Понятие отрасли. Основные категории и закономерности рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
Предметом изучения экономики отрасли является отрасль Р.Ф., описание и объяснение всей ее хозяйственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

виды отраслей.docx

— 16.94 Кб (Скачать)

1. Теоретический раздел

1.1 Понятие отрасли. Основные категории  и закономерности рынка. Типы  рыночных структур

Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Предметом изучения экономики отрасли является отрасль Р.Ф., описание и объяснение всей ее хозяйственной деятельности.

Отрасль производства - это совокупность объединений  предприятий, которые характеризуются  единством экономического назначения продукции, общностью технической  базы производства и технологических  процессов, а так же особым профессиональным составом кадров.

Способ, место и средства товарообмена относятся  к понятию «рынок». Содержание и  формы рынка на современном этапе  весьма разнообразны. Крупнейшие торговые сделки совершаются в настоящее  время заочно, с помощью средств связи, при отсутствии самого товара и в основном через посредников и доверенных лиц.

С точки зрения предприятия - товаропроизводителя  рынки существуют в виде:

- рынков продаж;

- рынков закупок;

- финансовых рынков;

 

- посредников рыночных сделок;

 

- рынков труда.

 

Данная  функциональная структура рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия.

 

Рынки различаются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам, например сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам, например рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др.

 

Предприятия так же разделяют рынки продаж и рынки закупок. От состояния  рынков закупок во многом зависит  успех работы любого предприятия.

 

Вне рыночного товарооборота современная  экономика функционировать не может.

 

В зависимости от соотношения на рынке  числа продавцов и покупателей, а так же возможности их влиять на цену продукции, конкуренция носит  названия совершенной и несовершенной. К совершенной конкуренции относится  монополия и олигополия.

 

Монополия - крупное хозяйственное объединение (картели, синдикаты, тресты, концерны), находящиеся в частной собственности  и устанавливающие контроль на рынке  с целью повышения монопольной  цены и извлечения монопольной прибыли.

 

Типы  монополий:

 

1. Закрытая монополия- имеет юридическую защиту от других конкурентов.

 

2. Открытая монополия является  единственным продавцом продукции,  но не имеет социальной защиты  от конкурентов.

 

3. Естественная монополия - обеспечивает весь рыночный спрос на какую-либо продукцию или услугу с наименьшими издержками (присуща предприятиям коммунального хозяйства: снабжение водой, газом, теплоэнергией, связь, транспортировка нефти и нефтепродуктов.

 

1.2 Отрасль в системе национального  хозяйства

 

Экономика нашей страны делится на отрасли  материального производства и отрасли  нематериального производства.

 

Удельный  вес отрасли материального производства имеет 70% в системе национального  хозяйства.

 

1.3 Условия возникновения отрасли

 

В основу классификации отраслей промышленности положены следующие признаки.

 

1. Функциональное назначение продукции:

 

- отрасль, производящая средства  производства (машиностроение, электротехническая  отрасль);

 

- отрасль предметов потребления  (легкая, пищевая).

 

2. Уровень монополизации производства:

 

- отрасли совершенной конкуренции;

 

- отрасли монополистической конкуренции;

 

- монополии и олигополистические (геодезическое производство) - на  рынке функционирует несколько  крупных предприятий, каждое из  которых владеет значительной  долей рынка. 

 

Для олигополии характерна взаимозависимость  предприятий при объеме выпуска  продукции и ценообразовании.

 

3. Характер взаимодействия на предметы  труда:

 

- добывающие отрасли (угольная  отрасль);

 

- обрабатывающие отрасли (металлургия,  деревообработка).

 

4. Структура издержек: процент);

 

- трудоемкие отрасли (затраты по  зарплате занимают значительный  процент)

 

- фондоемкие отрасли (затраты на амортизационные отчисления занимают значительный процент).

 

1.4 Структура отрасли

 

Структуру отрасли приведем на примере геодезического производства. Отрасль геодезического производства - это совокупность предприятий  и организаций, выполняющих геодезические  работы.

 

Продукцией  геодезического производства являются каталоги координат, топографические  и специальные тематические карты, фотосхемы, фотопланы, электронные, цифровые карты, планшеты, аэроснимки.

