Прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночной экономической системы в Республике Беларусь происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любой организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Прибыль.docx

— 26.03 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    В условиях формирования рыночной экономической системы в Республике Беларусь происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любой организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

    Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка  равна себестоимости, то удалось  лишь возместить затраты на производство. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как  источник производственного и социального  развития. При затратах, превышающих  выручку, организация получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное  финансовое положение, не исключающее  и банкротство.

    Прибыль является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность финансово-хозяйственной  деятельности, состояние производительности труда. Вместе с тем прибыль оказывает  стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме  собственности.

    Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности организаций. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию организаций, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она  является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей организаций, но приобретает все  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов [1, с. 4].

    Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли  и ее динамику воздействуют как зависящие  от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них.

    Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики республики на основы рыночного хозяйства. Организация, получив финансовую самостоятельность, осознает, что основным финансовым источником развития является заработанная им прибыль и она вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений [2, c. 18].

    Получение организацией прибыли становится одним  из главных стимулов ее работы. Как  считает Стэк Джек в своей книге  «Алхимия прибыли», «единственный способ обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне – это получать прибыль  и иметь достаточное количество наличности. Все остальное – всего лишь средства к достижению этой цели»[3, с.271]. Таково мнение американского экономиста. Отечественные экономисты, например, Красовская С.И. в своей статье «Управленческий анализ прибыли» отмечает, что «прибыль определяет возможности существования роста предприятия, перспективы производственного и социального развития, финансирования инвестиций. Причем, вовлечение всех резервов роста и оптимизации прибыли, возможно, только на основе экономического анализа» [4].

    В своей книге «Девять шагов  к успеху: как получить максимальную прибыль» Р. Кросс отмечает, что «в бизнесе есть только два способа  делать деньги. Первый – производить  продукцию (оказывать услуги) с наименьшими  затратами. Второй – иметь то, чего нет у других» [5, с.78].

    Выбранная тема курсовой работы, включающая в  себя изучение методики анализа формирования и распределения прибыли организации  является сегодня особенно актуальной и вполне современной и требует  дальнейшего исследования и изучения.

    Цель  курсовой работы - изучение методики анализа  формирования и распределения и  прибыли и выявление путей  и резервов роста прибыли в  организации.

    Задачи  работы сводятся к следующим:

  1. изучить экономическую сущность прибыли и экономические факторы, влияющие на ее величину;
  2. рассмотреть современные подходы к анализу прибыли;
  3. провести анализ структуры и динамики прибыли отчетного периода;
  4. провести анализ динамики и структуры прибыли от инвестиционной и финансовой деятельности;
  5. выявить резервы роста прибыли за счет увеличения продаж и повышения качества продукции;
  6. определить резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости продукции.

    Методология, методы, методики исследования: системный  подход с использованием анализа, синтеза, описания, логического метода.

    Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных экономистов (Красовской, Балабанова, Стек и др.). В качестве исходных данных использовались данные периодической печати, данные на официальных интернет-сайтах.

 

  1. Прибыль как показатель финансово-хозяйственной  деятельности предприятия
 
 
    1. Экономическая сущность прибыли
 
 

    Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования  и использования специальных  фондов, соизмерения затрат и результатов  на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к  рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей  играет прибыль.

      Прибыль представляет собой конечный  финансовый результат, характеризующий  производственно-хозяйственную деятельность  всего предприятия, то есть  составляет основу экономического  развития предприятия. Рост прибыли  создает финансовую основу для  самофинансирования деятельности  предприятия, осуществляя расширенное  воспроизводство. За счет нее  выполняется часть обязательств  перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом  прибыль становится важнейшей  для оценки производственной  и финансовой деятельности предприятия.  Она характеризует сметы его  деловой активности и финансовое  благополучие.

      За счет отчислений от прибыли  в бюджет формируется основная  часть финансовых ресурсов государства,  региональных и местных органов  власти, и от их увеличения  в значительной мере зависят  темпы экономического развития  страны, отдельных регионов, приумножения  общественного богатства и в  конечном счете повышения жизненного  уровня населения. Прибыль представляет  собой разность между суммой  доходов и убытков, полученных  от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует  конечный финансовый результат  деятельности предприятий [6].

