Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:29, курсовая работа
Целью исследования является анализ матричной и программно – целевой организационных структур управления.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
-сформулировать сущность и общие принципы построения организационной структуры предприятия;
-рассмотреть основные виды организационных структур,
- выявить преимущества и недостатки матричной и программно – целевой организационных структур, что и обусловило структуру работы.
Введение 2
Глава 1. Структура как основной элемент организации 4
1.1 Сущность и принципы построения организационной структуры предприятия 4
1.2. Виды организационных структур 8
Глава 2. Матричная структура управления 15
2.1. Характеристика матричной структуры управления 15
2.2. Преимущества и недостатки матричной структуры 18
2.3. Область применения матричной структуры 20
Глава 3. Программно – целевая организационная структура 23
3.1. Характеристика программно – целевой структуры 23
3.2. Преимущества и недостатки программно – целевой структуры управления 24
Заключение 25
Список литературы 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«Пермский государственный
Кафедра
менеджмента
МАТРИЧНАЯ И ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕИМЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ.
«основы менеджмента»
студента 2 курса очного отделения
экономического
факультета
_______________________ Черников Дмитрий Александрович
Старший
преподаватель
Пермь 2011
Содержание
Научно обоснованное формирование организационных структур управления представляет собой актуальную задачу современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. В новых условиях хозяйствования необходимо широко использовать принципы и методы системного проектирования структур управления. Без развития методов проектирования организационных структур управления затруднено дальнейшее совершенствование и повышение эффективности управления. Старые организационные формы управления не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, поскольку представляют собой «жесткие конструкции», трудно адаптируемые к постоянно меняющимся условиям хозяйствования, что создает опасность деформации задач управления и может привести к дестабилизации обеспеченности предприятия ресурсами, и, в конечном счете, к банкротству (ликвидации предприятия). Необходимый и востребованный временем комплексный подход к совершенствованию организационного механизма управления в настоящее время зачастую подменяется работой по внедрению и использованию автоматизированной системы управления, что не предполагает необходимых принципиальных, существенных изменений организационной структуры.
Актуальность темы исследования, её практическая значимость и недостаточность разработки вопросов формирования и оценки экономической эффективности организационных структур управления обусловили целевую направленность и задачи данного исследования.
Целью исследования является анализ матричной и программно – целевой организационных структур управления.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
-сформулировать
сущность и общие принципы
построения организационной
-рассмотреть основные виды организационных структур,
- выявить преимущества и недостатки матричной и программно – целевой организационных структур, что и обусловило структуру работы.
Вопросы создания организационной структуры предприятия не являются новыми для отечественной экономики, но особенность российского опыта заключается в том, что практически вся научная литература датируется периодом существования командно-административной системы хозяйствования. Тем не менее, нельзя не отметить работы исследователей: А.А. Богданова, Д.М. Гвишиани, Л.Н. Качалиной, В.Г. Шорина. Для целостного формирования представлений об исследуемой проблеме автором был исследован опыт развитых стран, нашедший свое отражение в трудах: И. Ансоффа, М.Х. Мескона, Дж. Обэр-Крие, Дж. Стоунхауса, и других.
Среди
трудов современных отечественных
исследователей в области оптимизации
оргструктуры, прежде всего, хотелось
бы отметить работы И.Г. Владимировой,
В.А. Гончарука, Е.П. Голубкова, B.C. Ефремова,
М.К. Старовойтова. Отдельные элементы
оргструктурирования были отражены в
работах Антонова В.Г., Виханского О.С.,
Кавериной О.Д., Керимова В.Э., Кравченко
Н., Молвинского А., Приходько В.И. и др.
При бесспорной ценности проведенных
исследований в них не затрагивались вопросы
формирования методики оценки экономической
эффективности существующей, проектируемой
и функционирующей оргструктуры управления
предприятия; изменение оргструктуры
рассматривалось как разовое, периодически
проводимое мероприятие.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [2,c.196].
Любую организацию, независимо от численности, можно представить в виде системы, преобразующей поступившие в нее ресурсы, в некоторый продукт или, иначе говоря, результат деятельности организации. Причем существенно важно то, что в условиях рыночной экономики продукт должен продаваться по цене, как правило, не меньше стоимости ресурсов и затрат на работу по созданию продукта. Только такой продукт можно назвать положительным результатом организации.
Правило
1. чем лучше построена
Правило 2. в основе построения любой организации лежит технология производства продукта
Правило 3. структуризация организации по продуктам и покупателям способствует увеличению положительного результата.
Правило 4. каждое подразделение и каждый человек в организации должен иметь работу, за которую отвечает только он.
Правило 5. выполнению каждой работы должен соответствовать конкретный результат, и только он определяет полезность для организации данного подразделения или человека.
Правило 6. положительный результат, с одной стороны, определяется эффективностью построения организации, а с другой стороны, квалификацией и мотивацией работающих в ней людей.
Таким образом, суть организации заключается в следующем:
1)
формирование организационной
2) закрепление работ и результатов за подразделениями и должностями, т.е. делегирование полномочий по иерархии управления организацией;
3)
подбор, обучение и назначение
квалифицированного персонала
4) оценка достижения результатов и мотивация.
Итак, у нас есть все составляющие, которые входят в понятие организации, и это позволяет нам выделить основные этапы и последовательность формирования организационной структуры:
Этап 1. Цели организации формируются обязательно сверху вниз.
Этап 2. Под каждую цель определяется работа и результат, необходимые для достижения цели.
Цель → Работа → Результат
Этап 3. Выполнение каждой работы или совокупности работ возлагается на конкретное подразделение, которое и несет за это ответственность. В самом подразделении работы закрепляются за должностями.
Подразделение (должность) → Работа → Результат
Этап 4. Определяются количественные показатели результата и соответствующая ему доля общего денежного дохода всей организации, т. е. вознаграждение за полученный результат.
Подразделение (должность) → Работа → Результат → вознаграждение (Компенсация затрат + Доля прибыли)
Совокупность подразделений и работ образует организационную структуру – каркас организации, образно говоря, машину по производству нужных обществу продуктов и услуг. Совокупность результатов и вознаграждений образует систему мотивации и оплаты труда – двигатель организации (топливо или энергия для работы машины). Но самая хорошая машина, имеющая самые надежные двигатель и топливо, мертва без водителя. Мы подошли к пятому, чрезвычайно важному этапу.
Этап 5. Подбор на каждую должность квалифицированного персонала.
Персонал → (Подразделение, Должность) → Работа → Результат → Вознаграждение (Наказание)
Правило 7. Организация строится и функционирует по правилу управленческого цикла.
Персонал → Подразделение, → Работа → Результат → Вознаграждение,
Должность
↑−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−
Если
в организации отсутствует
Обратная связь в управленческом цикле может быть нулевой, положительной и отрицательной. О положительной обратной связи говорят, когда вознаграждение или наказание персонала объективно соответствует полученному результату.
На построение организационной структуры управления оказывают влияние три группы факторов:
-
влияние внешней рыночной
- специализация управленческого труда,
- соотношение централизации и децентрализации.
Каждому временному этапу развития экономики был присущ свой главный фактор построения организационной структуры. Это определялось прежде всего требованиями окружающей среды и достижением успеха производственной деятельности. И соответственно, на каждом временном этапе появлялись новые организационные формы, наиболее полно отвечающие на воздействие вновь возникающих факторов. И те предприятия, которые перестраивались быстрее других, имели наибольший успех и шансы на выживание. Эволюция факторов, определяющих структуру управления, и развития организационных форм показаны в таблице 1.
Появление каждого нового типа структуры не означало исчезновения и отмену всех структур, существующих ранее. Скорее новый тип структуры дополнял существующее многообразие организационных форм построения предприятия. Причем одно и то же предприятие часто строится на основе сочетания нескольких типов структур.
Требование специализации управленческого труда наряду с ростом масштабов производства диктует необходимость функционализации подразделений в зависимости от основных видов управленческой деятельности. В таблице 1 показаны основные функциональные отделы и их стратегическая ориентация.
Наконец,
еще общим фактором, влияющим на
построение структуры, является целесообразный
уровень централизации или децентрализации
управления в зависимости от типа и характера
производства. Невозможно однозначно
сказать, что лучше – централизация или
децентрализация. Их соотношение определяется
индивидуально для каждого предприятия.
Помимо объективных факторов на введение
принципов децентрализации влияет стиль
руководства первых руководителей.
Информация о работе Программно – целевая организационная структура