Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:24, контрольная работа
Государственное регулирование экономики существует во всех странах. При этом формы государственного воздействия на экономику различны в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа.
Введение
Функции государственного регулирования национальной экономики
Формы и методы государственного регулирования производственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Минский институт управления
Кафедра
экономики и управления производством
Управляемая самостоятельная работа
По дисциплине «Экономика организации (предприятия)»
Тема:
«Предприятия в национальной
экономике»
Проверил:
Головачев
Минск 2011
Государственное
регулирование экономики
В обеспечении
нормального функционирования любой
современной экономической
В любой экономической
системе, в том числе и рыночной
экономике, государство выступает
в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения, например в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто
Как бы там ни
было, государство всегда, во все
времена и во всех странах оказывало
ключевое влияние на функционирование
экономики, и вследствие этого, на развитие
общества в целом. Таким образом
государственное регулирование
является важной частью функционирования
экономики и, поэтому, заслуживает
самого пристального внимания.
Функции государственного регулирования национальной экономики
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Среди функций государственного регулирования экономики выделяются:
Имеются две основные группы регулирующих функций государства в переходной экономике.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
1) обеспечение институционально-правовой
основы деятельности экономических агентов
(определение прав и форм собственности,
условий заключения и выполнения контрактов,
отношений работников и работодателей
и т.д.);
2) ликвидация или
компенсация негативных эффектов рыночного
поведения (государство занимается вопросами
охраны окружающей среды, в ряде случаев
организацией фундаментальных научных
исследований, государственной системы
образования и медицинского обслуживания
и т.д.);
3) поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
1) разработка хозяйственного
законодательства, адекватного условиям
рыночной экономики;
2) демонополизация
и поощрение конкуренции;
3) приватизация
государственной собственности и поощрение
частного сектора.
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование представляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др.).
Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения.
При осуществлении планирования разрабатывается система планов:
- на макроуровне:
планы, программы
- на микроуровне:
планы развития отдельных
Формы планирования:
1) Директивное планирование:
обязательное, жесткое, подлежащее исполнению;
предполагает командно-административные
методы для достижения поставленных целей
и задач; реализуется через административно-
2) Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.
3) Индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды.
4) Прогнозирование
– это процесс разработки прогноза, построенный
на вероятностном, научно обоснованном
суждении о перспективах развития объекта
в будущем, его возможном состоянии, об
альтернативных путях его достижения.
Формы
и методы государственного
регулирования
Государственное
регулирование экономики —
Методы прямого регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях, в отраслях определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
Исходя из организационно-