 

1.5 Отраслевые организационно-экономические  процессы

 

Невозможно  существенно изменить экономическую, социальную и политическую жизнь  страны, оставляя при этом неизменным общественный производственный процесс  и его организацию.

 

Предприятия, их коллективы представляют собой главные  элементы, на основе которых формируются  одновременно и отраслевые и территориальные  комплексы, образуются хозяйственные  органы (министерства и ведомства), получают развитие края, области, города. Поэтому во всех государственных  документах эти предприятия рассматриваются  как основные звенья народнохозяйственного  комплекса.

 

Структура управления экономикой страны построена  таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий.

 

1.6 Размещение предприятий отрасли

 

Факторы размещения предприятий отрасли  и интегрированные процессы в  отрасли

 

Факторы размещения - это совокупность условий  определяющих выбор места расположения хозяйственных объектов.

 

Эти факторы для каждой отрасли различны, различна и степень их проявления. Все многообразие факторов можно  объединить в родственные группы:

 

А - природные факторы, включающие экономическую  оценку отдельных природных условий  и ресурсов для развития отдельных  отраслей и районов.

 

Б - Экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее районному природопользованию.

 

В - демографические факторы - это системы  расселения населения и обеспечения  отдельных территорий трудовыми  ресурсами.

 

Г - в России велика роль сырьевого, топливного и энергетического факторов.

 

Отрасли экономики можно сгруппировать  в зависимости от основных влияющих на них факторов:

 

1. Отрасли, зависящие от трудовых  ресурсов - трудовой фактор (машиностроение  и легкая промышленность).

 

2. Отрасли, тяготеющие к рынкам сбыта продукции - потребительский фактор (Эл/энергетика, химическая промышленность, ряд отраслей пищевой промышленности (хлебопекарная, молочная).

 

3. Отрасли, размещаемые у источников сырья - сырьевой фактор (нефтяная, газовая, угольная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная и пищевая).

 

4. Отрасли, тяготеющие к районам  дешевой Эл/энергии - Эл/энергетический  фактор (цветная металлургия).

5. Отрасли, размещаемые у источников  топлива - топливный фактор (ТЭС,  некоторые отрасли химической  промышленности).

Ряд отраслей не имеет ярко выраженной ориентации (швейная, хлопчатобумажная, тяжелое машиностроение).

Межотраслевые производства возникают и развиваются  как внутри отдельно взятой отрасли  народного хозяйства, так и между  отраслями, имеющими тесные технологические  связи. Концентрация - это процесс  сосредоточения крупного производства на предприятии. Различают абсолютную концентрацию и относительную.

 

Чрезмерная  концентрация приводит к монополизации.

 

Увеличение  масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим  направлениям:

 

1. Горизонтальная интеграция - слияние  нескольких предприятий занятых  в одной сфере производства.

 

2. Вертикальная интеграция - комбинация  разных отраслей, производство которых  связано единой технологической  цепочкой.

 

Экономический эффект концентрации заключается в  улучшении технико-экономических  показателей выпуска продукции (прибыль, рентабельность, выручка).

 

1.7 Поведения фирм в отрасли

 

Цели  предприятия определяют направление  его развития. Стратегия маркетинга - выбор пути достижения этих целей. В основе стратегии маркетинга лежат  следующие категории: цена, предпочтение, приспособление, резкое отличие.

 

Стратегия цены - в целях достижения коммерческого  успеха требует использования низких цен обычно при большом количестве производимых товаров на рынке или  высоких цен при их дефиците.

 

Стратегия предпочтения - предполагает применения в качестве конкурентоспособных  факторов качество товара и работ, включая  дизайн, фирменный стиль, упаковку, сервисное обслуживание, соблюдение договорных обязательств и надежности поставок товаров и услуг.

 

 

Стратегия приспособления фактически основана на повторении действий конкурентов в  области товарной политики, распределения  и ценообразования.

 

Стратегия резкого отличия требует, что  бы товар предприятия по качеству и характеристикам резко отличался  от товара (услуги) конкурента.

 

Стратегию можно рассматривать как траекторию движения предприятия в перспективном  периоде, определяющую рациональные направления  развития и сферы деятельности, систему  взаимоотношений предприятия с  другими субъектами хозяйствования и приводящую предприятие к достижению его долгосрочных целей.


Информация о работе Понятие отрасли. Основные категории и закономерности рынка