Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:49, реферат
В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов.
Актуальность и практическая значимость темы данной работы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.
Введение
1. Общие понятия, причины и признание банкротства
2. Оценка ликвидационной стоимости предприятий в процессе их банкротства
2.1 Ликвидационная стоимость: виды и расчёт ликвидационной стоимости
2.2 Экономические и юридические аспекты ликвидационной стоимости
2.2.1 Рыночная и иные виды стоимости
2.2.2 Анализ факторов, обуславливающих отличие ликвидационной стоимости от рыночной
2.2.3 Общие методологические проблемы расчета ликвидационной стоимости
3. Способы оценки
Заключение
Список использованной литературы
В западной же литературе различают два вида ликвидационной стоимости – упорядоченная (orderly liquidation value) и вынужденная (forced sale value). Вторая соответствует российскому определению, первая предполагает, что у собственника достаточно времени для того, чтобы срок экспозиции объекта был оптимально приближен к среднерыночному.
Необходимо избегать подмены понятий ликвидационной стоимости и чистого дохода от ликвидации, который возникает при реализации имущества после окончания срока его полезной эксплуатации. Реализация таких активов производится, как правило, наиболее эффективным способом с целью частичной компенсации затрат на их приобретение в прошлом.
В повседневной практике существует проблема нормативно-законодательного регулирования применения ликвидационной стоимости и закрепления ее однозначного толкования.
Например, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требуется рассчитывать рыночную стоимость имущества, которое должно быть реализовано с торгов в течение 2 месяцев. Но, если оно будет реализовываться с торгов, то есть за ограниченный промежуток времени, что характерно для нерыночных условий продажи, то это не соответствует понятию рыночной стоимости, закрепленному в статье 3 (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ) Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Тем более, что понятие ликвидационной стоимости определено в «Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденных постановлением Правительства РФ.
В данном случае оценщикам следует исчислять не рыночную, а ликвидационную стоимость арестованного имущества. Налицо противоречие между различными законодательными актами.
Факторы, лежащие в основе ликвидационной стоимости или сопутствующие ей.
Объективные факторы присутствуют при определении ликвидационной стоимости в любой ситуации. Их влияние невозможно не учитывать, и, по сути, они практически не зависят от положения дел на конкретном предприятии (за исключением общего состояния имущества). При этом все объективные факторы оказывают взаимное влияние один на другой. Так, например, благоприятная конъюнктура рынка может снизить оптимальные сроки экспозиции и т.д.
Важнейшим фактором, влияющим на различия в рыночной и ликвидационной стоимостях, выступает срок экспозиции имущества. При этом, чем ниже планируемый срок экспозиции ликвидируемого имущества по сравнению с оптимальным, тем сильнее снижается возможная стоимость.
Фактически срок экспозиции имущества является основополагающим фактором, существенно влияющим на все остальные факторы как в сторону усиления их воздействия, так и ослабления. Очевидно, что при увеличении планируемого срока экспозиции появляется больше реальных возможностей для использования эффективных маркетинговых мероприятий, нивелирования негативного влияния краткосрочных конъюнктурообразующих факторов и т. д.
Общая инвестиционная привлекательность объекта основывается на индивидуальных характеристиках имущества (функциональном назначении, физическом состоянии) и оказывает непосредственное влияние на уровень потребительского спроса.
В рассматриваемом случае (при ликвидации предприятия) активизируются специфические факторы, которые можно условно назвать «факторами выделения» (в принципе, эти факторы очень близки к фактору инвестиционной привлекательности). Суть действия данных факторов сводится к тому, что многие объекты имущественного комплекса индивидуально не представляют из себя никакой ценности и фактически не могут быть реализованы по нормальной цене в то время, как в рамках ликвидируемого предприятия данные объекты играли значительную роль. Особенно негативно воздействие анализируемого аспекта на, так называемые, неосязаемые активы и, в первую очередь, на деловую репутацию фирмы (гудвилл), который включает в себя ценность персонала, связи с поставщиками, отлаженность структуры бизнеса и т.д. При ликвидации компании реализовать этот, подчас один из самых ценных активов, не представляется возможным.
