Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:06, реферат
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц.).
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 3
2. Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений 5
3. Механизм принятия управленческих решений 12
4. Концепция разработки управленческого решения в условиях кризиса 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
На третьей стадии проводятся испытания
нового изделия, как лабораторные, так
и "полевые" (на рынке). По результатам
испытаний вносятся необходимые
изменения в изделие и
На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию запасов сырья, материалов и комплектующих частей; рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптового распределения; стимулированию продаж.
Многие крупные американские фирмы имеют специальные отделы или службы по разработке образцов изделий и проведению их испытаний. В этих отделах работают инженеры и техники-специалисты по производству и технологии. Часто на инженера по производству возлагается общее руководство всем процессом производства нового изделия с подчинением ему функциональных специалистов, которые связаны с этим процессом. Под его руководством может также создаваться управленческая группа из числа специалистов, которая впоследствии может получить статус постоянного подразделения (производственного отделения).
Функция НИОКР в американских фирмах обычно централизована на высшем уровне управления, где распоряжаются фондами, средствами и специальными исследовательскими подразделениями, которые занимаются развитием нового продукта. Поэтому решения о размерах капиталовложений и сроках разработки и внедрения новой продукции принимаются на высшем уровне управления. Производственные отделения и предприятия активно участвуют в разработке нового продукта, но им отводится важная роль на этапах проверки технологичности конструкторских идей, освоения нового продукта и запуска его в производство.
Внедрение новой продукции является одной из наиболее трудных задач, решаемых в производственных отделениях, Ее выполнение требует координации усилий работников различных подразделений: по конструированию. технологичности, производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков новой продукции входят и представители заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут иметь различную заинтересованность. Так, обычно инженеры-конструкторы заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники стремятся снизить себестоимость продукции в рамках используемой технологии; заказчики заинтересованы в низкой себестоимости нового изделия и в том, чтобы оно отвечало их требованиям.
Привлечение заказчика к разработке нового изделия часто оказывается решающим для его успеха на рынке. Новая продукция, выпускаемая всего одной фирмой-монополистом на рынке, позволяет ей увеличить объемы продаж за счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим старым клиентам, переманивая покупателей от других фирм, выпускающих аналогичную продукцию, но старых образцов. Поскольку инновации и новая продукция резко повышает конкурентоспособность фирмы, они являются предметом коммерческой тайны, и фирмы стремятся как можно быстрее их запатентовать.
Технология менеджмента имеет следующий механизм:
1. Общее руководство принятия
решений.
2. Правила принятия решений.
3. Планы в принятии решений.
4. Принятие двусторонних решений руководителями
одного уровня на основе индивидуального
взаимодействия.
5. Целевые группы и их роль в принятии
решений (групповое взаимодействие
на равных уровнях).
6. Матричный тип взаимодействия. Первые
три составляющие обеспечивают вертикальную
взаимосвязь между уровнями управления,
последние три—горизонтальную связь
в координации принимаемых решений.
Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.
1) Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим руководителями, минуя своего непосредственного руководителя. Такой механизм характерен для американского менеджмента.
В американских фирмах линейные руководители несут персональную ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов. Здесь права и ответственности должны быть равны. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними, по не наделяются правами и ответственность, которые имеет линейный руководитель. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.
2) Правила принятия решений или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные.
Оперативные правила обычно формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций.
Стратегические правила, или деловая политика включает такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организация сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.
Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.
3) Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.
Обычный годовой плановый цикл в крупных фирмах США начинается с определения высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли.
Производственное отделение
Вариант плана обсуждается
4) Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.
Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску изделий, части и компоненты которых, изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.
Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты принимаемых решений с руководителями других производственных отделений и функциональных подразделений, но он не имеет административной власти, какую получают линейные руководители.
5) Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы, создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.
6) В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.
На современном
этапе Россия находится в
Для принятия решения в условиях кризиса
необходимо понять его природу.
Если представить организацию как систему,
то тогда кризис представляет собой нарушение
взаимосвязей между элементами этой системы
(несоответствие задачи, стоящей перед
элементом, реальным его действиям). При
этом необходимо отметить, что кризис
может проявляться на разных уровнях (макро,
микро).
Для предотвращения кризиса или для выхода
из кризисной ситуации необходимо использовать
многомерный (многоуровневый) анализ системы.
То есть для того чтобы представить реальную
проблему, стоящую перед организацией
в условиях кризиса, необходимо попытаться
выйти за рамки рассматриваемой ситуации
(посмотреть на проблему с другой стороны).
Это не может быть реализовано по средствам
традиционных методов, они являются стереотипными
и не отражают реальной действительности.
Необходимо также отметить, что для выхода
из кризиса нельзя применять те технологии
управления, которые по сути дела и привели
в кризисную ситуацию.
Особенностью традиционных методов является
максимальное упрощение происходящих
процессов с целью их скорейшего изучения
(анализ и синтез). При этом происходит
значительное сужение области возможных
решений, так как стереотипное мышление
не позволяет выходить за рамки изучаемого
объекта.
Важную роль в концепции антикризисного
управления должны играть методы профилактики
кризисов, то есть проблемы необходимо
предвидеть заранее и делать все, чтобы
они не проявились.
Таким образом, перед организацией в целом
и перед ее руководителем (руководителями
высшего и среднего звена), как лицом, принимающим
решение, стоит проблема поиска принципиально
новых схем принятия управленческих решений.
Такая схема уже существует, она основана
на принципах генерирующего мышления
и позволяет широко использовать так называемую
технологию творческого решения проблем
(эвристический подход).
