Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:15, курсовая работа
Предметом исследования данной курсовой работы являются проблемы, с которыми сталкивается лизинг в России и факторы, сдерживающие ее развитие на территории нашей страны. Среди основных проблем названы недостатки в правовом регулировании лизинговых отношений (недостаточное отражение в законодательстве всех аспектов финансовой аренды; недоработка механизмов осуществления операций, связанных с реализацией условий лизинговой сделки; несоответствие нормативно-правовых актов одной отрасли другой), проблемы налогообложения лизинговой деятельности, связанные с трудностью реализации предоставленных субъектам лизинга прав как налогоплательщикам, а также с лишением данного вида деятельности некоторых налоговых преимуществ. Объектом данной работы является становление и развитие лизинга в России. В поле зрения попали общественно-политические процессы и экономические трансформации, происходящие в стране и нашедшие свое отражение либо повлиявшие на развитие финансовой аренды.
Введение 3
1 Теоретические основы лизинга 7
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики 7
1.2 Виды лизинга 12
1.3 Субъекты лизинга 21
2 Лизинг в России 23
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России 23
2.2 Характеристика российского рынка лизинга 30
2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения 36
2.3.1 Правовое регулирование лизинга 36
2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности 45
2.3.3 Недостатки таможенного регулирования лизинга 50
2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие развитие лизинга 52
2.4 Перспективы развития лизинга в России 56
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 64
В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.
Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний - это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.
Минэкономразвития планирует внести изменения в Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц. Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.
Минусов от планируемых законодательных поправок также достаточно. Изменения процесса изъятия предмета лизинга - процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.
В среднесрочном периоде
рынок лизинга для малого бизнеса
будет расти, но устойчивость этого
роста остается под вопросом в
связи с недостатком у
На фоне неблагоприятных
изменений инвестиционного
Прогнозируют, что лизинговой
отрасли в ближайшие несколько
лет будут свойственны
- укрепление позиций компаний с государственным участием (напрямую, любо через материнский банк);
- уход с рынка части мелких лизинговых компаний;
- появление новых участников
лизингового рынка, в том
- объем рынка лизинга в 2011 году вырастет примерно на 15 - 20%, по сравнению с показателями 2010 года. В дальнейшем тенденция роста сохраниться, но не большими темпами, по 30% в год;
- обострятся проблемы с возмещением НДС;
- в структуре сделок
возрастет роль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лизинг традиционно
Экономическое значение лизинга обусловлено его сущностью и заключается в том, что путем привлечения финансовых ресурсов со стороны субъекты хозяйственной деятельности, не обладающие собственными свободными и достаточными денежными средствами, могут обновлять свой парк производственного оборудования (основных средств), обеспечивая тем саамы рост производительности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг). Таким образом, лизинг- это инструмент модернизации экономики в масштабах всей страны.
В России на законодательном уровне признан только один вид лизинга - финансовая аренда, которая в зависимости от состава субъектов сделки, их принадлежности к той или иной стране, подразделяется на международный и внутренних лизинг. Однако такая классификация не вполне отражает все многообразие процессов и форм лизинговых операций, проводимых в настоящий момент на территории нашей страны. Многие участники лизингового бизнеса заявляют о необходимости узаконивания таких видов лизинга как оперативный и возвратный. Более детальной проработки требует лизинг недвижимого имущества в части регистрации сделок с лизинговым имуществом. Также следует рассмотреть вопрос о возможности физических лиц пользоваться услугами лизинга. Сейчас ГК РФ предусматривает использование лизингового имущества только в предпринимательской деятельности, исключая из категории пользователей обычных граждан, приобретающих имущество для личных, бытовых нужд. По мнению экспертов, включение в лизинг граждан смогло бы обеспечить стабильный рост таких секторов лизинга как автотранспорт и жилая недвижимость.
Субъектами лизинга или участниками лизинговой деятельности являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик, производитель) и необязательная сторона лизинговой сделки, но возможная - страховщик. Ими могут быть как юридические, так и физические лица, за исключением некоторого условия, указанного выше.
Лизинг в России развивался этапами. Можно выделить шесть периодов:
- до начала 1990г., который
характеризуется отсутствием
- с начала 1990г. до 1998г.,
который характеризуется
- с 1998г. по 2001г. В
этот период Россия
- с 2002г. по 2005г. Лизинг
становится массовым
- с 2006г. по 2007г., который
характеризуется поддержкой
- с 2008г. по 2009г., ознаменован
мировым финансовым кризисом, который
сказался и на рынке лизинга,
существенно сократив его
- с 2010г. лизинговый рынок демонстрирует уверенный рост, однако негативные изменения в налоговом законодательстве, касающиеся сокращения налоговых преференций, тормозят темпы развития.
В ходе изучения объекта курсовой работы был выявлен целых ряд факторов, препятствующих развитию лизинга в России. К основным из них и наиболее часто освещаемых относятся проблемы недостаточности правового регулирования финансовой аренды (частично о них было сказано выше) и проблемы налогообложения. Что касается первых, то в целом их можно охарактеризовать как несоответствие норм потребностям рынка в урегулировании вновь возникших форм лизинговых операций. Закон достаточно узко понимает категорию лизинга и оставляет без внимания все многообразие процессов в данной сфере гражданско-правовых взаимоотношений. Так, отсутствие требований к сроку действия договора финансовой аренды приводит к налоговым рискам и рискам лизингополучателя/ лизингодателя в отношении возврата выкупной стоимости имущества в случае досрочного расторжения договора. Вторая проблема и, пожалуй, самая насущная для лизингового бизнеса - это проводимая государством политика по отмене налоговых преференций в целях уравнения условий для ведения бизнеса для разных видов бизнеса, что не совсем соотносится с политикой масштабной модернизации экономики страны.
Таким образом, назрела необходимость
системных изменений в
В перспективе для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативны акты
1. Российская Федерация.
Кодексы. Гражданский кодекс
2. Российская Федерация.
Кодексы. Налоговый кодекс
3. Российская Федерация.
Законы. О финансовой аренде (лизинге)
: [федер.закон: принят 26 октября 1998
года] // Консультант Плюс: справ.правовая
система. Законодательство.-
Книги
4. Газман В.Д. «Лизинг: теория,
практика, комментарии» - М., 2009.
5.Газман В. «Лизинг в регионах
Российской Федерации» - М.,2008
6. Газман
В.Д. «Лизинг России» - М., 2009.
7. Горемыкин
В.А. «Лизинг: Учебное пособие» - М., 2009.
8.Жадина
Е.Б. «Лизинговый бизнес как инвестиционный
инструмент в России » – М., 2008.
9. Карпенко
М.Н. «Ст ановление и развитие лизинговых
услуг» - М., 2009.
10. Киселев
И.Б. «Лизинг - практика становления» -
М., 2008.
11.Лещенко
М.И. «Основы лизинга: учебное пособие»
– М., 2007
12.Литвинова
Д.В. «Лизинг. Справочное пособие» - М.,
2008.
13.Макеева
В.Г. «Лизинг: Учебное пособие» – М., 2008.
14. Мензуллова
И.А. «Лизинг в России. Состояние и перспективы
развития» - М., 2009.
Информация о работе Проблемы становления и развития лизинга в РФ