Предпринимательство: сущность, виды, условия возникновения и функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Неотвратимо осуществляются экономические реформы. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

Содержание

Введение.
1) Определение и сущность «предпринимательства»
2) Виды предпринимательской деятельности.
3) Функции предпринимательства.
4) Понятие предпринимательства и условия его возникновения.
а)История развития теории предпринимательства
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

предпренимательство.docx

— 36.70 Кб (Скачать)

2)В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует  называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

3) Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

4)Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

5)Посредничеством  называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена,  в товарно- денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Лица (юридические или  физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а  часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет  совместить в самые сжатые сроки  экономические интересы производителя  и потребителя. Посредничество, с  точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить  свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производи­телем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

 

 

3)Функции предпринимательства.

 

   В рыночной экономике  предпринимательство выполняет  общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую,  социальную, организатор- скую функции.

  Рассмотрим подробнее  каждую их них:

1) Общеэкономическая функция  объективно обусловлена ролью  предпринимательских организаций,  действующих под ответственность  юридического лица и индивидуальных  предпринимателей, действующих от  своего имени и под свою  имущественную ответственность.

   Предпринимательская  деятельность направлена на производство  товаров работ, услуг и осуществляется  под воздействием системы экономических  законов рыночной экономики - спроса и предложения, конкуренции,  стоимости и др., что является  объективной основой проявления  общеэкономической функции. Развитие  предпринимательства является одним  из определяющих условий экономического  роста, увеличения объемов валового  внутреннего продукта и национального  дохода. Этот фактор также выступает  как проявление общеэкономической  функции в системе хозяйственных  отношений.

2) Ресурсная функция является  важной функцией предпринимательства.  Развитие предпринимательства предполагает  эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных  ресурсов, причем под ресурсами  следует понимать все материальные  и нематериальные условия и  факторы производства, в первую  очередь ресурсы: трудовые ресурсы,  землю и природные богатства,  средства производства и научные  дости- жения , а так же предпринимательский талант.   

 Эта функция предпринимательства  весьма противоречива. С одной  стороны, предприниматель заинтересован  в рациональном использовании  ресурсов, а с другой — может  безжалостно относиться к ним.

  3) Творческо-поисковая  функция связана не только  с использованием в процессе  предпринимательской деятельности  новых идей, но и с выработкой  новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

5) Социальная функция  проявляется в возможности каждого  дееспо- собного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей пред- приимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопро- тивление среды и добиваться поставленной цели. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

Чем эффективнее  будут  функционировать предпринимательские  предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников.

6) Организаторская функция  предпринимательства проявляется  в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об  организации собственного дела, в формировании предпринимательского  управления, в создании сложных  структур, в изменении стратегии  деятельности фирмы и т. д.  Организаторская функция особенно  четко появляется в быстром  развитии малого и среднего  предпринимательства, а также в коллективном предпринимательстве.

Таким образом, сущность предпринимательства  наиболее полно прояв- ляется в сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности и государственной поддержки.

 

4)Понятие предпринимательства и условия его возникновения.

 

а)История развития теории предпринимательства.

      История  предпринимательства – тема очень  актуальная и вызывающая живой  научный и общественный интерес.

    Предпринимательство  -  занятие, дело, деятельность, особенно  коммерческая, а предприниматель - арендатор, человек ведущий общественное строительство - так считали римские юристы.

   В средние века  понятие «предприниматель» употреблялось  в нескольких смыслах. Прежде  всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Так же, предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов.

   В XVII веке, предпринимателем  стали называть человека, заключившего  с государством контракт на  выполнение работ или на поставку  определенной продукции.

  Впервые экономическое  определение слова «предприниматель»  появилось во Всеобщем словаре  коммерции, изданном в Париже  в 1723 г., где под ним понимался  человек, берущий «на себя обязательство  по производству или строительству  объекта». А научное определение  слова «предприниматель», впервые  появилось в работах английского  экономиста Ричарда Кантильона, где под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

   Француз К. Бодо  развил эту идею дальше Р.  Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

   А. Маршалл и  его последователи считали, что  предпринимателем может быть  не каждый, ведь главный стержень  предпринимательства - организаторская  способность – есть не у  всех.

  История развития  российского предпринимательства  печальна. Развитие прервалось почти  на 70 лет правления Советской  власти. Надо строить систему  нового предпринимательства, соответствующую  современной рыночной системе.  Однако нужно не забывать уроки  истории, ведь осознание прошлых  ошибок – важнейший момент  в концепции управления.

   До начала XVIII века  государственной поддержки предпринимательства  в России как таковой почти  не было.

 Уже тогда предприниматели  натыкались на ряд проблем:  недостаток капиталов для создания  предприятий, конкуренция со стороны  иностранных товаров. Решить их  и многие другие проблемы можно  с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в которых  определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от  всякой службы государству; беспроцентная  денежная ссуда из казны; освобождение  от уплаты торговых пошлин; передача  казенных заводов частным компаниям;  передача земли, казенных строений, оборудования. По мнению Петра,  это должно было привлекать  купцов к занятиям промышленными  делами. Надо заметить, что такие  меры и сейчас были бы действенны.

     Основным  налогом  в то время был промысловый   налог, от которого полностью  освобождались  некоторые категории,  такие как, например мелкие  кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом  меньше 10 тысяч рублей; промыслы, требовавшие   покровительства государства, в  том числе первичная обработка  сельскохозяйственной продукции,  крестьянские промыслы  и т.д.

   У прошлого и  нынешнего предпринимательства  есть два сходства - первое это  то, что и раньше и сейчас  предпринимательством занимается  в основном молодежь, а второе - как «старому», так и «новому»  предпринимательству приходилось  и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие  государственной бюрократии.

     В России  предпринимателями создается   всего 10% валового национального  продукта страны и это неудивительно,  если учесть фактический развал  нашей экономики.

 В настоящее время  этап развития предпринимательства  обозначился борьбой предпринимателей-производителей  за «выживание» в условиях  всеобщего кризиса экономики.  В силу дефицита бюджета государство  не может выделить финансовые  и организационные структуры  для поддержки предприятий. Инвестиционная  деятельность предпринимательства  практи- чески прекратилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предприятие создается для  призводства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудоаого коллектива и собственника имущества предприятия.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и  одновременно с этим мало изученным  фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи  интересов отдельных работников и коллективов, социально- психологической  обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.

Еще одной группой немаловажных задач, которые следует решить Украине  при выходе с экономического кризиса, являются: стабилизация и увеличение производства, нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания  эффективности экономики нашей  страны заключается в ее переходе к новому состоянию- демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются многолетним опытом развитых стран  мира. Но переход от централизованной системы хозяйствования к рыночным отношениям оказался намного сложнее, чем представлялось. Новосформированный и еще незрелый аппарат законодательной и исполнительной косударственной власти не сумел своевременно сформировать политическую и экономическую модели формирования нового демократического общества, механизм перехода к рыночным отношениям.

Информация о работе Предпринимательство: сущность, виды, условия возникновения и функционирование