Программно – целевая организационная структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ матричной и программно – целевой организационных структур управления.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
-сформулировать сущность и общие принципы построения организационной структуры предприятия;
-рассмотреть основные виды организационных структур,
- выявить преимущества и недостатки матричной и программно – целевой организационных структур, что и обусловило структуру работы.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Структура как основной элемент организации 4
1.1 Сущность и принципы построения организационной структуры предприятия 4
1.2. Виды организационных структур 8
Глава 2. Матричная структура управления 15
2.1. Характеристика матричной структуры управления 15
2.2. Преимущества и недостатки матричной структуры 18
2.3. Область применения матричной структуры 20
Глава 3. Программно – целевая организационная структура 23
3.1. Характеристика программно – целевой структуры 23
3.2. Преимущества и недостатки программно – целевой структуры управления 24
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Черников. 2 курс.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Пермский государственный университет» 
 

Кафедра менеджмента 
 
 

 

    

МАТРИЧНАЯ И ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВАЯ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕИМЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ.

                    
 
 

                                                                             Курсовая работа по дисциплине

          «основы менеджмента»

          студента 2 курса очного отделения

          экономического  факультета                                                                     специальности «менеджмент организации», группы 1,2 

          _______________________  Черников Дмитрий Александрович

                                                                             Научный руководитель:

           

          Старший преподаватель                                                                                                                                              _______________________           Ощепков Виктор Михайлович                                                                  

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011            

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Научно  обоснованное формирование организационных структур управления представляет собой актуальную задачу современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. В новых условиях хозяйствования необходимо широко использовать принципы и методы системного проектирования структур управления. Без развития методов проектирования организационных структур управления затруднено дальнейшее совершенствование и повышение эффективности управления. Старые организационные формы управления не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, поскольку представляют собой «жесткие конструкции», трудно адаптируемые к постоянно меняющимся условиям хозяйствования, что создает опасность деформации задач управления и может привести к дестабилизации обеспеченности предприятия ресурсами, и, в конечном счете, к банкротству (ликвидации предприятия). Необходимый и востребованный временем комплексный подход к совершенствованию организационного механизма управления в настоящее время зачастую подменяется работой по внедрению и использованию автоматизированной системы управления, что не предполагает необходимых принципиальных, существенных изменений организационной структуры.

     Актуальность  темы исследования, её практическая значимость и недостаточность разработки вопросов формирования и оценки экономической эффективности организационных структур управления обусловили целевую направленность и задачи данного исследования.

     Целью исследования является анализ матричной и программно – целевой организационных структур управления.

     Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:

     -сформулировать  сущность  и общие принципы  построения организационной структуры  предприятия;

     -рассмотреть  основные виды организационных  структур,

     - выявить преимущества и недостатки матричной и программно – целевой организационных структур, что и обусловило структуру работы.

     Вопросы создания организационной структуры предприятия не являются новыми для отечественной экономики, но особенность российского опыта заключается в том, что практически вся научная литература датируется периодом существования командно-административной системы хозяйствования. Тем не менее, нельзя не отметить работы исследователей: А.А. Богданова, Д.М. Гвишиани, Л.Н. Качалиной, В.Г. Шорина. Для целостного формирования представлений об исследуемой проблеме автором был исследован опыт развитых стран, нашедший свое отражение в трудах: И. Ансоффа, М.Х. Мескона, Дж. Обэр-Крие, Дж. Стоунхауса, и других.

     Среди трудов современных отечественных  исследователей в области оптимизации оргструктуры, прежде всего, хотелось бы отметить работы И.Г. Владимировой, В.А. Гончарука, Е.П. Голубкова, B.C. Ефремова, М.К. Старовойтова. Отдельные элементы оргструктурирования были отражены в работах Антонова В.Г., Виханского О.С., Кавериной О.Д., Керимова В.Э., Кравченко Н., Молвинского А., Приходько В.И. и др. При бесспорной ценности проведенных исследований в них не затрагивались вопросы формирования методики оценки экономической эффективности существующей, проектируемой и функционирующей оргструктуры управления предприятия; изменение оргструктуры рассматривалось как разовое, периодически проводимое мероприятие. 
 

 

Глава 1. Структура как основной элемент организации

1.1 Сущность и принципы  построения организационной  структуры предприятия

     Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [2,c.196].

     Любую организацию, независимо от численности, можно представить в виде системы, преобразующей поступившие в нее ресурсы, в некоторый продукт или,  иначе говоря, результат деятельности организации. Причем существенно важно то, что в условиях рыночной экономики продукт должен продаваться по цене, как правило, не меньше стоимости ресурсов и затрат на работу по созданию продукта. Только такой продукт можно назвать положительным результатом организации.