Абсолютная величина рыночной стоимости объекта оказывает обратное воздействие на уровень ликвидности – чем выше рыночная стоимость объекта, тем меньше становится платежеспособный спрос на него в связи с уменьшением количества потенциальных покупателей.
К факторам непосредственного воздействия на уровень стоимости объектов относится и конъюнктура рынка в ликвидационный период. Чем дольше этот период, тем больше возможностей у предприятия проанализировать ситуацию на рынке и выбрать наиболее оптимальный вариант действий в сложившихся обстоятельствах. И, наоборот, при непродолжительном периоде экспозиции и неблагоприятной конъюнктуре рынка потери при продаже объектов будут еще больше возрастать. А надеяться на общий подъем рынка именно в непродолжительный период ликвидации компании, по меньшей мере, неразумно.
Эффективность маркетинга также значительно осложняется краткосрочностью периода, отведенного для проведения соответствующих мероприятий. Однако она в равной степени зависит и от конкретных средств, используемых для увеличения цены реализации объекта.
Еще одним важным объективным фактором является психологический аспект вынужденной продажи, который выражается в определенном воздействии на инициативу покупателей. Причем воздействие данного фактора также достаточно двоякое – с одной стороны, чувствуя, что продавец находится в изначально невыгодных условиях, покупатели начинают демпинговать, но с другой стороны, ощущая конкуренцию, друг с другом, они боятся упустить реализуемое имущество, и вынуждены идти на компромисс.
Субъективные факторы отражают специфику каждого конкретного предприятия. Особенно негативно данные факторы проявляются на предприятиях с неэффективными управленцами, что приводит к значительным затруднениям во время ликвидации. К подобным факторам относится целая система явлений. Так, инвентаризация и оценка основных фондов обанкротившихся предприятий почти всегда затруднена состоянием бухгалтерских регистров, отсутствием технических паспортов на оборудование и паспортов БТИ на объекты недвижимости. Данный ряд продолжает отсутствие юридических документов на имущество, запутанность ведения учета, отсутствие сотрудников, которые могут дать необходимые разъяснения. Все эти факты приводят к тому, что перед составлением конкретного плана и определения сроков ликвидации приходится в полном смысле этого слова «разгребать» имущество предприятия, восстанавливать цепочки возникновения тех или иных обязательств, как со стороны самого предприятия, так и его партнеров. Это приводит к колоссальному осложнению процесса ликвидации.
Однако будет неверным думать, что рассмотренные факторы всегда носят только негативный характер. Наоборот, четкая организационная структура и эффективная добросовестная работа подразделений предприятия могут способствовать значительному ускорению ликвидационных процессов.
Действительно, вместо того, чтобы потратить 3-6 месяцев на выявление текущего состояния имущества предприятия в случае его бесхозности лучше было бы использовать этот период для увеличения времени продажи имущественного комплекса, что очень немаловажно.
В таблице 1 приведен анализ возможных сложностей и факторов, обуславливающих эти сложности, в разбивке по отдельным видам имущества.
