Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:02, реферат
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Далее
можно открыть свободную
6. Оценка реферата
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:
• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);
• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);
•
представление на
процедуре защиты (как ученик держится,
насколько свободно ориентируется в тексте
реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).
Проект
Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) – замысел, план.
Проектирование,
по сути, представляет собой процесс создания
проекта – прототипа, прообраза предполагаемого
объекта или состояния.
Виды
проектов
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3.
Надпредметный проект, который выполняется
на стыках областей знаний и выходит за
рамки содержания школьных предметов.
Используется в качестве дополнения к
учебной деятельности и носит характер
исследования.
Последовательность
работы над проектом
№ п/п | Этапы
работы над
проектом |
Содержание
работы
на данном этапе |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы | Обсуждают предмет
проекта с учителем и получают
при необходимости |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся |
2. | Планирование | а) Определение источников
информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды |
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности | Предлагает идеи,
высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся |
3. | Исследование | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. | Формулирование результатов и/или выводов | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Консультирует учащихся |
5. | Защита проекта | Подготовка доклада:
обоснование процесса проектирования,
представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет |
Участвуют в коллективном
самоанализе проекта и |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа |
6. | Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности | Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета |
Некоторые
понятия, необходимые
для проведения научно-исследовательской
работы
Аспект (лат. aspeсtus - вид, взгляд) - точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.
Апробация (лат. approbatio) - одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Аргумент (лат. argumentum) - суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.
Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Дедукция (лат. deductio - выведение) - вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием - следствия из посылок, теоремы.
Индукция (лат. inductio - наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.
Контекст (лат. contextus - соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.
Концепция (лат. сonceptio - понимание, система) - система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования - то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Принцип (лат. principium - начало, основание) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема (греч. problema - задача, задание) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) - словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.
Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - утверждение, требующее доказательства; более широко - любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.
Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Факт
(лат. factum - сделанное, совершившееся) - событие,
результат; знание, достоверность которого
доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое
знание.
Последовательность
хода научного исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы:
• постановка цели и конкретных задач исследования;
• определение его объекта и предмета;
• выбор методов (методики) проведения исследования;
• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
• формулирование выводов и оценка полученных результатов.
2. Методы
научного познания: наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент,
3. Применение
логических законов и правил:
закон тождества, закон
4. Поиск
информации: виды информации (обзорная,
реферативная, сигнальная, справочная);
методы поиска информации.
Этапы
работы ученика в процессе
исследования
Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования, необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской деятельностью, а также на особенности содержания и представления результатов исследования.
Рассмотрим
содержание этапов работы учащегося
в процессе исследования.
Требования
к участникам и особенности
исследования
Требования к ученику | • Готовность к исследовательской
деятельности (наличие определенных
знаний и умений, неудовлетворенность
имеющимися представлениями).
• Успешное освоение
основного предметного |
Требования к учителю | • Готовность к исследовательской
деятельности.
• Основная функция в ходе исследования - координатор и партнер своих учеников |
Особенности
исследования |
• Исследовательская
деятельность не должна и не может носить
массовый характер.
• Выходит за рамки школьного курса. • По тематике находится на стыке различных областей знаний. • Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому ее необходимо выбрать самому ученику |
Варианты представления результатов исследования | • Защита результатов
исследования на экзамене.
• Публикация в школьном журнале или специально подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся. • Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных) |
На первом, подготовительном, этапе, который длится не более месяца, необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п. Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Одновременно со сбором информации нужно создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию, иллюстративные материалы.
На втором этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения исследовательской работы.
На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.
И
наконец, на заключительном
этапе ученик подводит итоги - формулирует
результаты исследования и делает выводы.
Эта часть отражается в тексте заключения
исследовательской работы. Кроме того,
на данном этапе необходимо уточнить и
окончательно сформулировать тему исследования.
Оформление
исследовательской
работы
Структура содержания исследовательской работы
В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.
Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.
Объект исследования - это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет - часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.
Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество - три-пять.
Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы описания движения жидкостей).
Информация о работе Представление результатов исследовательской деятельности