Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:24, курсовая работа
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно об олигополии и рассказано в данной работе.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
1. Введение;
2. Понятие и виды олигополий;
3. Позитивные и негативные последствия олигополий
4. Модели олигополий
- Модель Курно;
- Модель Штакельберга
- Модель Бертрана
5. Заключение
6. Список литературы
Q 1, Q2.
Рис.
2 Модель Курно. Изменение цены и объема
выпуска продукции фирмой .X при расширении
производства фирмой Y:
D — спрос; MR — предельный; доход;
МС — предельные издержки
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.
Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3 кривая Х отражает реакцию фирмы Х на изменения в производстве фирмы У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
В
модели Курно не отражено одно существенное
обстоятельство. Предполагается, что конкуренты
отреагируют на изменение
Рис.
3. Кривые реакции фирм Х и У на поведение
друг друга фирмой цены определенным образом.
Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы Х часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы Х не охватываются моделью Курно.
“Ценовая
война” снижает прибыли обеих
сторон. Поскольку решения одной
из них влияют на решения другой,
существуют основания договориться
о фиксации цен, разделе рынка
с целью ограничения
Так как ценовая конкуренция не выгодна никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.
Реакция
фирмы на изменение цен конкурентами
отражена в модели
изогнутой кривой спроса на продукцию
фирмы в условиях олигополии. Эта модель
была предложена 1939 г. американцами Р.
Холлом, К. Хитчем и П. Суизи. На рис. 4
Рис.
4.
Модель изогнутой кривой спроса: D1, MR1 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Ро; D2, MR2 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Ро изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы Х (выделены жирной линией). Если фирма поднимет цену выше ро, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше Ро очень эластичен. Если же фирма Х установит цену ниже Ро, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже Ро спрос будет менее эластичным.
Резкое различие в эластичности спроса при ценах выше Ро и ниже Ро приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит, что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж. Модель изогнутой кривой спроса дает ответ на вопрос, почему фирмы в условиях олигополии стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в неценовую область.
Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии фирма оценивает вероятные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию выберет конкурент. Предположим, что фирмы А и В контролируют основную долю продаж на рынке. Каждая из них стремится увеличить объем продаж и тем самым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей, активизацией рекламной деятельности и т. п.
Однако
результат для каждой фирмы зависит
от реакции конкурента. Если фирма
А начнет снижать цены и фирма В
последует за ней, то ни одна из них не
увеличит своей доли на рынке, а их прибыли
сократятся. Однако если фирма А
снизит цены, а фирма В не сделает того
же, то прибыли фирмы А увеличатся.
Разрабатывая свою стратегию в области
цен, фирма А просчитывает возможные
варианты ответной реакции со стороны
фирмы В (табл. 1).
Таблица 1. Влияние рыночной стратегии на изменение прибыли фирмы А (числитель) и фирмы В (знаменатель), млн т.
|
Если фирма А решит снизить цены и фирма В последует за ней, прибыль фирмы А сократится на 1000 млн т. Если фирма А снизит цены, а фирма В не сделает того же, то прибыль фирмы А возрастет на 1500 млн т. Если фирма А не предпримет никаких шагов в области цен, а фирма В снизит свои цены, прибыль фирмы А сократится на 1500 млн т. Если обе фирмы оставят цены без изменений, их прибыли не изменятся.
Какую стратегию выберет фирма A? Наилучшим вариантом для нее является снижение цен при стабильности цен фирмы В; в этом случае прибыль возрастает на 1500 млн т. Однако этот вариант является наихудшим с точки зрения фирмы В. Для обеих фирм было бы целесообразным оставить цены без изменения, при этом прибыли остались бы на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, фирмы снизят свои цены, теряя при этом по 1000 млн т. прибыли. Стратегия фирмы А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.
Стремлением
к наименьшим потерям можно объяснить,
почему фирмы в условиях олигополии предпочитают
тратить значительные средства на рекламу,
увеличивая свои издержки и не добиваясь
при этом увеличения доли рынка.
4.2
Модель Штакельберга
Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену
Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.
Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы.
Пусть
существует отрасль с двумя фирмами,
одна из которых «фирма-лидер», другая
— «фирма-последователь». Пусть цена на
продукцию является линейной функцией
общего объема предложения Q:
P(Q)
= a − bQ.
Предположим
также, что издержки фирм на единицу
продукции постоянны и равны
с1 и с2 соответственно. Тогда прибыль
первой фирмы будет определяться формулой
Π1
= P(Q1 + Q2) * Q1 − c1Q1,
а
прибыль второй соответственно
Π2
= P(Q1 + Q2) * Q2 − c2Q2.
В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма — фирма-лидер — на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма — фирма-последователь — анализируя действия фирмы-лидера определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.
Равновесие
Нэша в этой игре определяется методом
обратной индукции. Рассмотрим предпоследний
этап игры — ход второй фирмы. На этом
этапе фирма 2 знает объем оптимального
выпуска продукции первой фирмой Q1*. Тогда
задача определения оптимального выпуска
Q2* сводится к решению задачи нахождения
точки максимума платёжной функции второй
фирмы. Максимизируя функцию Π2 по переменной
Q2, считая Q1 заданным, находим, что оптимальный
выпуск второй фирмы
Это
наилучший ответ фирмы-
Подставляя
это в выражение для Q2*,
Таким образом, в равновесии фирма-лидер производит в два раза большее количество продукции, нежели фирма-последователь.
В
модели Курно суммарный выпуск для
такой же функции спроса будет
ниже, а цена соответственно выше, следовательно
на уровне теоретических рассуждений
можно предположить, что для общества
в отраслях, где сложилась олигополия,
выгодно выделение фирмы-лидера, обладающего
значительной рыночной властью, так как
существование примерно одинаковых по
размерам и рыночной власти фирм (что предполагается
в модели Курно) ведет к росту цены и сокращению
выпуска.
4.3
Модель Бертрана
Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.
Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.
В
модели приняты следующие
На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;
Фирмы ведут себя некооперативно;
Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;
Функция спроса линейна;
Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно;
После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;
Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;
Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.
Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени).
Предположение
о ценовой конкуренции
MC = предельные издержки
p1 = цена фирмы 1
p2 = цена фирмы 2
pM = монопольная цена
Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам.
На
диаграмме 1 показана функция наилучших
ответов фирмы 1 p1’’(p2). Она показывает,
что при p2 < MC фирма 1 устанавливает p1=MC.
При p2 в интервале между MC и монопольной
ценой pM фирма 1 назначает цену немного
меньше p2. Наконец, если p2 выше pM, фирма
1 назначает монопольную цену p1=pM.