Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:48, курсовая работа
В данной курсовой работе
- отражено понятие прибыли и выяснена ее экономическая сущность;
- выявлены различия между экономическим и бухгалтерским подходами к определению прибыли;
- рассмотрены виды прибыли;
- изучена модель формирования прибыли;
- изложены основные методы планирования прибыли на предприятии;
- проведено планирование прибыли на примере организации ООО «Талед».
Введение………………………………………………………………………….
понятие прибыли, ее экономическая сущность……………
экономический и бухгалтерский подход к определению прибыли и их различия…………………………
Модель формирования прибыли, виды прибыли…………..
методика планирования прибыли на предприятии……….
планирование прибыли предприятия методом прямого счета…………………………………………………………..
аналитический метод планирования прибыли на предприятии……………………………………………………………..
планирование прибыли на примере организации ООО «талед»…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Стоит заметить, что в
себестоимость продукции при
определении брутто-прибыли
Валовая прибыль является показателем эффективности работы производственных подразделений предприятия.
Вторая итерация. Определение прибыли от продаж – это следующий показатель, который имеет однозначный подход к его экономической трактовке и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Отметим, что прибыль от продаж характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.
Третья итерация. Определение прибыли отчетного периода, т.е. общей, бухгалтерской прибыли, или прибыли до налогооблажения.
Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Таким образом, бухгалтерская прибыль есть показатель эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия.
Налогооблагаемая прибыль - это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению).
При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде.
Четвертая итерация. Определение прибыли от обычной деятельности, т.е. прибыли после налогооблажения. Как видно из схемы (см. рисунок 1), чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) - это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы. Рассчитывается чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль) [4, с. 172].
Чистая прибыль – это основной показатель финансовых результатов предприятия, характеризующий его экономический эффект.
Базовая прибыль (убыток) на акцию - в отчете о прибылях и убытках представляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающихся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.
Разводненная прибыль (убыток) на акцию - максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании.
Кроме рассмотренных
видов прибыли, закрепленных в форме
N 2 "Отчет о прибылях и убытках",
широко используются другие разнообразные
показатели, которые характеризуют
различные стороны и
По видам хозяйственной |
По источникам формирования | |||
прибыль от основной (операционной) деятельности |
прибыль от реализации продукции, работ и услуг | |||
прибыль от инвестиционной деятельности |
прочая операционная и внереализационная прибыль | |||
прибыль от финансовой деятельности |
прибыль от реализации имущества (капитальная прибыль) | |||
По составу включаемых элементов |
По величине полученного результата | |||
маржинальная прибыль |
номинальная прибыль | |||
прибыль от реализации |
минимальная прибыль | |||
общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов |
сверхприбыль | |||
предельная прибыль | ||||
прибыль до налогообложения |
||||
чистая прибыль |
||||
По степени учета |
По экономическому содержанию | |||
номинальная прибыль |
бухгалтерская прибыль | |||
реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде |
экономическая прибыль | |||
По характеру налогообложения |
По возможности планирования величины результативного показателя | |||
налогооблагаемая |
плановая, расчетная (базисная) | |||
не облагаемая налогом (льготируемая) |
упущенная прибыль | |||
По характеру использования |
По месту получения | |||
капитализированная (нераспределенная) |
биржевая прибыль | |||
потребляемая |
эмиссионная прибыль | |||
По характеру влияния внешних факторов |
По отражению в бухгалтерском учете | |||
спекулятивная прибыль |
реализованная прибыль | |||
учредительская прибыль |
внутренняя прибыль | |||
курсовая прибыль |
консолидированная | |||
складская прибыль |
Рисунок 2 – Классификация показателей прибыли [9].
Прибыль – это важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции.
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.
Проведенный обзор различных показателей прибыли доказывает необходимость их четкой дифференциации и понимания экономического содержания и механизма формирования. В условиях рыночной экономики исследование прибыли с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на ее размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования бизнеса.
Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия).
Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются методы:
• прямого счета;
• аналитический;
• на основание эффекта производственного (операционного) рычага;
• на основе бюджетирования.
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Но сложившаяся кризисная ситуация крайне затрудняет сегодня годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли только по кварталам. А поскольку планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится даже необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важная цель планирования прибыли – определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
методом прямого счета
В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы расходов на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где — прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
— стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
— полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (из сметы расходов на производство и реализацию продукции) [5, с. 311].
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывают иначе:
где — планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;
— планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
— полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что
объем реализуемой продукции
предстоящего планового периода
в натуральном выражении
где — прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
— прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
— прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
— прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода [5, с. 312].
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета — метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции.
Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных расходах в течение планируемого периода является его точность.
Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был, по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.
В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.
прибыли на предприятии
Аналитический метод планирования прибыли на предприятии применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Исчисление прибыли этим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;