Предмет экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:59, курс лекций

Описание работы

Предметом экономической теории являются производственные отношения между людьми, которые складываются в процессе поиска или наиболее' эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей.

Работа содержит 1 файл

заоч экон теор.docx

— 162.96 Кб (Скачать)
  1. потребительской стоимостью;
  2. стоимостью.

Под потребительской стоимостью понимается способность вещи удовлетворять  какую-либо потребность. Но это не зависит  от того, приносит ли удовлетворение данной потребности пользу или вред людям. Находится в прямой зависимости  от естественных свойств вещей. Так, хлеб, мясо, молоко и другие продовольственные продукты имеют потребительскую стоимость, т.к. содержат в себе белки, жиры, углеводы, необходимые хтя человеческого организма.

Потребительская стоимость не зависит  от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи.

Меновая стоимость - это способность  товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары. Меновую стоимость товара нельзя определить их потребительской  стоимостью, т.к. означало бы сводить  равное к неравному, соизмеримое к несоизмеримому.

Общим и равным, содержащимся во всех обмениваемых друг на друга товарах, является общественный труд, затрачиваемый  на их производство.

Стоимость - это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством их обмена.

Стоимость тесно связана с меновой  стоимостью, но это не тождественные  категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара, меновая стоимость - это внешнее проявление стоимости  посредством обмена одного товара на другой.

  1. Деньги

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Деньги являются товаром потому, что по своему происхождению они  стихийно выделились из всей массы  товаров в результате развития обмена. В зависимости от исторических условий  роль денег у различных народов выполняли разные товары - скот, меха, шкуры и др. С течением времени роль денег перешла к благородным металлам, которые обладают однородностью, делимостью, сохраняемостью и портативностью, что делает их наиболее пригодными к выполнению денежных функций.

Функции: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.

  1. Цена

Цена - фундаментальная экономическая  категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому  правомерно говорить о цене как денежном выражении стоимости единицы  товара. В случае, когда единица  данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара.

В экономической науке сущность цены рассматривается через функции, которые осуществляет цена.

  1. Учетная функция. Все затраты на предприятии определяются либо с помощью натуральных показателей, либо с помощью цены. С помощью цена определяют себестоимость продукции, величину НД, рост производительности труда, экономическую эффективность капитальных вложений.
  2. Управленческая функция. С помощью цены осуществляется разработка программ: экономических, социальных, научно-технических.
  3. Распределительная и перераспределительная функции. Эта функция четко прослеживается в административно-командной и рыночной экономике. Государство с помощью цен стремится установить более высокие цены на элитные товары и более низкие цены на товары первой необходимости, чтобы обеспечить социальную защиту населения.
  4. Стимулирующая функция. Цена способствует ускорению НТП, переливание капитала из одной отрасли в другую, обеспечивать быстрое развитие некоторых отраслей и регионов.
  5. Ограничительная функция. Цена может ограничивать размеры потребления дефицитных продуктов, или же продуктов, которые вредны для общества.

В экономической литературе бытует мнение о том, что все разнообразие цен можно представить как  договорные, государственные, мировые цены.

Договорные цены - это рыночная свободная цена, которая устанавливается  на основе договора между покупателем  и продавцом.

Государственные цены. Система государственных  цен состоит из двух видов: фиксируемые  цены, жестко устанавливаемые государством и регулируемые цены.

Мировые цены - цены, объективно отражающие стоимость товара.

  1. Сущность рынка и функции

Рынок - это тип хозяйственных  связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынок в узком смысле слова - это  место купли-продажи товаров и  услуг, заключение торговых сделок. С  экономической точки зрения рынок - это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения.

В широком смысле слова рынок - это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ним категорий (цена, кредит, финансы).

Функции рынка:

  • регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
  • информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок;
  • стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг;
  • санирующая функция. Рынок, развивая конкуренцию, очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм;
  • ценообразующая функция. При помощи этой функции происходит процесс образования, формирования цен на товары и услуги;
  • связующая функция. Рынок выступает связующим звеном между производством и потреблением.
  1. Виды рынков

Рынок можно рассматривать по географическому  положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.

Возможно также деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:

  1. Рынок средств производства - рынок, на котором взаимодействуют между- собой непосредственные производители продукции.
  2. Рынок рабочей силы.
  3. Рынок капитала и финансов.
  4. Рынок потребительских товаров.
  5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.
  6. Закон стоимости

Закон стоимости - это закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях рыночной экономики. Согласно данному  закону, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. Эго то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительской стоимости при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Общественно необходимые затраты  труда выступают в роли своеобразного  общественного норматива, который  выявляется на рынке, в который товаропроизводители  должны укладываться. Лишние затраты  труда не создают стоимости, т.е. не признаются обществом, отсекаются им. На рынке никто не будет оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основной массы товаров данного вида.

Законы стоимости стимулирует  производителей, чтобы их индивидуальное время на производство единицы товара и равнялось общественно необходимому или было меньше общественно необходимого, а это означает, что закон стоимости требует постоянного развития производительных сил. Закон стоимости действует не прямо через сравнение индивидуального и общественно необходимого времени, а через цену, в основе которой как раз и лежит общественно необходимое время. На цену влияют также спрос и предложение.

  1. Спрос. Закон спроса

Спрос - фундаментальное понятие  рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей приобрести данный товар. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность.

На спрос оказывают воздействие  следующие факторы:

  • потребительские вкусы покупателей;
  • число покупателей;
  • доходы населения;
  • государственные закупки.

Закон спроса - это закон рыночной экономики. Закон спроса устанавливает  связь между ценой и спросом. Повышение цены ведет к снижению спроса и наоборот. Закон спроса устанавливает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом.



 

В экономической науке принято  говорить об эластичности и неэластичности спроса.

Эластичность - это мера изменения  одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса в зависимости от изменения цен. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса:

Кс = изменение объема спроса товаров в%/изменение цены в %.

Эластичный спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена.

Неэластичный спрос бывает тогда, когда существенное снижение цены ведет  к незначительному изменению  спроса.

  1. Предложение. Закон предложения

Предложение - это количество товаров, которое выносится на рынок.

На предложение оказывают влияние  следующие факторы: цены на ресурсы; технологии, налоги, дотации, цена на другие товары, число продавцов.

Закон предложения устанавливает  связь между ценой и предложением. Эта связь прямо пропорциональна, т.е. повышение цены способствует увеличению величины

предложения товаров.

Закон предложения можно изобразить графически.

Кпр = изменение объема предложения товаров в%/ изменение цены в %>.



 

Эластичным предложение бывает тогда, когда величина предложения  изменяется на больший процент, чем  цена.

Неэластичным предложение бывает тогда, когда оно не изменяется при изменении

цены.

  1. Рыночное равновесие

Рыночным процессом ценообразования  управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций  и специфических особенностей как спроса, так и предложения.

Равновесная цена - это цена, при  которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишков, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения  как денежный эквивалент строго определенного  количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара



 

соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое потребители хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.

  1. Конкуренция и ее виды

Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических единиц в  любую конкретную отрасль и свободу  выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии и предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Виды конкуренции:

  1. Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами.
  2. Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые автомобили одного класса с разной мощностью и др.).
  3. Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид

рынка:

  • чистая (совершенная) конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая монополия.

Чистая (совершенная) конкуренция - состоит  из множества продавцов и покупателей  какого-либо схожего товарного продукта.

Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.

Рынок олигополии состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и  маркетинговым стратегиям друг друга.

При чистой монополии на рынке всего  один продавец.

  1. Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от свое го имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Информация о работе Предмет экономической теории