Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:57, реферат
Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
Предметом изучения экономики отрасли является отрасль Р.Ф., описание и объяснение всей ее хозяйственной деятельности.
1. Теоретический раздел
1.1
Понятие отрасли. Основные
Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
Предметом изучения экономики отрасли является отрасль Р.Ф., описание и объяснение всей ее хозяйственной деятельности.
Отрасль производства - это совокупность объединений предприятий, которые характеризуются единством экономического назначения продукции, общностью технической базы производства и технологических процессов, а так же особым профессиональным составом кадров.
Способ, место и средства товарообмена относятся к понятию «рынок». Содержание и формы рынка на современном этапе весьма разнообразны. Крупнейшие торговые сделки совершаются в настоящее время заочно, с помощью средств связи, при отсутствии самого товара и в основном через посредников и доверенных лиц.
С точки зрения предприятия - товаропроизводителя рынки существуют в виде:
- рынков продаж;
- рынков закупок;
- финансовых рынков;
- посредников рыночных сделок;
- рынков труда.
Данная функциональная структура рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия.
Рынки различаются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам, например сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам, например рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др.
Предприятия так же разделяют рынки продаж и рынки закупок. От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предприятия.
Вне
рыночного товарооборота
В
зависимости от соотношения на рынке
числа продавцов и покупателей,
а так же возможности их влиять
на цену продукции, конкуренция носит
названия совершенной и несовершенной.
К совершенной конкуренции
Монополия
- крупное хозяйственное
Типы монополий:
1. Закрытая монополия- имеет юридическую защиту от других конкурентов.
2.
Открытая монополия является
единственным продавцом
3. Естественная монополия - обеспечивает весь рыночный спрос на какую-либо продукцию или услугу с наименьшими издержками (присуща предприятиям коммунального хозяйства: снабжение водой, газом, теплоэнергией, связь, транспортировка нефти и нефтепродуктов.
1.2
Отрасль в системе
Экономика нашей страны делится на отрасли материального производства и отрасли нематериального производства.
Удельный
вес отрасли материального
1.3 Условия возникновения отрасли
В основу классификации отраслей промышленности положены следующие признаки.
1.
Функциональное назначение
-
отрасль, производящая
- отрасль предметов потребления (легкая, пищевая).
2.
Уровень монополизации
-
отрасли совершенной
-
отрасли монополистической
-
монополии и олигополистические
(геодезическое производство) - на
рынке функционирует несколько
крупных предприятий, каждое
Для олигополии характерна взаимозависимость предприятий при объеме выпуска продукции и ценообразовании.
3.
Характер взаимодействия на
- добывающие отрасли (угольная отрасль);
-
обрабатывающие отрасли (
4. Структура издержек: процент);
-
трудоемкие отрасли (затраты
- фондоемкие отрасли (затраты на амортизационные отчисления занимают значительный процент).
1.4 Структура отрасли
Структуру отрасли приведем на примере геодезического производства. Отрасль геодезического производства - это совокупность предприятий и организаций, выполняющих геодезические работы.
Продукцией геодезического производства являются каталоги координат, топографические и специальные тематические карты, фотосхемы, фотопланы, электронные, цифровые карты, планшеты, аэроснимки.
1.5
Отраслевые организационно-
Невозможно существенно изменить экономическую, социальную и политическую жизнь страны, оставляя при этом неизменным общественный производственный процесс и его организацию.
Предприятия,
их коллективы представляют собой главные
элементы, на основе которых формируются
одновременно и отраслевые и территориальные
комплексы, образуются хозяйственные
органы (министерства и ведомства),
получают развитие края, области, города.
Поэтому во всех государственных
документах эти предприятия
Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий.
1.6 Размещение предприятий отрасли
Факторы размещения предприятий отрасли и интегрированные процессы в отрасли
Факторы размещения - это совокупность условий определяющих выбор места расположения хозяйственных объектов.
Эти факторы для каждой отрасли различны, различна и степень их проявления. Все многообразие факторов можно объединить в родственные группы:
А - природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов.
Б - Экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее районному природопользованию.
В - демографические факторы - это системы расселения населения и обеспечения отдельных территорий трудовыми ресурсами.
Г - в России велика роль сырьевого, топливного и энергетического факторов.
Отрасли экономики можно сгруппировать в зависимости от основных влияющих на них факторов:
1.
Отрасли, зависящие от
2. Отрасли, тяготеющие к рынкам сбыта продукции - потребительский фактор (Эл/энергетика, химическая промышленность, ряд отраслей пищевой промышленности (хлебопекарная, молочная).
3. Отрасли, размещаемые у источников сырья - сырьевой фактор (нефтяная, газовая, угольная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная и пищевая).
4. Отрасли, тяготеющие к районам дешевой Эл/энергии - Эл/энергетический фактор (цветная металлургия).
5.
Отрасли, размещаемые у
Ряд отраслей не имеет ярко выраженной ориентации (швейная, хлопчатобумажная, тяжелое машиностроение).
Межотраслевые производства возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Концентрация - это процесс сосредоточения крупного производства на предприятии. Различают абсолютную концентрацию и относительную.
Чрезмерная концентрация приводит к монополизации.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям:
1.
Горизонтальная интеграция - слияние
нескольких предприятий
2.
Вертикальная интеграция - комбинация
разных отраслей, производство которых
связано единой
Экономический
эффект концентрации заключается в
улучшении технико-
1.7 Поведения фирм в отрасли
Цели предприятия определяют направление его развития. Стратегия маркетинга - выбор пути достижения этих целей. В основе стратегии маркетинга лежат следующие категории: цена, предпочтение, приспособление, резкое отличие.
Стратегия цены - в целях достижения коммерческого успеха требует использования низких цен обычно при большом количестве производимых товаров на рынке или высоких цен при их дефиците.
Стратегия предпочтения - предполагает применения в качестве конкурентоспособных факторов качество товара и работ, включая дизайн, фирменный стиль, упаковку, сервисное обслуживание, соблюдение договорных обязательств и надежности поставок товаров и услуг.
Стратегия приспособления фактически основана на повторении действий конкурентов в области товарной политики, распределения и ценообразования.
Стратегия
резкого отличия требует, что
бы товар предприятия по качеству
и характеристикам резко
Стратегию
можно рассматривать как
Информация о работе Понятие отрасли. Основные категории и закономерности рынка