Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:30, курсовая работа
Высокий уровень конкуренции в химической отрасли непрерывно заставляет производителей повышать конкурентоспособность продукции путем снижения ее себестоимости и повышения качества. Для достижения оптимальных результатов предприятию нужно постоянно развиваться, обновлять мощности и расширять производство, использовать инновационные технологии и современное оборудование, а на это требуются огромные инвестиции.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Преимущества интенсивного пути концентрации производства на примерах предприятий химической и нефтехимической промышленности…………….4
2 Интеграция – как направление концентрации на предприятиях химической и нефтехимической промышленности…………………………………………11
3 Преимущества сочетания концентрации со специализацией и комбинированием………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………
Интересные примеры концентрации по интенсивному пути можно привести и в Татарстане.
Компания "Казаньоргсинтез" завершает реконструкцию на заводе по производству и переработке полиэтилена низкого давления.
Основная
цель реконструкции данного
В ходе реконструкции на заводе был введен в эксплуатацию ряд объектов, в частности, оборудование отделения очистки сырья, станции этилена и циркуляционного газа. Введены в эксплуатацию компрессорные станции азота и газодувки для пневмотранспортных систем, предназначенных для транспортировки полиэтилена из цеха полимеризации в отделение хранения полиэтиленового порошка [12].
В качестве зарубежного примера можно рассмотреть компанию PetroChina. Это крупнейшая нефтяная компания Китая, ввела в эксплуатацию этиленовую установку на заводе в г. Ланьчжоу (Китай), мощности которой были увеличены втрое - до 700 тыс.тонн в год. Осуществление данного проекта стало возможным после завершения опытного пуска основной установки этилена мощностью 460 тыс. тонн в год.
На расширение производства этилена в Ланьчжоу в целом было потрачено 7 млрд юаней (891 млн долларов). Аналитики компании предполагают, что в результате развития данного завода его ежегодные продажи увеличатся на 10 млрд юаней (127,3 млн долларов), а прибыль - на 2 млрд юаней (25,5 млн долларов) [3].
Основные принципы развития крупных компаний в 80-е годы – экономия, гибкость, маневренность и компактность – во второй половине 90-х годов сменились ориентацией на экспансию и рост. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является концентрация производства путем слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.
Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:
Порой при слиянии, прежде всего, решающую роль играет стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери [5].
Проявившаяся в последние годы в мировой химической промышленности тенденция к слияниям и поглощениям в 2005 году еще более усилилась. В первом полугодии во всем мире отмечено заключение сделок по приобретению химических компаний на общую сумму 16 млрд долларов, тогда как в тот же период 2004 года их было заключено только на 7 млрд долларов.
Современные реалии таковы, что ни один из производителей основных химических продуктов в мире не имеет всего набора ключевых конкурентных преимуществ: доступности сырья, низких энергозатрат, близости к рынкам и благоприятной продуктовой логистики.
После завершения приватизации, раздела собственности и завершения первого этапа по выводу предприятий из кризиса начался новый период — активные игроки химического и смежных рынков заявили свои претензии на наиболее успешные и перспективные предприятия, находящиеся в акционерной собственности. Рейдерские атаки приобретают все более изощренные формы и становятся наиболее распространенным способом поглощений в российском химпроме.
В
целях установления контроля над
предприятием захватывались реестры
акционеров, скупались миноритарные
пакеты акций, нарушались поставки сырья,
создавались фиктивные
При
этом некоторые предприятия поменяли
своих хозяев, другие устояли, но понесли
серьезные убытки [7].
2.
Интеграция – как направление
концентрации на предприятиях
химической и нефтехимической
промышленности
Специфика нефтехимической отрасли состоит в том, что спрос на нефтехимическую продукцию становится все более динамичным, и предприятиям в целях сохранения существующего положения на рынке требуются огромные инвестиции на постоянное обновление мощностей и расширение производства. Таким образом, отсутствие инвестиционной программы у нефтехимического предприятия попросту свидетельствует об отсутствии потенциала его дальнейшего роста и о грядущей утрате позиций на рынке. С другой стороны, от крупных капиталовложений сегодня нефтехимические предприятия получат необходимый экономический эффект лишь через 2-3 года. Соответственно, компании нефтехимического сектора могут быть интересны лишь долгосрочным инвесторам.
Поскольку основным сырьем в производстве нефтехимической продукции служит нефть и газовый конденсат, цены на нефтехимическую продукцию преимущественно зависят от цен на углеводородное сырье, тем более, что затраты на сырье на нефтехимических предприятиях составляют 60-70% себестоимости производства. При этом российская нефтехимия, в основном, ориентирована на удовлетворение внутреннего спроса, так как от экспорта нефтехимической продукции предприятия выигрывают незначительно.
Российский нефтехимический комплекс представлен рядом крупных игроков, на которых организован полный технологический цикл производства нефтехимической продукции, от выпуска базовых мономеров до получения конечных продуктов полимеризации. В общей сложности, на долю российских нефтехимических холдингов с высоким уровнем концентрации приходится почти 70% отечественного рынка пластмасс и 75% рынка синтетических каучуков. Остальные компании нефтехимического сектора имеют узкую специализацию производства и, поскольку не имеют установок по выпуску базовых мономеров, находятся в сильной зависимости от поставок сырья с основных нефтехимических холдингов [4].
В качестве примера успешной вертикальной интеграции можно рассмотреть ОАО «Татнефть». Это одна из крупнейших компаний в нефтегазовом комплексе России. Основная деятельность компании «Татнефть» осуществляется на территории Российской Федерации. Компания является холдинговой структурой, в состав которой входят нефтегазодобывающие управления, нефтегазоперерабатывающие, нефтехимические предприятия, а также предприятия и сервисные производства, реализующие нефть, продукты нефтегазопереработки и нефтехимии. Кроме того, Компания участвует в банковской и страховой деятельности. Компании в настоящее время предоставлены лицензии на разработку 77 месторождений в Республике Татарстан, где сосредоточены основные запасы нефти республики. Одновременно «Татнефть» участвует в капитале и управлении рядом ведущих нефтехимических предприятий Республики Татарстан [13].
В свою очередь, входящая в состав холдинга ООО «Татнефть-Нефтехим» — одна из крупнейших холдинговых компаний, образованная в июле 2002 года с целью эффективного управления группой предприятий. В состав управляющей компании входят 9 предприятий - ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамсктехуглерод, ОАО «Эластик», ООО «Нефтехимснаб», ООО ТД «Кама», ООО «Нефтехимойл», ОАО «Нижнекамский механический завод», ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука», ЗАО «Ярполимермаш». ООО «Татнефть-Нефтехим» по итогам 2006 года произведет товарной продукции на 22 млрд. рублей, к 2010 году этот показатель достигнет 32 млрд. рублей. Такие показатели – это еще один плюс в пользу концентрации производства. Если бы предприятия входящие в состав холдинга существовали отдельно, едва ли они добились бы такого суммарного результата. Здесь большую роль играет экономия на трансакционных издержках и покупке сырья [15].