Новая схема разработки и принятия управленческих
решений включает в себя следующие основные
этапы:
1.Фиксация исходной проблемы;
2.Расширение проблемно-целевой области;
3.Выбор и формулирование ключевых проблем;
4.Формирование и толкование парадокса
к каждой ключевой проблеме.
Если проблема уже зафиксирована, то для
ее решения необходимо расширить проблемно-целевую
область.
Расширение проблемно-целевой области
является ключевым фактором при решении
любой проблемы.
Любая проблема состоит из следующих
элементов: цель, способ ее достижения,
объект, предмет, ограничения и т.п.
Смысл расширения проблемно-целевой области
состоит в том, что проблему нужно рассматривать
в комплексе, то есть рассмотрение, а, следовательно,
и решение проблемы будет эффективно тогда,
когда будут проанализированы все входящие
в эту проблему элементы.
Если обозначить решение проблемы как
цель. То для достижения этой цели необходимо,
чтобы все элементы проблемы были рассмотрены
в соответствии с общей целью. Таким образом,
решение проблемы можно разбить на несколько,
так называемых, осей. Например, ось: Цель
– способ, Цель – объект, Цель – ограничения
и т.д.
При анализе каждой оси предлагаются
несколько вариантов решения, причем,
чем глубже и шире будет рассмотрена каждая
ось, тем, в конечном итоге, будет эффективней
окончательное решение.
Таким образом, главная проблема разбивается
на несколько, так называемых, ключевых
проблем, наиболее важных для каждой оси.
В свою очередь, решение этих ключевых
проблем и обеспечит решение нашей общей
проблемы.
После того как были определены ключевые
проблемы, необходимо разработать механизм
их решения.
Одним из наиболее эффективных способов
является формирование и толкование парадокса.
Парадокс представляет собой предположение
(утверждение или тезис), логического объяснения
которому на первый взгляд не существует.
Однако, если применить эвристические
методы для его разрешения, то можно добиться
определенных результатов.
Формирование и толкование парадокса
относится скорее к разряду искусства,
нежели науки, и в основе такой деятельности
лежит интуиция и творческая мысль и в
меньшей степени расчет или какой либо
четкий алгоритм. Необходимо отметить,
что парадокс строится вокруг одной ключевой
проблемы и должен ей соответствовать,
так как при правильном толковании парадокса
можно будет прийти к правильному решению.
Таким образом, правильное определение
ключевой проблемы, формирование и толкование
парадокса может позволить менеджеру
правильно сформулировать управленческое
решение. Необходимо отметить, что здесь
был приведен упрощенный алгоритм технологии
разработки решения. Более полный алгоритм
подразумевает постоянную итерацию и
проверку реальности вариантов решения.
Поэтому этот процесс является достаточно
трудоемким.
Рассмотренная выше концепция не является
абсолютно эффективной для решения всех
проблем, то есть не является панацеей.
Но правильное сочетание классических
и новейших приемов могут дать необходимый
эффект.
Нужно сказать, что принципиальным отличием
новой концепции является ее революционность.
То есть быстрое развитие ситуации. Это
порождает негативное влияние, однако
параллельно с применением революционных
технологий необходимо разрабатывать
механизм компенсационного воздействия
для сглаживания последствий “скачка”.
Таким образом, применение новой концепции
разработки управленческого решения на
основе принципов генерирующего мышления
является залогом существования организации
в постоянной квазистабильной среде независимо
от состояния окружающих.
Непостоянная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в нашей стране, заставляет предприятия тщательней и взвешенно принимать различные решения, составлять планы развития, оценивая существующую реальность.
Неоклассическая концепция экономической организации исходит из необходимости принятия субъектами рациональных решений. Это подкрепляется основными выводами теории микроэкономики – равновесие потребителя на основе рационального выбора (максимизация полученной полезности при данном доходе), равновесие производителя также на основе рационального выбора (максимизация прибыли в краткосрочном периоде). Однако приходится констатировать, что в действительности рациональные решения для фирмы маловероятны. Прежде всего, из-за соглашательства и непродуманной политики экономических субъектов.
Многие исследования, проводимые в США, свидетельствуют о том, что даже преуспевающие бизнесмены принимают обоснованные и осмысленные решения только в половине случаев. Можно только удивляться тому, как некоторые бизнесмены принимают решения, несостоятельность которых видна даже неискушенному человеку. А ведь повышение качества решений, принимаемых хозяйственными руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства.
Мне кажется, что такие неудовлетворительные результаты прежде всего обусловлены незнанием или пренебрежительным отношением к теории принятия решений в менеджменте. Многие менеджеры считают принятие управленческого решения как нечто само собой разумеющееся.
Целью данной работы было убедить читателя в важности и необходимости уделения особого внимания процессу принятия управленческих решений.
1. Венеделин, А.Г. Подготвка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ А.Г.Венделин. – М.: Экономика, 1977. – 150 с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
3. Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). – М.: Экономика, 1990. – 189 с.
4. Джон Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: «Мир», 1969, -440с.
5. Имитационные системы принятия экономических решений./ Под ред. К.А.Багриновского, В.С. Прокопова. – М.: Наука, 1989.
6. Международный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 624с., ил.
7. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев: Политиздат Украины, 1990.
8. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом/ Изадние 4-е, перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1998. – 368 с.
9. Солнышков Ю.С. Обоснование решений: (Методологические вопросы). – М.: Экономика, 1980. – 168 с.
Информация о работе Процесс принятия и реализации управленческих решений