      Основным показателем прибыли,  используемой для оценки производственно-хозяйственной  деятельности выступает: балансовая  прибыль, прибыль от реализации  выпускаемой продукции, валовая  прибыль, налогооблагаемая прибыль,  прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия или чистая прибыль.

      Так как основную часть прибыли  предприятия получают от реализации  выпускаемой продукции, сумма  прибыли находится под взаимодействием  многочисленных факторов: изменения  объема, ассортимента, качества, структуры  произведенной и реализованной  продукции, себестоимости отдельных  изделий, уровня цен, эффективности  использования производственных  ресурсов. 

      Кроме того на нее оказывают  влияние соблюдение договорных  обязательств, состояние расчетов  между поставщиками и покупателями  и др. Из прибыли производятся  отчисления в бюджет, уплачиваются  проценты по кредитам банка.

      Главное предназначение прибыли  в современных условиях хозяйствования  – отражение эффективности производственно-сбытовой  деятельности предприятия. Это  обусловлено тем, что в величине  прибыли должно находить отражение  соответствие индивидуальных затрат  предприятия, связанных с производством  и реализацией своей продукции  и выступающих в форме себестоимости,  общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых  должна явиться цена изделия.  Увеличение прибыли в условиях  стабильности оптовых цен свидетельствуют  о снижении индивидуальных затрат  предприятия на производство  и реализацию продукции [7].

    В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального  производства чистого дохода между  предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства  и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между  предприятиями и его работниками.

      Работа предприятия в условиях  перехода к рыночной экономике  связана с повышением стимулирующей  роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного  показателя способствует росту  объема производства и реализации  продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся  производственных ресурсов. Усиление  роли прибыли обусловлено также  действующей системой ее распределения,  в соответствии с которой повышается  заинтересованность предприятий  в увеличении не только общей  суммы прибыли, но и особенно  той ее части, которая остается  в распоряжении предприятии и  используется в качестве главного  источника средств, направляемых  на производственное и социальное  развитие, а также на материальное  поощрение работников в соответствии  с качеством затраченного труда [8].

      Таким образом, прибыль играет  решающую роль в стимулировании  дальнейшего повышения эффективности  производства, усиления материальной  заинтересованности работников  в достижении высоких результатов  деятельности своего предприятия.  Дальнейшее усиление распределительной  и стимулирующей роли прибыли  связано с совершенствованием  механизма ее распределения. 

    1. Современные подходы к анализу  прибыли
 

    В отечественной практике при анализе  прибыли обычно используется модель, в которой все факторы ее формирования изменяются сами по себе, независимо друг от друга: прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция, и обратно пропорционально – если реализуется убыточная продукция. В ней не учитывается существующая взаимосвязь между объемом производства (реализации) продукции и ее себестоимостью, хотя такая взаимосвязь имеется. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается, как правило, без изменений, и сумма прибыли увеличивается. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции, и сумма прибыли уменьшается.

    В зарубежной практике при планировании, учёте, контроле и анализе прибыли  используется “система директ-костинг”, при которой затраты, связанные  с производством и реализацией  продукции, делятся на переменные и  постоянные.

    Для обеспечения системного подхода  при анализе прибыли и прогнозирования  её величины в зависимости от объёма производства и продаж, издержек производства используется категория маржинальный доход (предельный или максимально  возможный доход).

    Поскольку деление издержек на постоянные и  переменные весьма условно, в зарубежной практике для повышения объективности  деления затрат на постоянные и переменные используются такие методы, как графический  метод, метод высшей и низшей точек, статистический, метод корреляции, метод наименьших квадратов, упрощённый статистический и др.

[9, c. 165] 

    1. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
 

    Изменение экономических показателей за любой  временной период происходит под  влиянием множества разнообразных  факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет  важное значение для определения  основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

      Факторы, влияющие на прибыль,  могут классифицироваться по  разным признакам. Так выделяют  внешние и внутренние факторы.  К внутренним относятся факторы,  которые зависят от деятельности  самого предприятия и характеризуют  различные стороны работы данного  коллектива. К внешним факторам  относятся факторы, которые не  зависят от деятельности самого  предприятия, но некоторые из  них могут оказывать существенное  влияние на темпы роста прибыли  и рентабельности производства.

Информация о работе Прибыль