Основы управления корпоративной культурой в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.

Работа содержит 1 файл

основы управления 2 глава.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

1.2.   Основы управления корпоративной культурой в организации 

             Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.

             В менеджменте предприятий названные отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся привычек и традиций, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера объединяется понятием «корпоративная (или организационная) культура».

             Корпоративная (организационная) культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании. Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов. Из названных выше ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности.

             Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании.

К наиболее значимым характеристикам корпоративной  культуры относятся:

- осознание работником своего места в компании (группе);

- тип совместной деятельности;

- нормы поведения;

- тип управления;

- культура общения;

- система коммуникаций;

- деловой этикет;

- традиции компании;

- трудовая этика.

           Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Основная его забота — это внешний облик организации, так как от этого во многом зависит успех ее деятельности в конкурентной среде. Этот облик формируется в сознании лиц и организаций под воздействием контактов с компанией, как непосредственно с сотрудниками фирмы, так и в ходе знакомства с рекламой, посещений выставок, презентаций.

 Основные элементы корпоративной культуры

Имидж компании — это своеобразная медаль, одна сторона которой представляет собой внутренний образ компании, то есть Шествующий в сознании членов корпорации, а вторая — ее внешний образ, предназначенный для партнеров, конкурентов, финансово-кредитных организаций, налоговой службы и т.п.

             Имидж компании может формироваться стихийно и целенаправленно. Часто у руководителей «не доходят руки» до того, чтобы отслеживать возникающий образ своей компании. Все силы отдаются формированию, главным образом, производственного потенциала предприятия. В таких случаях складывается стихийный имидж, имеющий обычно как положительные, так и отрицательные черты, из-за чего об одной и той же компании можно услышать прямо противоположные мнения. Естественно правильнее начинать работу по формированию имиджа компании одновременно с созданием предприятия.

            Таким образом, работа над имиджем тонкая и сложная, охватывающая многие процессы и многих людей, но совершенно необходимая, если корпорация хочет закрепиться на рынке и иметь хорошие перспективы дальнейшего развития.

Тип совместной деятельности — характер взаимодействия работников в рамках коллективного труда, способ организации такого труда.

Существует  несколько типов совместной деятельности (табл. 1.1) 

 
Тип совместной деятельности
 
Основные черты
Индивидуальный Минимальное взаимодействие между участниками труда. Каждый исполнитель имеет свой объем  работ в соответствии с профессиональной позицией. Личное общение осуществляется в основном в непрямой форме: через  компьютерные сети, телефон, телетайп и т.п. Общим является лишь предмет труда, в обработку которого каждый вносит свою лепту. Высокая инициативность, ориентация на индивидуальные достижения
Последовательный Последовательное  включение в работу исполнителей одного за другим в соответствии со спецификой технологического процесса и квалификацией каждого. Межличностное общение выражено в большей степени, чем при индивидуальном типе совместной деятельности. Высокая технологическая дисциплина. Четкое соблюдение нормативов
Взаимодействующий Участие каждого  работника в решении общей  задачи. Характер труда отдельных  работников определяется руководителем. Эффективность общей трудовой деятельности в равной степени зависит от вклада каждого члена коллектива. Высокая  ориентация на авторитет лидера, коллективные цели, групповую нравственность
Творческий Особый тип  деятельности — совместное творчество; каждый участник в равной степени  создатель чего-то нового, уникального. Особая активность участников, гибкость группы, изменчивость ее состава. Ориентация на профессиональное развитие. Данный тип особенно характерен для сфер науки и искусства
 
 

Тип управления

Тип управления характеризует то, как принимаются  и реализуются в компании управленческие решения. Тип управления должен соответствовать  организационной (корпоративной) культуре фирмы и в первую очередь, особенностям менталитета персонала. То есть нельзя, например, управлять научным коллективом методами, принятыми в армии, также как нельзя руководить производственным предприятием методами театрального режиссера.  

Основные  типы управления представлены в табл. 1.1

 
Тип управления
 
Характеристика 
Бюрократический Решения принимаются  вышестоящим руководителем. Главный  рычаг воздействия на подчиненных  — приказы, наказания (т.е. сила). Указанный  тип предполагает наличие технологически и организационно дисциплинированных сотрудников, беспрекословно выполняющих распоряжения начальства. Здесь инициатива минимальна
Демократический Главным рычагом  управления является закон, демократический  по своему содержанию, обеспечивающий интересы как большинства, так и законопослушного меньшинства
Авторитарный Главный рычаг  управления — авторитет руководителя при беспрекословном подчинении исполнителей
Рыночный Решения принимаются  в соответствии с законами рынка, который и является мерилом эффективности этих решений. Основной рычаг воздействия на исполнителей — деньги
Коллективистский Главный рычаг  управления — знания, компетентность. Активное и равноправное участие  всех высокопрофессиональных исполнителей в принятии решений
 

Ниже  показана взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов управления (табл. 1.3).

