Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования, особенности использования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
-исследовалась роль прибыли в экономике;
-рассматривались механизмы формирования и распределения;
-рассматривались пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание

Введение
Понятия, функции, источники получения, виды прибыли............
Механизм формирования, распределения прибыли в фирме.......
Особенности использования прибыли на фирме..............................
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Безвозмездная помощь является прибылью предприятия. Предприятие  получает доход, не затрачивая никаких  ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Во многих случаях безвозмездная помощь направляется на финансирование строительства цехов для производства продукции, в которой заинтересованы как государственные, так и частные предприятия. Безвозмездная помощь является важнейшим источником инвестиционного процесса.

На предприятиях, работающих в более благоприятных экономических условиях, возможно создание избыточной прибыли. Избыточная прибыль может быть представлена в четырех формах.

Избыточная прибыль первой формы образуется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных природных условиях. В первую очередь она возникает в сельском хозяйстве и добывающей промышленности.

Избыточная прибыль второй формы появляется, если предприятие работает в более благоприятных экономических условиях созданных обществом. Она может образовываться во всех отраслях производства.

Избыточная прибыль третьей формы появляется в результате деятельности субъектов хозяйствования в более благоприятных экономических условиях, созданных усилиями производственного коллектива (использование внутренних резервов, рационализация, изобретательство и т.д.).

Избыточная прибыль четвертой формы может быть создана основе ценообразования продукции, так как в настоящее время, по мнению автора, цены находятся под влиянием деления продукции на выгодную и невыгодную. Производители выгодной продукции получают избыточную прибыль. Она отличается от прибыли другой продукции, поскольку порождается не объективными, а субъективными факторами, например, недостаточным освоением механизма ценообразования.

Кроме того, существует так называемая неожиданная прибыль. Объясним механизм ее образования на примере деятельности мебельной компании штата Северная Каролина (США). В 1961 г. объем ее продаж резко расширился после того, как стало известно, что Президент США Дж. Кеннеди пользуется выпущенным ею креслом.

Бывают и другие ситуации, когда  роль предприятия в возникновении  прибыли и ли убытка скорее пассивная, чем активна. Ярким примером здесь  может служить деятельность хорошо известной на Украине американской компании по производству безалкогольных напитков «Пепси-кола».

В 60-х гг. компания «Пепси-кола»  не занимала ведущих позиций в  производстве напитков. В то время  существовало много различных фирм, производящих аналогичную продукцию. Президент компании «Пепси-кола», как сторонник социалистических преобразований, получил приглашение на прием к Генеральному секретарю КПСС Л. И. Брежневу. Был подписан договор о поставке напитков в СССР. Так, компания «Пепси-кола» первая из иностранных фирм, производящих безалкогольные напитки, завоевала советский рынок. Значительно увеличив получаемую прибыль, она стала процветающим предприятием.

Инфляция заметно искажает результаты хозяйственной деятельности предприятий  и оказывает существенное воздействие  на получение прибыли.

Субъекты хозяйствования могут получать прибыль, являющуюся следствием развития инфляционных тенденций. Так, в 1992-1996 гг. на многих предприятиях Украины объем получаемой прибыли увеличился в результате роста цен на производимую продукцию, выполненные работы, оказываемые услуги. Инфляция  является весьма накладной для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды [5,c.215].

Таким образом, прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности (формула 1). Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

 

р = ТК-ТС,                                                                               

                                                                                                     (1)

где       р (profit) - прибыль;

ТК. (total revenue) - совокупная выручка;

ТС (total cost) - совокупные издержки.

 

Финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования могут быть выражены:

  1. балансовой (валовой) прибылью,
  2. прибылью от производства продукции (работ, услуг),
  3. прибылью (убытком) от реализации продукции,
  4. чистой (остаточной) прибылью.

1.Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности.

2.Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной ее себестоимостью.

3.Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производства и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

4.Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет.

Но существует трактовка  двух видов прибыли бухгалтерской и экономической. Эти два вида трактовок получило свое развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

  1. исчисление налогов
  2. защиты кредитов
  3. для выбора разумной инвестиционной политики.

Бухгалтерская трактовка  приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема  для достижения третьей. Он разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль + внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода - внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие отчетные периоды = Экономическая прибыль.

Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины гудвилла1 и ее колебаний. Появлений этой категории связано с экономической трактовой прибыли. И таким образом под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие «бухгалтерской прибыли»  в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от29 июля 1998 г.№34 и п.79. Согласно этому Положению бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Несмотря на то, что в разных странах методика расчета показателя прибыли может различаться, все эти методики объединяет использование метода начисления и (за редкими исключениями) принципа исторической стоимости (себестоимости приобретения) при оценке расходов. Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Она определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, помноженной на величину вложенного капитала. Она позволяет сравнить рентабельность вложенного капитала компании с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью и выразить полученную разницу в денежных единицах. Еще нужно сказать, что именно показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг компании.  Ниже приведена таблица с бухгалтерской и экономической прибылью. В таблице 2 наглядно продемонстрированы результаты расчетов прибыли.  А в таблице 3 показаны расчеты двух прибылей на условном примере.

                                                                 

 

 

 

            Таблице 2 Бухгалтерская и экономическая      прибыль ОАО Кондитерская фабрика (млн. руб.)

Доход от реализации продукции

+10000руб.

минус прямые расходы (наем работников, покупка сырья, оплата энергоресурсов)

-6000 руб.

минус косвенные расходы (амортизация, жалованье управляющим, накладные расходы)

-1100 руб.

Бухгалтерская прибыль

+2900 руб.

минус неявные издержки за риск предпринимателя

-1600 руб.

Экономическая прибыль

+1300 руб.




   

                                  Таблица 3 Расчеты  бухгалтерской и экономической прибыли                    

Наименование показателя

1999 год

2000 год

2000/1999 годы

Данные традиционной бухгалтерской отчетности

Выручка

Чистая прибыль

Рентабельность продаж

Данные о приросте вложенного капитала

Минимально необходимый доход  на вложенный капитал

Чистая операционная прибыль после  налогообложения

Отношение чистой операционной прибыли к минимально необходимому доходу, %

Экономическая прибыль

 

2199

201

9

 

 

755

325

 

43

(430)

 

2259

190

8

 

 

568

289

 

51

(279)

 

+3%

-5%

 

 

 

-25%

-11%




                      

Получение прибыли как  избыточного дохода, с одной стороны, не может, как    правило, иметь длительного характера, так как конкуренция, в конце концов, ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т.п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль. Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке – постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию с одной стороны, ожидание экономической прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет техническое нововведения, осваивает новые производства. В конечном счете, это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей. С другой стороны, существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой - либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос. И что общество заинтересованы в расширении ее производства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает  в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможностью, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрения новой техники  т.д. Другими словами,  получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем. Важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание, заработать прибыль [13,c.37]/

Теперь я постараюсь рассмотреть понятие  прибыли  глубже,  шире. Разберу формирование и распределение прибыли. Для полной ясности я рассмотрю этот процесс на примере балансовой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Механизм формирования и распределения  прибыли в фирме

     Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три  укрупненных элемента:

  1. прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  2. прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;
  3. финансовые результаты от внереализационных операций.

В таблице 4 продемонстрирован механизм формирования балансовой прибыли.

 Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли показывают в основном перераспределение ранее полученных доходов. Рассматривая прибыль как конечный финансовый результат хозяйственной деятельности следует не забывать, что  не вся получаемая прибыль остается фирме, потому что подвергается обложению налогом. Вследствие чего уменьшается прибыль на сумму прибыли от реализации, произведенной продукции, а также от реализации произведенной  переработанной на предприятии продукции собственного производства.  Оставшаяся после уплаты налогов представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль),

 

                                                     Таблице 4 Формирование балансовой прибыли.

 

Балансовая 

прибыль

   

       

Прибыль от реализации продукции,

работ и услуг

 

Прибыль от прочей реализации

 

Внереализационные финансовые результаты

       

Объем продажи продукции

 

Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей

 

Прибыль от долевого участия  в деятельности совместных предприятий

Структура товарной продукции

 

Прибыль от реализации продукции  подсобных хозяйств

 

Прибыль от сдачи в  аренду основных средств и земли

Цены реализации

 

Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов

 

Пени и штрафы, полученные и уплаченные

       

Убытки от списания дебиторской  задолженности

 

 

 

 

 

 

Убытки от стихийных  бедствий

Информация о работе Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование