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования, ускорение инвестиционных процессов.

   Реальная  поддержка малого предпринимательства  стоит больших денег, которых в государственном бюджете нет. Кредитные же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков, то выдача ими льготных по срокам и ценам кредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических льгот. Однако коммерческим банкам сегодня выгодней отказаться от возможных налоговых льгот, но выдавать кредиты под более высокий процент и на более короткий срок. Частный капитал мажет стать постоянным и значительным инвестиционным источником при условии финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормы прибыли. В Казахстане этих условий нет, и в ближайшие годы вряд ли будут созданы, поэтому масштабных частных инвестиций в производства ожидать не приходится. 

   Применение  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.

   Законодательная база по налогообложению, учету и  отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.

   Сегодня, когда с крупными предприятиями  слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые предпринимательства. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т.д.

   Кардинальное  изменение ситуации к лучшему  возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.

   Несколько повысить активность можно за счет реорганизации институциональной структуры. Но для этого необходима поддержка в сфере финансовой политики.  В частности, введение льготного налогообложения малых предприятий, создаваемых с участием акционерного общества от участия в капитале созданных им малых предприятий. Такая система «ангельских обществ» функционирует в Шотландии.

   Большая проблема – техническое оснащение малых предприятий. Многие из них полукустарные, поэтому они не могут решать сложные технологические и экономические проблемы, не рационально при этом используются трудовые,  материальные и финансовые ресурсы. В достаточно короткие сроки можно было бы обеспечить их современным оборудованием -  комплектами машин, инструментов, приборов – с помощью конверсируемой оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, а также крупных производственно-хозяйственных комплексов, для которых малые предприятия могли бы стать поставщиками комплектующих элементов готовых продукций. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию,  а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может развиваться также в области распространения продукции и ремонта сложных изделий.

   Для привлечения ресурсов крупных предприятий  с целью развития малого предпринимательства  можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм («фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую  схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.

   Деятельность  малого предпринимательства ориентирована  главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования  с учетом развития каждого отдельного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна осуществляться, прежде всего, на региональном уровне. Регулирование его из единого центра возможно только по отдельным приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальные возможности, общественные потребности, наиболее эффективные направления использования ресурсов по сферам деятельности и формам собственности, располагают административными и экономическими  рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.

   Государственная поддержка предпринимательства должна включать прямое финансовое субсидирование кредитов; предоставление льгот по местному налогообложению; передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора; обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектору проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное обеспечения дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирования деятельности, в том числе и  в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

   Сегодня один из важнейших вопросов – отношение  к бизнесу самих бизнесменов, представителей власти, всего казахстанского общества. К бизнесу необходимо относится цивилизованно. Разговор идет о не выполнении пункта 5 Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 1999-2000 годы, а именно, создание Республиканского научно-исследовательского центра проблем малого бизнеса, инициированное Агентством по поддержке малого бизнеса, но не утвержденное бывшим правительством. О насущной необходимости такого говорить не надо. Казахстану сегодня нужна не только единая информационная база, но и единый информационно-аналитический центр, как в области бизнеса, так и во всех отраслях  производства и промышленности, в первую очередь, в структуре самого Правительства. Без прогнозного анализа говорить о перспективе любого дела бесполезно. Если у нас не будет такого центра, то говорить о завтрашнем дне, то есть о развитии предпринимательства и всей экономики Казахстана бесполезно. Мы должны знать особенности, менталитет казахстанского бизнеса, что ему свойственно, что ему полезно, а что – противопоказано. Нужна единая информационно-аналитическая, научно-аналитическая, научно-практическая база развития бизнеса и всей экономики Казахстана. Сегодня представители бизнеса страны не имеют даже своего печатного органа, издания, в котором могли бы обсуждать свои проблемы.

   Сегодня малый бизнес Казахстана находится в критическом состоянии. Он прошел этап зарождения и первоначального развития и перешел к этапу выживания, борьбы с внешними неблагоприятными факторами. Об этом говорит отсутствие у малого бизнеса условий для добросовестной конкуренции, ярко выраженный  фискальный характер налоговой политики, разрастающиеся административные барьеры, трудности финансового и имущественного обеспечения.

   Одной из основных проблем остается проблема ограниченности доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам.

  1. Во-первых, в настоящее время многие международные финансовые институты предлагают различные схемы финансирования малого бизнеса, внедряются кредитные линии. Но сам механизм предоставления кредитов недостаточно совершенен и, как правило, эти средства не доходят до субъектов предпринимательства. Самая распространенная проблема - отсутствие каналов независимой оценки предоставляемых проектов, а также монопольное использование заемных средств. Местные банки, являясь агентами финансовых институтов, монополизируют право предоставления кредитов, лоббируют свои схемы и предложения, отказывая предпринимателям, не являющимися клиентами банка-агента. Многие банки предпочитают сотрудничество с представителями крупного бизнеса, и не настроены на кредитование слабого и неразвитого частного сектора. Ограничение количества банков-операторов отрицательно сказывается на оперативности рассмотрения проектов, а также динамике и объемах освоения этих финансовых ресурсов. Необходимо установить жесткие рамки процентных ставок кредитования, как для правительственных структур, так и для банков-агентов, а также увеличить количество банков-операторов. Решение этих вопросов значительно облегчит предприятиям малого и среднего бизнеса процедуру получения кредитов.
  2. Во вторых, в настоящее время Департаментом малого бизнеса производится льготное кредитование из средств городского бюджета, но выделяемых средств явно не хватает для удовлетворения потребностей.  
    Остается проблема легализации имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, а значит сборы налогов и поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы: во-первых, получить кредиты под залог легальных основных средств; во-вторых, вернуть свои инвестиции путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов. Возрастет деловая активность и значительно увеличатся внутренние инвестиции. По самым скромным подсчетам стоимость имущества действующих малых предприятий составляет свыше 8 млрд. долларов США (число малых предприятий в РК около 409 тыс. средняя стоимость имущества - 20 тыс. долларов).

   Что касается налогового законодательства, то необходимо уделить внимание ставкам  налога на имущество с юридических  и физических лиц. В настоящее время налогообложение имущества предпринимателей и физических лиц не соразмерно, и составляет для юридических лиц 1 процент, а для физических лиц - 0,1 процента от стоимости имущества в год. Необходимо уравнять ставки взимания налога на имущество, как с юридических, так и с физических лиц, установив в размере 0,1 процент в год.

   Необходимо  определить преференции для развития производства, в том числе и  для предприятий, производящих косметические товары: 
если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от "налога на прибыль". Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не имеет возможности развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и нет стимула для развития). Также, в целях легализации капитала необходимо понизить ставку налога на прибыль для производственников с 30% до 20%.

   Требует своего решения легализация заработной платы.

   Также в настоящее время необходимо внести изменения в Административный, Таможенный, Налоговый кодексы.

   Одним из основных направлений государственной  поддержки  предпринимательства  является реализация его механизма  через созданные инфраструктуры малого предпринимательства (фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы и т.д.). Анализ инфраструктуры показал, что отсутствуют страховые компании; лизинговые, аудиторские и консалтинговые фирмы. Предприниматели, в основном, ориентированы на мощную рыночную инфраструктуру таких городов, как Алматы, Астана и др.

   Одной из ключевых форм совершенствования  механизма государственной поддержки  предпринимательства является внедрение  в экономику новых форм организации  производства и услуг, способных  эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для  формирования среднего класса.

   Поддержку субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, лучше  обеспечивать за счёт механизма государственного заказа.  Данный механизм может значительно расширить спектр стимулирующего воздействия государства.

   Среди мер государственной поддержки  предпринимательства ключевое значение имеет помощь и содействие государства  в закреплении малого предпринимательства  за определенным рынком. Реализацию данного предложения можно обеспечить путем регулярной публикации перечня приоритетных видов производств, в развитии  которых государство заинтересовано, и перечня регионов, которые оно хотело бы развивать.

Информация о работе Пути решения проблем малого предпринимательства в РК