Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:10, доклад
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Введение
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
Процесс планирования состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
Особенностью процесса планирования
является тот факт, что описание
или объяснение многих экономических
явлений представляет собой процесс
решения неточной задачи, базирующейся
на субъективных оценках. И действительно,
если производственный процесс можно
в известном приближении
В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.
Относиться к подобного
рода обстоятельствам следует
Так как наряду с объективными
данными приходится использовать субъективную
информацию, то возникает потребность
в соответствующем
Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации.
Виды планирования
Планирование можно условно разделить на два вида: краткосрочное (оперативное) и долгосрочное (стратегическое).
Краткосрочное планирование
может быть рассчитано на год, полгода,
месяц, и так далее. Краткосрочный
план на год включает объем производства,
планирование прибыли и другое. Краткосрочное
планирование тесно связывает планы
различных партнеров и
Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов:
1. Очередного финансового плана
1. доходы с оборота
2. текущие расходы (сырье, зарплата)
3. выигрыш или потери от текущей деятельности
2. Финансового плана нейтральной
области деятельности
1. доходы (продажа старого оборудования)
2. расходы .
3. выигрыши или потери от нейтральной деятельности
3. Кредитного плана
4. Плана капитальных вложений
5. Плана по обеспечению
ликвидности. Он охватывает
1.сумма выигрышей и потерь
2. имеющиеся ликвидные средства
3.резерв ликвидных средств
Кроме того, краткосрочный план включает в себя:
-план товарооборота;
-план по сырью;
-производственный план;
-план по труду;
-план движения запасов готовой продукции;
-план по реализации прибыли;
-кредитный план;
-план капиталовложений и другое.
Долгосрочное планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.
Основными объектами долгосрочного планирования являются:
-организационная структура
-производственные мощности
-капитальные вложения
-потребности в финансовых средствах
-исследования и разработки
-доля рынка и так далее.
Проблема выбора организационной структуры управления занимает особое место. Структура управления может значительно отличаться в разных компаниях. Выделяются, главным образом, две структурные системы управления: централизованная и децентрализованная. При централизованной системе управления все управляющее по службам сведены вместе и подчинены вице-президенту по управлению. Подобная система представляет полностью интегрированную и функциональную организацию. Децентрализованная система управления представляет управляющим различных подразделений осуществлять все функции, относящиеся к их деятельности. При этом управляющий каждого подразделения несет ответственность за функционирование своего участка перед вице-президентом в данной сфере.
Организационная структура предприятия должна обеспечивать:
-оптимальную рентабельность,
то есть она должна быть
по возможности простой,
-охватывать по возможности
минимальное количество
-обеспечивать условие
подготовки менеджеров на
Для обеспечения эффективного
производства необходимо правильно
спланировать производственные мощности.
Сущность планирования производственных
мощностей в долгосрочном периоде
состоит в определении
Затраты денежных средств, направленные в частности на воспроизводство капитала. Инвестиции реализуются путем кредитования, прямых затрат денежных средств, покупки ценных бумаг.
К капитальным вложениям обычно относят:
1. дополнение: новые основные
средства, которые увеличивают
2. обновление или замена: оборудование, приобретенное для замены аналогичных основных средств, приблизительно такой же мощности;
3. усовершенствование или
модернизация: капитальные затраты,
ведущие к фактической замене
или изменению основных
Одной из важнейших частей
финансовых ресурсов является кассовое
планирование, то есть процесс оценки
всех источников поступления и расходов
наличных средств в течение
Оборотным капиталом обычно считается превышение мобильных средств (текущих активов) над обязательствами.
В качестве стабилизирующего фактора должны выступать специальные резервы и фонды, финансируемые как из прибыли, так и из издержек. Опыт показывает, что предприятия должны обязательно накапливать наличные средства, чтобы иметь их на предстоящие нужды — уплату налогов, погашение долгов, замену оборудования, выплату пенсии и пособий.
Исследования и разработки влияют на прибыль предприятия. Только предприятия, имеющие большую долю на рынке, могут вкладывать средства в научные исследования и разработки, получая весомую отдачу. Расчеты показывают, что если фирма расходует на НИОКР более 3% оборота, то она работает с уровнем рентабельности порядка 26%. Исследования и разработки сильнее влияют на рентабельность, чем увеличение доли на рынке. Малым предприятиям не рекомендуется использовать дорогостоящие технологии, так как это приведет к падению прибыли.
Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, если их использовать правильно. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планировании производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.
Выбор цели — первостепенная задача планирования
Одной из наиболее важных задач
в планировании является установление
цели, для достижения которой формируется,
функционирует и развивается
любое предприятие. В общем, установление
целей для предприятия
1. разработку общих целей;
2. определение конкретных,
детализированных целей на
3. определение путей и средств достижения цели;
4. контроль над достижением
поставленных целей путем
Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.
Основная общая цель предприятия, четко выраженная причина его существования, обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
1. Задача предприятия
с точки зрения его основных
услуг или изделий, его
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия