Пути преодоления инфляции в переходной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Инфляция отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что в свою очередь усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу и ускоряет “бегство” капитала, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Содержание

Введение
1.Инфляция и ее основные виды
1.1. Понятие и сущность инфляции
1.2.Основные виды инфляции
2. Инфляция в переходной экономике и ее особенности
2.1. Понятие переходной экономики и ее основные черты
2.2. Влияние инфляции на экономику
3. Пути преодоления инфляции в переходной экономике России
3.1. Управление инфляцией в переходной экономике
3.2. Методы борьбы с инфляцией в переходной экономике
3.3. Антиинфляционная политика России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Наличие кризиса неплатежей свидетельствует  о том, что в основе инфляционного  роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали. 

4. Сохраняется  давление внешнего долга, резко  сужающего маневр валютными ресурсами.

     Результативность  макроэкономической политики зависит  от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при  сбалансированном рынке, оказывается  бесполезным и даже вредным при  рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

     Отмеченные  здесь и некоторые другие особенности  напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности  применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

Окончательно  преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив  рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки  населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата. 
 

    1. Методы  борьбы с инфляцией  в переходной экономике
 
 

     Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

  Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежнокредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого  сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная  политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном  спросе осуществляются программы государственных  капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

           Второй подход рекомендуется  авторами-сторонниками монетаризма  в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и  доходов, главная задача которой  по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

     Косвенные методы:

 
  • регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

     Прямые  методы:

 

     Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

     

     Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:  

     1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Это первейшее  условие любых реформаторских  усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

     а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под  векселя с погашением их за счет будущего урожая;

     б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

     2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным. В этих  целях надо прежде всего восстановить  на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями.

Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

     4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

  5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для  стабилизации потребительского  рынка целесообразно: 

     а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

     б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли потребительских  кооперативов на предприятиях, в учреждениях  и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

  7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого  контроля частной экспортной  деятельности. Все экспортные операции  должны осуществляться через  немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах. 
 

3.3. Антиинфляционная  политика России 

     В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентноспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий  реализации этих важнейших задач  является стабилизация рубля. Правительство  РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение  роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и  тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа  роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные  товары (7,4%-7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.). Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.

     Поставлена  задача замедления роста денежного  предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в  год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009г. Для  снижения темпа инфляции крайне важна  предусмотренная ориентация в предстоящие  три года на консервативную бюджетную  политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году. 

     Важную  роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и  поддержание плавной динамики валютного  курса. Принимая целевые параметры  денежно-кредитной политики на предстоящий  год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия  дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных  сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной  политики Банк России определил ограничение  прироста потребительских цен в  пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой  инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%.

        Основным  инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.  
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время  в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

     Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых стал рост курса  доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным  обязательствам, девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и общим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на поддержание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на поддержание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспрецедентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончательную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиденты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.

Информация о работе Пути преодоления инфляции в переходной экономике России