Понятие и виды затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение понятия, видов, поведения затрат и их классификации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие затрат.

2. Ознакомиться с видами затрат в управленческом учете.

3. Изучить поведение по видам учета и формирования.

4. Исследовать классификацию затрат на предприятии.

5. Рассмотреть характеристику предприятия ООО «Разносорт».

6. Проанализировать учет затрат на предприятии.

7. Сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию затрат.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты затрат

1.1. Понятие и виды затрат

1.2. Поведение затрат по видам учета и формирования

2. Технология классификации затрат

2.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

2.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования

2.3. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

3. Анализ учета затрат Общества с ограниченной ответственностью "Разносорт"

3.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Разносорт».

3.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость строительных работ

3.3. Выводы и практические предложения по сокращению затрат

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды затрат.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

Рис. 3. Динамика совокупных постоянных затрат

Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель - коэффициент реагирования затрат (Кр3). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и тем роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:

К рз = Y/Х

где Y - темпы роста затрат, %;

X - темпы роста деловой активности фирмы, %.

Как отмечалось выше, затраты считаются постоянными, если они не реагируют на изменение объемов производства. Например, стоимость арендной платы за пользование автомобилем не изменится при увеличении объема производства на 30%. В этом случае:

К рз =0/30=0

Таким образом, нулевое значение коэффициента реагирования затрат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками.  Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затрат. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Например, при увеличении объема производства на 30% затраты возрастут в той же пропорции. Тогда:

К рз=30/30=1

Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как пропорциональные.

Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Допустим, что при увеличении объема производства на 30% издержки выросли лишь на 15%. Тогда:

К рз = 15/30=0,5

Итак, случай, когда 0 < Крз < 1, свидетельствует о том, что затраты являются дигрессивными. Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами. В качестве примера можно привести следующее соотношение: рост объема производства на 30% сопровождается увеличением издержек на 60%. Тогда:

К рз = 60/30 =2

Следовательно, при Крз> 1 затраты являются прогрессивными.

Непланируемые затраты - это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекает из  нормальных  условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете.

Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен единый для всех предприятий перечень элементов затрат, включающий:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизацию;

-прочие затраты.

Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя.

Эффективные затраты - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты - это зат­рат непроизводительного характера, в результате которого не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты - это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, ну и порчи товарно-материальных ценностей и др.

Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленчес­ким решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.

Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо на или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущен выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включать, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.

Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые — это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер - аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

2.3. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

При построении системы контроля затрат необходимо определить:

-систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;

-сроки представления отчетности;

-распределение  ответственности за  полноту,  своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т.е. "привязку" системы контроля к центрам ответственности на предприятии.

Для того чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить цен ответственности,  где  формируются затраты,  классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять "узкие места" в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и об клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия: применяемой технологии; организация структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует - ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости затрат будет раз в зависимости от следующих условий:

-длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

- полномочий лица,  принимающего решение (затраты,  которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директор предприятия).

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в; части контроля за затратами подразделения предприятия. Современная система управления на предприятии не считается эффективной, если она на первое место не ста "человеческий фактор". Для этих целей затраты группируются на фактические, прогнозные, плановые, сметные и т.д.

Таблица 2.2. Классификация затрат в управленческом учете

Направления управленческого учета

Классификационные признаки и группы

1. процесс принятия управленческих решений

Явные и альтернативные;

релевантные и нерелевантные;

эффективные и неэффективные

2.процесс прогнозирования

Краткосрочные и долгосрочные

3.процесс планирования

Планируемые и непланируемые

4.процесс нормирования

Стандарты, нормы и нормативы

и отклонение от них

5.процесс организации

По местам и сферам возникновения;

функциям деятельности и центрам затрат

6.процесс учета

Одноэлементные и комплексные;

по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные;

основные и накладные; прямые и косвенные;

текущие и единовременные

7.процесс контроля

Контролируемые и неконтролируемые

8.процесс регулирования

Регулируемые и нерегулируемые

9.процесс стимулирования

Обязательные и поощрительные

10.процесс анализа

Фактические;

прогнозные, плановые; сметные; стандартные;

общие и структурные;

полные и частичные


3. Анализ учета затрат Общества с ограниченной ответственностью "Разносорт"

3.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Разносорт».

Общество с ограниченной ответственностью «Разносорт» образовано в соответствии с Уставом 21 июня 2003 года. Уставный капитал общества составляет 100000 рублей. Общество является юридическим лицом, имеет право открывать в установленном порядке банковские счета на территории Российский Федерации и за ее пределами для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Деятельность общества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,  учредительным договором, уставом общества.

ООО «Разносорт» имеет самостоятельный баланс, круглую печать и  штампы.

В соответствии с Уставом, основным видом деятельности ООО «Разносорт» является строительство, оптовая и розничная торговля стройматериалами. ООО «Разносорт» так же может осуществлять любые иные виды деятельности, незапрещенные законодательством, в установленном порядке. Из данных таблицы № 1 видно, что в 2004 году произошло увеличение выручки на 23% по сравнение с 2003 годом, произошло также увеличение себестоимости проданных товаров  на 7%. Валовая прибыль увеличилась на 50%. Произошло увеличение коммерческих расходов на 106 %, а прочие операционные и внереализационные расходы уменьшились. Это привело к снижению прибыли от продаж. В 2004 году выявлен чистый убыток в сумме 4000 рублей. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Разносорт» представлены в таблице 7. ООО «Разносорт» не отражает в своей отчетности, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, которые необходимо рассчитывать и показывать с 1.01.2003 в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Таблица 3.1. Показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия

Наименование показателя

Ед. изм

2003

2004

Отклонение 2004г. от 2003г, тыс. руб.

Темп роста (2004г. к 2003г.), %

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

тыс. руб.

20960

23640

+2680

123

2. Себестоимость проданных товаров

тыс. руб

(18144)

(19423)

+1279

107

3. Валовая прибыль

тыс. руб

2816

4217

+1401

150

4. Коммерческие расходы

тыс. руб.

(1552)

(3194)

+1642

206

5. Управленческие расходы

тыс. руб.

(615)

(563)

-52

--------

6. Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

649

460

-189

--------

7. Прочие доходы и расходы

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

8. Проценты к уплате

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

9. Доходы от участия в других организациях

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

10. Прочие операционные доходы

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

11. Прочие операционные расходы

тыс. руб.

(503)

(415)

-88

--------

12. Внереализационные доходы

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

13. Внереализационные расходы

тыс. руб.

(57)

(49)

-8

--------

14. Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

89

(4)

-85

--------

15. Отложенные налоговые активы

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

16. Отложенные налоговые обязательства

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

17. Текущий налог на прибыль

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

18. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

тыс. руб.

68

(4)

-64

--------

19. Постоянные налоговые обязательства (активы)

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

20. Базовая прибыль (убыток) на акцию

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

21. Разводненная прибыль (убыток) на акцию

тыс. руб.

--------

--------

--------

--------

Информация о работе Понятие и виды затрат