Понятие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с
развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает
существенное влияние на развитие экономики, решение социальных
проблем, увеличение численности занятых работников. По численности
работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых
работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в
отдельных странах играют ведущую роль.

Работа содержит 1 файл

Вариант5ЭО.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Вариант № 5

  1. Понятие малого предприятия. Преимущества и недостатки развития малого бизнеса.

    Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с 
развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает 
существенное влияние на развитие экономики, решение социальных  
проблем, увеличение численности занятых работников. По численности 
работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых 
работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в 
отдельных странах играют ведущую роль.

    Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается 
важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого 
бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться 
к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и 
неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, 
решая экономические, социальные, научнотехнические проблемы.

    Как правило, развитие малого предпринимательства  является условием 
решения следующих проблем: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; а также расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение 
производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также 
содействует структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство , как важная часть экономики страны, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства.

    В зависимости от содержания и направленности предпринимательской 
деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных 
результатов, связи предпринимательской деятельности с основными 
стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды 
частного предпринимательства:

    Производственное. Предпринимательство называется производственным, 
если сам предприниматель непосредственным образом, используя в 
качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, 
товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей 
реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

    Коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом 
в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или 
обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается 
коммерческоторговое предпринимательство, как основной второй вид 
российского предпринимательства.

    Финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство это особая форма 
коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета 
купли продажи выступают валютные ценности, национальные деньги 
(российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и  покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на 
другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

    Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в 
котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а 
выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного 
обмена, в товарноденежных операциях.

    Страховое. Страховое предпринимательство  заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель 
получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных 
обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств 
невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

    Экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят 
его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его 
неотъемлемой частью экономики Кыргызстана. Стремясь к удовлетворению 
запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества 
товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение 
производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие 
структурной перестройке экономики.

    Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

    привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей 
заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих 
мест, сокращение уровня безработицы; способствование более 
эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их 
талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; 
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для 
которых крупное производство налагает определенные ограничения 
(домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); формирование 
социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; 
активизация научно-технического прогресса;

    освоение  и использование местных источников сырья и отходов крупных 
производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и 
поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и 
обслуживающих производств; освобождение государства от 
низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. 
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное 
удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются 
эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения 
нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение 
изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и 
неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с 
другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого 
качества, возможность для государства получать большие средства в 
форме налоговых поступлений все это и составляет вклад малых 
предприятий в экономику страны.

    Преимущества  и недостатки малого предпринимательства 
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики 
имеют как преимущества, так и недостатки. В чем же их главные и почему 
он и получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это 
объясняется следующими причинами:

    1) мелкосерийное производство может  быстро реагировать на изменения 
рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию 
или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах 
производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране 
большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в 
последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли 
сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых 
осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. 
Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их пут;

    2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, 
практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить 
свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало 
возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране 
ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, 
сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не 
способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные 
люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно 
мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме;

    3) развитие сети малых предприятий  позволяет широко использовать 
местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. 
Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль 
от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей 
суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает 
эффективность использования

    2. Рентабельность производства, продукции, капитала, методика определения и сферы применения.

    Рентабельность  характеризует результативность деятельности промышленного предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет промышленное предприятие с каждого рубля  средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности. Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества промышленного предприятия.

    Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности промышленного предприятия  отражает показатель балансовой (общей) рентабельности; эффективность использования  текущих затрат живого и прошлого труда характеризует рентабельность продукции. Все большее применение находит показатель рентабельности продаж.

    Общая (балансовая) рентабельность (RI) определяется как отношение суммы балансовой прибыли (Пб) к средней за период стоимости капитала производственного назначения (КП):

    RI == П6 : КП.

    В практике финансового анализа вычисляют: 1) рентабельность суммарного капитала (совокупных активов)

    R2 = ЧП : СА,

    где ЧП - чистая прибыль; СА - средняя величина активов;

    2) рентабельность текущих активов

    Rз  = ЧП : ТА,

    где ТА - средняя величина текущих активов;

    3) рентабельность реализованной продукции  (R4). Существуют различные модели  этого показателя. Для характеристики  эффективности текущих затрат  живого и прошлого труда рентабельность  реализованной продукции определяют по формуле

    R4 = ПР : И,

    где ПР - прибыль От реализации продукции; И - издержки производства (полная себестоимость  реализованной продукции).

    Для определения размера прибыли  на рубль реализации рентабельность реализованной продукции определяют по формуле

    R4=ЧП : ВР,

    где ВР - выручка от реализации продукции. Рентабельность продаж определяется по формуле

    R5 = ПР : ВР.

    В зависимости от конкретных задач  анализа могут быть вычислены  показатели рентабельности основного  капитала, собственного капитала, рентабельности акционерного капитала, рентабельности инвестиций и др.

    При расчете показателей рентабельности в странах с рыночной экономикой в числителе берут "прибыль  от выплаты процента и налогов" (это соответствует прибыли от реализации продукции), чистую прибыль.

    Важным  показателем в инвестиционном анализе  является рентабельность акционерного (собственного) капитала (РАК):

    РАК == ЧА : АК,

    где АК - акционерный капитал.

    Рентабельность  акционерного капитала характеризует  норму прибыли на вложенный в  фирму собственный капитал.

    Показатели  рентабельности могут быть увязаны  с помощью мультипликативных  индексных моделей, что позволяет  проводить факторный индексный  анализ рентабельности.

    Из  перечисленных выше показателей  рентабельности в статистической практике наиболее распространен показатель общей (балансовой) рентабельности.

    Рентабельность  выступает как экономическая  категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Информация о работе Понятие малого бизнеса