Тип совместной деятельности Тип управления Рычаг управления
Индивидуальный Рыночный Деньги
Последовательный Бюрократический Силы
Взаимодействующий Авторитарный Авторитет
Творческий Демократически, коллективный Знания
 

Корпоративные стандарты 

Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выполнять. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему:

  • отношения с коллегами (отношения руководителей и подчиненных, поведение в конфликтных ситуациях, правила взаимозаменяемости, общение при заказчике, порядок повышения квалификации и обучение нового сотрудника);
  • отношения с клиентами (приветствие, ведение переговоров, разговоры по телефону, расчеты, поведение в конфликтной ситуации, прощание);
  • рабочее место (оформление, поддержание порядка, поведение на рабочем месте, передача его другому исполнителю);
  • отношения с внешней средой (защита интересов компании, сохранение коммерческой тайны, способы представления компании).

Корпоративное поведение

 Понятие корпоративной культуры включает в себя очень важный аспект, получивший название корпоративного поведения и включающий в себя разнообразные действия, связанные с управлением хозяйствующими обществами. Основные принципы корпоративного поведения стали формулироваться в начале 1990-х гг. в «кодексах корпоративного поведения», принятых в странах с наиболее развитыми рынками капитала: Англии, США и Канаде. Эти кодексы регулировали практику корпоративного поведения, в частности, вопросы обеспечения интересов акционеров, подотчетности директоров и руководства компанией. С тех пор во многих странах изданы кодексы корпоративного поведения с соответствующими методическими рекомендациями.

         В России разработан проект кодекса корпоративного поведения. Этот кодекс не подменяет законодательные и нормативные акты об акционерных обществах, а регулирует те вопросы, которые лежат за пределами законодательной сферы. Это вопросы морали, этических норм поведения, правил делового общения и т.п. Основные положения кодекса направлены на поддержание и развитие нормальных, цивилизованных отношений между фирмой, ее партнерами, акционерами и государственными органами управления.

         Нормы корпоративного поведения распространяются на хозяйствующие субъекты всех видов, но в наибольшей степени они важны для корпораций. Это связано с тем, что именно в корпорациях имеет место отделение собственности от управления, в связи с чем возможны конфликты между акционерами и руководством компании.

        Главная цель норм корпоративного поведения — защита интересов акционеров. При этом, чем выше степень защиты интересов акционеров, тем на более существенные инвестиции может рассчитывать компания.

       Разработанный в России проект кодекса корпоративного поведения включает в себя следующие принципы:

1. Доверие между участниками корпоративных отношений — основа построения внутрикорпоративных отношений

Отношения между руководителями и исполнительными органами должны строиться на взаимном доверии и уважении. Взаимное доверие и уважение между участниками корпоративных отношений возможно при условии, что каждый из них добросовестно и без злоупотреблений реализует свои права, исполняет обязанности и руководствуется интересами общества и его акционеров.

2. Этические стандарты корпоративного поведения

Этические стандарты ведения предпринимательской  деятельности являются основой формирования политики корпоративного поведения.

       Помимо следования действующему законодательству и правилам корпоративного поведения российские компании должны придерживаться определенных стандартов деловой этики при осуществлении каждодневной деятельности.

        Следование деловой этике является не только моральным императивом, но и выполняет функции защиты общества от рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной деятельности. Этические стандарты, наряду с законодательством и наилучшей практикой корпоративного поведения, формируют политику корпоративного поведения общества, базирующуюся на учете интересов руководства и подчинённых, что способствует укреплению позиций общества и увеличению его прибыли. 

Трудовая этика

Важнейшим компонентом социального предприятия  является современная этика социально-трудовых отношений. Дело не в том, что предприниматель стал более «гуманным» и «демократичным» по отношению к своим работникам. Он, как и прежде стремится к экономической выгоде, но, чтобы достичь этого, он должен иметь инструмент, позволяющий сплотить корпоративное сообщество, осознающее общность интересов. Корпоративная этика социально-трудовых отношений возможна при определенных условиях, когда:

• предприниматель  понимает растущую роль социальной функции, что находит отражение в четко  сформулированной миссии корпорации;

Информация о работе Основы управления корпоративной культурой в организации