Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:41, реферат
В условиях рынка в осуществлении производственной, хозяйственной, коммерческой и других видов деятельности всегда имеется элемент риска. Он выражается в производстве изделия, которое может получить недостаточный спрос, в потере прибыли, банкротстве и т.д. Следовательно, стремление уменьшить степень риска требует проведения тщательных экономических расчетов результатов работы на всех участках производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, их анализа и оценки. Их осуществление предполагает наличие соответствующих критериев оценки, экономических показателей и соответствующих методов расчета, учета и обобщения.
Оценка активов по текущей стоимости позволяет более точно учесть при подсчете величины прибыли расходы по содержанию и замене устаревшего оборудования. Этот метод оценки также позволяет более точно учесть структуру активов в разных сферах бизнеса, их отраслевую специфику, возможность определить размер дивидендов по акциям предприятия и, что важно, без ущерба для нужд перспективного развития производства. Недостатком является субъективизм в определении стоимости замещения активов.
При выборе стратегии инвестиционной политики предприятия, при поиске ответа на вопрос, куда вкладывать капитал, при оценке уровня конкурентоспособности и других необходимо использовать показатели, характеризующие эффективность использования различных производственных ресурсов.
Такими показателями являются объем полученной прибыли на вложенный капитал; доля валовой или условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно-чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно-чистой продукции к расходам на заработную плату. При определении показателей объема полученной прибыли на вложенный капитал применяются два основных метода его расчета:
∙ на базе акционерного капитала;
∙ на так называемой экономической основе.
При первом вложенный капитал - знаменатель - представляет собой сумму акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенную прибыль предприятия, а величина полученной прибыли до налогообложения - числитель. При втором вложенный капитал включает, помимо акционерного капитала, сумму долгосрочных займов предприятия, нередко сумму краткосрочной задолженности и овердрафт, а прибыль представляет величину условно чистой прибыли.
В обоих случаях знаменатель дроби может быть выражен через сумму активов предприятия. В первом - это будет стоимость основного и оборотного капитала за вычетом всех видов заемных средств, во втором - внимание сосредоточивается на оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Этот показатель можно также использовать для сравнения работы одного предприятия с другим, но здесь следует иметь в виду, что предприятия должны быть с однородной структурой издержек производства и строением капитала. Например, в капиталоемких отраслях промышленности его уровень всегда будет намного ниже, чем в трудоемких.
Среди других показателей, получивших широкое распространение в условиях рынка, следует отметить:
1.
Показатели эффективности
2. Показатели структуры издержек производства.
К первой группе относятся такие показатели, как доля валовой или условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно-чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно-чистой прибыли к издержкам на заработную плату.
Ко второй группе относятся: доля авансированного капитала и условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля основного капитала в объеме продаж; доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.
В условиях рынка чрезвычайно важно анализировать уровень издержек производства с позиции их уменьшения. Этот анализ производится как в отношении влияния техники и технологии, так и эффективности выбранной структуры их элементов. Сюда можно отнести множество показателей производительности: труда, капитала, энергии и др.; к структурным показателям - долю основного капитала в объеме продаж, долю запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.
Систематический и всесторонний анализ деятельности предприятия позволит:
∙ быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
∙ точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
∙ определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
∙
находить оптимальные пути решения
проблем предприятия и
При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, например, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в деле снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.
Важно
усвоить, что нет и не может
быть такого показателя хозяйственной
деятельности, который годился бы на все
случаи жизни. Для того чтобы развиваться
в условиях острой конкуренции, руководитель
(предприниматель) должен видеть, чувствовать
результаты всех видов деятельности, а
это означает, что необходимо формирование
системы взаимосвязанных показателей,
отражающих степень достижения целей,
период и тип организации.
Анализ финансового положения предприятия
В условиях рынка чрезвычайно большое значение имеет знание финансового положения предприятия в каждый данный момент. С этой целью используются разнообразные коэффициенты.
1. Коэффициенты текущей платежеспособности:
а) коэффициент покрытия = (ликвидные активы : краткосрочные обязательства). Используется для определения способности предприятия оплачивать текущую задолженность;
б)
коэффициент ликвидности = (денежная
наличность + ценные бумаги + счета к
получению) : краткосрочные обязательства.
Характеризует способность
в) коэффициент среднего срока складирования = (число дней в году в средний уровень запасов) : себестоимость реализованной продукции. Отражает средние сроки складирования материально-производственных запасов.
2. Коэффициенты рентабельности:
а) коэффициент чистой прибыли на 1 руб. реализации = чистая прибыль: общий объем продаж. Характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции;
б)
коэффициент оборачиваемости
в) коэффициент отдачи на вложенный капитал = чистая прибыль : средняя величина актива. Определяет рентабельность;
г) коэффициент отдачи собственного капитала = чистая прибыль : средняя величина акционерного капитала. Характеризует выгодность инвестиций;
д) коэффициент прибыли в расчете на одну акцию = чистая прибыль : число акций. Исчисляет доход, приносимый одной акцией.
3. Коэффициенты долгосрочной платежеспособности:
а) коэффициент отношения заемного капитала к собственному = заемный капитал : собственный капитал. Показывает степень финансовой самостоятельности;
б) коэффициент обеспеченности процентов по кредитам = (чистая прибыль до выплаты налогов + проценты по кредиту): проценты по кредиту. Характеризует степень защищенности кредиторов от недобросовестных плательщиков.
4. Коэффициенты, характеризующие положение на рынке:
а) коэффициент рыночной цены акции к доходам на одну акцию = рыночная цена одной акции : доход на одну акцию. Показывает, сколько вкладчик может заплатить за каждый рубль дохода;
б) коэффициент полученных дивидендов на одну акцию по рыночной цене = дивиденд на одну акцию : рыночная цена одной акции. Отражает отдачу на вложенный акционером капитал;
в) коэффициент рыночного капитала = изменение рыночной цены акции конкретной компании : среднее изменение цен всех котирующихся на рынке акций, %. Характеризует степень изменения конкретных цен в сравнении с ценами акций других предприятий.
Для
установления путей повышения
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.
В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.
Информация о работе Основные показатели оценки деятельности предприятия