Основные показатели оценки деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:41, реферат

Описание работы

В условиях рынка в осуществлении производственной, хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве изделия, которое может получить недостаточный спрос, в потере прибыли, банкротстве и т.д. Следовательно, стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Их осуществление предполагает наличие соответствующих критериев оценки, экономических показателей и соответствующих методов расчета, учета и обобщения.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

  Оценка  активов по текущей  стоимости позволяет более точно учесть при подсчете величины прибыли расходы по содержанию и замене устаревшего оборудования. Этот метод оценки также позволяет более точно учесть структуру активов в разных сферах бизнеса, их отраслевую специфику, возможность определить размер дивидендов по акциям предприятия и, что важно, без ущерба для нужд перспективного развития производства. Недостатком является субъективизм в определении стоимости замещения активов.

  При выборе стратегии инвестиционной политики предприятия, при поиске ответа на вопрос, куда вкладывать капитал, при оценке уровня конкурентоспособности и  других необходимо использовать показатели, характеризующие эффективность использования различных производственных ресурсов.

  Такими  показателями являются объем полученной прибыли на вложенный капитал; доля валовой или условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно-чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно-чистой продукции к расходам на заработную плату. При определении показателей объема полученной прибыли на вложенный капитал применяются два основных метода его расчета:

  ∙ на базе акционерного капитала;

  ∙ на так называемой экономической  основе.

  При первом вложенный капитал - знаменатель - представляет собой сумму акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенную прибыль предприятия, а величина полученной прибыли до налогообложения - числитель. При втором вложенный капитал включает, помимо акционерного капитала, сумму долгосрочных займов предприятия, нередко сумму краткосрочной задолженности и овердрафт, а прибыль представляет величину условно чистой прибыли.

  В обоих случаях знаменатель дроби может быть выражен через сумму активов предприятия. В первом - это будет стоимость основного и оборотного капитала за вычетом всех видов заемных средств, во втором - внимание сосредоточивается на оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

  Этот  показатель можно также использовать для сравнения работы одного предприятия  с другим, но здесь следует иметь  в виду, что предприятия должны быть с однородной структурой издержек производства и строением капитала. Например, в капиталоемких отраслях промышленности его уровень всегда будет намного ниже, чем в трудоемких.

  Среди других показателей, получивших широкое  распространение в условиях рынка, следует отметить:

  1. Показатели эффективности производства.

  2. Показатели структуры издержек  производства.

  К первой группе относятся такие показатели, как доля валовой или условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно-чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно-чистой прибыли к издержкам на заработную плату.

  Ко  второй группе относятся: доля авансированного капитала и условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля основного капитала в объеме продаж; доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.

  В условиях рынка чрезвычайно важно анализировать уровень издержек производства с позиции их уменьшения. Этот анализ производится как в отношении влияния техники и технологии, так и эффективности выбранной структуры их элементов. Сюда можно отнести множество показателей производительности: труда, капитала, энергии и др.; к структурным показателям - долю основного капитала в объеме продаж, долю запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.

  Систематический и всесторонний анализ деятельности предприятия позволит:

  ∙ быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

  ∙ точно и своевременно находить и  учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

  ∙ определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции  их изменения, что необходимо для  разработки ценовой политики предприятия;

  ∙ находить оптимальные пути решения  проблем предприятия и получения  прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

  При рассмотрении показателей важно  отметить, что рыночные отношения  предполагают, что в каждой сфере  бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, например, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в деле снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.

  Важно усвоить, что нет и не может  быть такого показателя хозяйственной  деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации. 
 

Анализ  финансового положения  предприятия

  В условиях рынка чрезвычайно большое  значение имеет знание финансового  положения предприятия в каждый данный момент. С этой целью используются разнообразные коэффициенты.

  1. Коэффициенты текущей  платежеспособности:

  а) коэффициент покрытия = (ликвидные  активы : краткосрочные обязательства). Используется для определения способности  предприятия оплачивать текущую  задолженность;

  б) коэффициент ликвидности = (денежная наличность + ценные бумаги + счета к  получению) : краткосрочные обязательства. Характеризует способность расплачиваться по счетам в кратчайший срок;

  в) коэффициент среднего срока складирования = (число дней в году в средний уровень запасов) : себестоимость реализованной продукции. Отражает средние сроки складирования материально-производственных запасов.

  2. Коэффициенты рентабельности:

  а) коэффициент чистой прибыли на 1 руб. реализации = чистая прибыль: общий  объем продаж. Характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции;

  б) коэффициент оборачиваемости активов = общий объем продаж : средняя  величина актива. Показывает, насколько  эффективно используются активы для  получения каждого рубля реализации;

  в) коэффициент отдачи на вложенный  капитал = чистая прибыль : средняя величина актива. Определяет рентабельность;

  г) коэффициент отдачи собственного капитала = чистая прибыль : средняя величина акционерного капитала. Характеризует  выгодность инвестиций;

  д) коэффициент прибыли в расчете  на одну акцию = чистая прибыль : число  акций. Исчисляет доход, приносимый одной акцией.

  3. Коэффициенты долгосрочной платежеспособности:

  а) коэффициент отношения заемного капитала к собственному = заемный капитал : собственный капитал. Показывает степень финансовой самостоятельности;

  б) коэффициент обеспеченности процентов  по кредитам = (чистая прибыль до выплаты  налогов + проценты по кредиту): проценты по кредиту. Характеризует степень  защищенности кредиторов от недобросовестных плательщиков.

  4. Коэффициенты, характеризующие  положение на рынке:

  а) коэффициент рыночной цены акции  к доходам на одну акцию = рыночная цена одной акции : доход на одну акцию. Показывает, сколько вкладчик может заплатить за каждый рубль дохода;

  б) коэффициент полученных дивидендов на одну акцию по рыночной цене = дивиденд на одну акцию : рыночная цена одной  акции. Отражает отдачу на вложенный  акционером капитал;

  в) коэффициент рыночного капитала = изменение рыночной цены акции  конкретной компании : среднее изменение цен всех котирующихся на рынке акций, %. Характеризует степень изменения конкретных цен в сравнении с ценами акций других предприятий.

  Для установления путей повышения результативности работы предприятия используется система технико-экономических показателей, которые характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Они отражают уровень использования оборудования, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов, качество выпускаемой продукции, эффективность производства, квалификацию кадров, организацию производства и труда, производительность труда и др. Сложность использования вышеназванных показателей состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.

  В условиях рынка важное значение имеют  показатели качества продукции или  оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение  конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.

  Показатели  качества различны для видов продукции  разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания  главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.

  В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые  дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.

Информация о работе Основные показатели оценки деятельности предприятия