Таблица 1: Влияние факторов ликвидационной стоимости на различные виды имущества
Фактор воздействия | Срок экспо-зиции | Инвест. прив-лекатель-ность | Факторы "выде-ления" | Рыноч-ная стои-мость | Конъюнк-тура рынка | Марке-тинг | Субъ-ективные факторы | Комментарии |
Вид имущества | ||||||||
Здания, сооружения и земельные участки | высокий | высокий | средний | средний | высокий | средний | очень высокий | Крайне важны юридические аспекты оформления недвижимости, наличие технической документации, индивидуальные характеристики имущества. Ликвидационная стоимость, как правило, существенно отличается от рыночной. |
Нематериальные активы (товарные знаки, патенты, свидетельства и т.д.) | высокий | высокий | высокий | средний | средний | средний | высокий | При оценке ликвидационной стоимости данного вида имущества также крайне важны юридические аспекты его оформления, а также та реальная польза, которую тот или иной нематериальный актив может принести новому собственнику с учетом вычленения этого объекта из рамок ликвидируемого предприятия. Покупатели на подобные активы достаточно специфичны, их поиск затруднен. Ликвидационная стоимость часто колоссально отличается от рыночной. |
Незавершенное строительство | очень высокий | очень высокий | высокий | средний | средний | средний | средний | Здесь крайне важны
индивидуальные характеристики объекта
и затруднен поиск |
Машины, оборудование и транспортные средства | средний/ высокий | высокий | высокий | средний | средний | высокий | средний | При оценке стоимости данного имущества крайне важны индивидуальные характеристики объекта, его функциональный (моральный) износ. В зависимости от возраста имущества отличия ликвидационной стоимости от рыночной оцениваются как достаточно высокие и средней степени. |
Финансовые вложения (акции, облигации, векселя, доли в других предприятиях) | высокий | очень высокий | средний | средний | средний | высокий | средний | Данный вид
имущества чаще всего является очень
специфичным, что осложняет поиски
потенциальных покупателей. Во многих
случаях финансовые вложения предприятий
вообще оказываются абсолютно |
Сырье и материалы | средний | высокий | средний | средний | высокий | средний | средний | Это, пожалуй, один из немногих видов активов, который может быть реализован в достаточно короткие сроки в зависимости от своих индивидуальных характеристик. Ликвидационная стоимость, как правило, не очень значительно отличается от рыночной. |
НДС | очень высокий | очень высокий | очень высокий | - | - | - | средний | Это очень специфический
вид актива, который можно отнести
к имуществу условно. Некоторую
часть невозмещенного НДС можно
отнести к отложенной дебиторской
задолженности со стороны бюджета,
которая может быть использована
в течение срока |
Дебиторская задолженность | очень высокий | очень высокий | средний | низкий | низкий | низкий | средний | Данный вид
актива также очень специфичен. Важное
значение в определении его |
Денежные средства | - | средний | - | - | - | - | - | В данном случае получение денежных средств в полном объеме будет зависеть от надежности банка, в котором открыты расчетные счета предприятия. |
Расходы будущих периодов | высокий | высокий | высокий | низкий | низкий | низкий | низкий | Данный вид имущества возможно реализовать только при условии сохранения каких-либо выгод от его использования. Например, полезные программные продукты и т.д. |
Упрощенная схема расчета ликвидационной стоимости предприятия выглядит следующим образом:
- скорректированная (переоцененная) стоимость всех активов
- сумма текущих затрат, связанных с ликвидацией (затраты на сохранение активов до их продажи, управленческие расходы и т.д.)
- величина всех обязательств.
Остановимся на рассмотрении ключевых проблем, возникающих при расчете ликвидационной стоимости.
Прежде всего, еще раз необходимо учесть то обстоятельство, что на большинстве ликвидируемых предприятий состояние учета имущества и его юридическое сопровождение, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Данные факты еще более усугубляют проблему ограниченности сроков продажи. Скажем, один процесс оформления прав собственности на тот или иной объект недвижимости занимает достаточно долгое время (вплоть до нескольких месяцев). Кроме того, техническое состояние основных фондов предприятий-банкротов почти всегда требует дополнительных капитальных вложений при покупке, что сужает круг потенциальных покупателей. Особое внимание следует уделить определению функционального и морального износа – как правило, основные фонды таких предприятий приобретались давно и не отвечают современным технологическим и функциональным требованиям.
В процессе переоценки активов предприятия, возможно, использовать три подхода: доходный (основанный на тех выгодах, которые могут быть получены владельцем данного имущества в будущем), сравнительный (основанный на ценах продаж аналогичных объектов имущества на открытом рынке) и затратный (основанный на определении издержек, которые понес бы потенциальный владелец при его приобретении/воссоздании). Исходя из факта ограниченности времени продажи и невозможности донести до потенциальных покупателей полной информации о преимуществах того или иного актива, а, как следствие, необходимости самостоятельного определения покупателем ориентировочной стоимости объекта путем анализа открытого рынка, представляется целесообразным сакцентировать внимание на сравнительном (рыночном) подходе. Однако это вовсе не исключает возможности использования результатов, полученных в рамках двух других подходов. Тем более, что возникают ситуации, при которых применение сравнительного подхода вообще невозможно.
Информация о работе Особенности оценки ликвидационнной стоимости предприятия