Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:53, реферат
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами.
Помимо названных есть ряд структур, оказывающих содействие национальным производителям и организациям в установлении, поддержании и расширении деловых контактов с зарубежными партнерами - российские объединения производителей и экспортеров, торгово-промышленная палата РФ, администрации регионов и органы местного самоуправления.
За годы реформирования в
России созданы определенная база для
осуществления
Вместе с тем, анализ хода
экономических реформ, к сожалению,
свидетельствует о
Эффективность внешнеэкономической деятельности была подорвана продажей на мировых рынках сырья по демпинговым ценам. Таков был результат свободного выхода и государственных, и частных российских предприятий на внешний рынок.
Результаты реформирования сферы ВЭД позволяют оценить несовершенство механизма государственного регулирования этой сферы.
Для создания действенной системы государственного регулирования следует учитывать основные тенденции современного рыночного хозяйства, к которым следует отнести:
Эти тенденции по-разному влияют на основные формы внешнеэкономических отношений, но в целом их воздействие достаточно значимо.
Оценивая сферу
Существенные изменения касаются сферы внешнеторговых отношений.
В последние годы таможенный тариф России неоднократно изменялся. Преобразования в тарифе шли в следующем направлении: он становился все более дробным и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины были весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.
В последнее время намечаются крупные перемены в сфере таможенного регулирования. Правительство намерено резко сократить количество таможенных пошлин (т.е. пошлины будут назначаться не на отдельные товары, а на крупные товарные группы).
Новая концепция таможенной тарифной политики РФ предусматривает также унификацию тарифных ставок.
В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.
Важнейшей задачей государства, помимо регулирования импорта, является стимулирование экспорта. За последнее время здесь произошли важные изменения. Экспорт полностью либерализован, практически отменены квоты на экспорт, сохранены квоты и лицензируется экспорт товаров, регулируемых (квотируемых) в соответствии с международными соглашениями, отменен институт спецэкспортеров. Открыт свободный доступ к системе магистральных трубопроводов, полностью отменены экспортные пошлины. Особое значение приобретает стимулирование экспорта готовой продукции. Существенную роль здесь могут сыграть наряду с мерами по поощрению экспортного производства (налоговые льготы экспортерам, например, путем введения ускоренной амортизации) формирование системы кредитования экспорта и страхования внешнеэкономической деятельности, включая страхование экспортных кредитов. Государственная поддержка экспорта необходима и по другим направлениям, в частности путем оказания помощи предпринимателям в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужна государственная система внешнеэкономической информации, которой могли бы пользоваться предприятия, особенно мелкие и средние.
Предприятия должны получать финансовую поддержку государства и при специальном изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению деловой информации уделяет Европейский Союз, где целенаправленно проводиться политика повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствующая различным формам их международного сотрудничества. Одним из конкретных направлений этой политики является создание компьютеризованной системы поиска партнеров, предназначенной в первую очередь для мелких и средних фирм.
Государство должно взять на себя хотя бы частичное покрытие расходов предприятий на участие в выставках и ярмарках за рубежом, на проведение рекламных компаний. Очевидно, что предприятия, стремящиеся к выходу на мировой рынок, не имеют валютных средств на эти цели. Для повышения уровня внешнеэкономической деятельности необходима государственная поддержка подготовки квалифицированных кадров.
Задача органов управления внешнеэкономическими связями - координировать действия российских экспортеров сырьевых товаров на внешних рынках (чтобы не допустить падения цен на мировых рынках, как с цветными металлами).
При нормальной ситуации с сырьевыми товарами на внутреннем рынке административное регулирование экспорта не нужно. Введение квотирования оправдано лишь в случае острого дефицита сырья на внутреннем рынках.
Но при отсутствии административных форм вмешательства государству необходимо способствовать координации действий экспортеров. Одним из инструментов такого регулирования могут быть объединения экспортеров, действующие при поддержке государства:
В настоящее время в России существует достаточно гуманное налогообложение рентных отраслей. Экспортеры, занимающиеся поставкой сырья на мировые рынки получают сверхприбыли и не заинтересованы в инвестировании этих средств в российскую экономику.
Помимо этого необходимо
формирование государственной поддержки
промышленного экспорта (налоговое
стимулирование инвестиций и НИОКР,
таможенное регулирование и преференции),
что позволит усовершенствовать
структуру российского
С точки зрения повышения
эффективности
Необходимо изменение ситуации и в плане государственного регулирования вывоза и ввоза капитала. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Концепция нужна как для федеральных органов исполнительной власти, так и для частных инвесторов, которые должны иметь ясное представление об основах политики российского государства в области вывоза частного капитала.
Сложность регулирования
процесса вывоза капитала связана с
невысокой степенью эффективности
действия ограничительных и
Создание благоприятного
инвестиционного климата
По данным на март 2010 года,
общий объём накопленных
В 2005 году в Россию поступило $53,65 млрд иностранных инвестиций. Лидерами стали Люксембург ($13,8 млрд долл.), Нидерланды ($8,9 млрд), Великобритания ($8,6 млрд), Кипр ($5,1 млрд) и Германия ($3 млрд).
По данным Минфина России, чистый приток капитала в страну по итогам 2007 года должен был составить $80 млрд. При этом Минфин существенно превысил свой первоначальный прогноз (примерно $40 млрд), рассчитанный исходя из данных по притоку капитала за предшествующий 2006 год, когда этот показатель достиг отметки $41 млрд.
В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому Россия находится на четвёртом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла.
По итогам 2008 года, приток прямых иностранных инвестиций в Россию составил $70 млрд — 5-е место среди стран мира.
В марте 2010 года в Париже президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями французских и российских деловых кругов сообщил, что объём накопленных французских инвестиций в Россию превышает $10 млрд: «С 2003 по 2008 г., то есть в докризисный год, наш товарооборот вырос в 5 раз. Действительно у нас уже очень приличный объем накопленных французских инвестиций. Причем около половины из них — это инвестиции не в сырьевые отрасли, а в переработку».
По данным из пресс-релиза компании Boeing за лето 2009 года, на ближайшие 30 лет планы развития бизнеса Boeing в РФ составляют около $27 млрд. Они будут вложены в программу сотрудничества с российскими партнерами в области производства титана, проектирование и разработку гражданской авиатехники, а также приобретение различных услуг и материалов.
В июне 2010 года в докладе британской аудиторской компании Ernst & Young отмечалось, что в 2009 году Россия вошла в первую 5-ку стран по количеству привлечённых новых инвестиционных проектов. Согласно докладу, наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку.
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разместило дебютный выпуск евробондов на 1,5 млрд долл.
В рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2010 суммарный объём заключенных инвестиционных соглашений превысил 15 млрд евро.
Направлениями регулирования внешнеэкономических отношений, требующими внимания государства также являются: восстановление и расширение сферы внешнеэкономической деятельности со странами бывшего социализма и странами ближнего зарубежья; ускорение интеграционных процессов в рамках СНГ, повышение эффективности внешнеэкономических связей регионов РФ и четкое распределение функций в области внешнеэкономической деятельности между центром и регионами.
Список литературы: