Предприятия в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики существует во всех странах. При этом формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа.

Содержание

Введение
Функции государственного регулирования национальной экономики
Формы и методы государственного регулирования производственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовый вариант!.docx

— 30.63 Кб (Скачать)

Минский институт  управления

Кафедра экономики и управления производством 
 
 

Управляемая самостоятельная  работа

По  дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Тема: «Предприятия в национальной экономике» 
 
 
 
 
 

                                                                                       Подготовил студент                                            группы № 100002с                       факультета экономики                     Найденко Антон Андреевич

                    Проверил: Головачев                            Александр Степанович 
                     
                     
                     
                     

              Минск 2011

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ:

  • Введение
  • Функции государственного регулирования национальной экономики
  • Формы и методы государственного регулирования производственной деятельности предприятия
  • Заключение
  • Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Введение

Государственное регулирование экономики существует во всех странах. При этом формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа.

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все  времена и во всех странах оказывало  ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом  государственное регулирование  является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает  самого пристального внимания. 
 
 
 
 
 
 
 

    Функции государственного регулирования  национальной экономики

Государственное регулирование экономики – это  целенаправленная деятельность государства  в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение  экономических и социальных задач  соответствующего этапа развития экономики. Среди  функций  государственного  регулирования  экономики выделяются:

  • направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей в отрасли;
  • распределительная  и  перераспределительная  функциикоторые  определяют  сокращение различий  в  размерах  доходов  работников  различных  субъектов  хозяйствования, распределение  дефицитных  ресурсов  между  отраслями  промышленности  посредством налоговой политики и бюджетного регулирования;
  • стимулирующая  функциясвязанная  с  активизацией  сил,  движущих  развитие промышленности. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики отрасли в заданном направлении;
  • контрольная  функцияпредполагающая  контроль  со  стороны  государства  за  соблюдением хозяйствующими  субъектами  экономических  и  правовых  правил  и  норм  в  процессе  их хозяйственной деятельности;
  • целевая функция.

  Имеются две основные группы регулирующих функций государства в переходной экономике.

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.); 

2) ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.); 

3) поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).

Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:

1) разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики; 

2) демонополизация и поощрение конкуренции; 

3) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. 

 Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование представляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др.).

Планирование это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения.

При осуществлении  планирования разрабатывается система  планов:

- на макроуровне:  планы, программы экономического  и социального развития страны  на региональном уровне (планы  развития отраслей, районов, городов);

- на микроуровне:  планы развития отдельных предприятии,  имеющие вид бизнес-планов.  

Формы планирования:

1) Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач; реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.

2) Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.

3) Индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды.

4) Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. 
 
 
 
 
 
 
 

Формы и методы государственного регулирования производственной             деятельности предприятия

Государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные  сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов  с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы. Все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

  Методы прямого регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях, в отраслях определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

   Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Исходя из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить  на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру,  создать для частного сектора  -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Информация о работе Предприятия в национальной экономике