     Правило 1. чем лучше построена организация, тем больший результат она  имеет.

     Правило 2. в основе построения любой организации лежит технология производства продукта

     Правило 3. структуризация организации по продуктам  и покупателям способствует увеличению положительного результата.

     Правило 4. каждое подразделение и каждый человек в организации должен иметь работу, за которую отвечает только он.

     Правило 5. выполнению каждой работы должен соответствовать  конкретный результат, и только он определяет полезность для организации данного  подразделения или человека.

     Правило 6. положительный результат, с одной  стороны, определяется эффективностью построения организации, а с другой стороны, квалификацией и мотивацией работающих в ней  людей.

     Таким образом, суть организации заключается  в следующем:

     1) формирование организационной структуры  в соответствии со стратегией  и целями предприятия;

     2) закрепление работ и результатов за подразделениями и должностями, т.е. делегирование полномочий по иерархии управления организацией;

     3) подбор, обучение и назначение  квалифицированного персонала на  должности;

     4) оценка достижения результатов  и мотивация.

     Итак, у нас есть все составляющие, которые входят в понятие организации, и это позволяет нам выделить основные этапы и последовательность формирования организационной структуры:

     Этап 1. Цели организации формируются  обязательно сверху вниз.

     Этап 2. Под каждую цель определяется работа и результат, необходимые для достижения цели.

     Цель  → Работа → Результат

     Этап 3. Выполнение каждой работы или совокупности работ возлагается на конкретное подразделение, которое и несет  за это ответственность. В самом  подразделении работы закрепляются за должностями.

     Подразделение (должность) → Работа → Результат

     Этап 4. Определяются количественные показатели результата и соответствующая ему  доля  общего денежного дохода всей организации, т. е. вознаграждение за полученный результат.

     Подразделение (должность) → Работа → Результат  → вознаграждение (Компенсация затрат + Доля прибыли)

     Совокупность  подразделений и работ образует организационную структуру –  каркас организации, образно говоря, машину по производству нужных обществу продуктов и услуг. Совокупность результатов и вознаграждений образует систему мотивации и оплаты труда – двигатель организации (топливо или энергия для работы машины). Но самая хорошая машина, имеющая самые надежные двигатель и топливо, мертва без водителя. Мы подошли к пятому, чрезвычайно важному этапу.

     Этап 5. Подбор на каждую должность квалифицированного персонала.

     Персонал  → (Подразделение, Должность) → Работа → Результат → Вознаграждение (Наказание)

     Правило 7. Организация строится и функционирует  по правилу управленческого цикла.

Персонал  → Подразделение, → Работа →  Результат → Вознаграждение,

                         Должность                                                     Наказание

           ↑−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−↓

     Если  в организации отсутствует система  взаимосвязи и соответствия элементов управленческого цикла или отсутствуют отдельные элементы, то она обречена на неудачу.

     Обратная  связь в управленческом цикле может быть нулевой, положительной и отрицательной. О положительной обратной связи говорят, когда вознаграждение или наказание персонала объективно соответствует полученному результату.

     На  построение организационной структуры  управления оказывают влияние три  группы факторов:

     - влияние внешней рыночной среды,

     - специализация управленческого  труда,

     - соотношение централизации и децентрализации.

     Каждому временному этапу развития экономики  был присущ свой главный фактор построения организационной структуры. Это  определялось прежде всего требованиями окружающей  среды и достижением  успеха производственной деятельности. И соответственно, на каждом временном этапе появлялись новые организационные формы, наиболее полно отвечающие на воздействие вновь возникающих факторов. И те предприятия, которые перестраивались быстрее других, имели наибольший успех и шансы на выживание. Эволюция факторов, определяющих структуру управления, и развития организационных форм показаны в таблице 1.

     Появление каждого нового типа структуры не означало исчезновения и отмену всех структур, существующих ранее. Скорее новый тип структуры дополнял существующее многообразие организационных форм построения предприятия. Причем одно и то же предприятие часто строится на основе сочетания нескольких типов структур.

     Требование  специализации управленческого  труда наряду с ростом масштабов  производства диктует необходимость функционализации подразделений в зависимости от основных видов управленческой деятельности. В таблице 1 показаны основные функциональные отделы и их стратегическая ориентация.

     Наконец, еще общим фактором, влияющим на построение структуры, является целесообразный уровень централизации или децентрализации управления в зависимости от типа и характера производства. Невозможно однозначно сказать, что лучше – централизация или децентрализация. Их соотношение определяется индивидуально для каждого предприятия. Помимо объективных факторов на введение принципов децентрализации влияет стиль руководства первых руководителей. 
 

Информация о работе Программно – целевая организационная структура